11 декабря 2019. Аукцион, на который 10-го и 11 октября этого года были выставлены шесть лотов на доли квот краба стригуна красного в подзоне Приморье, Западно-Сахалинской подзоне и стригуна ангулятуса в Восточно-Сахалинской, Северо-Охотоморской подзонах был признан несостоявшимся, так как заявок от возможных инвесторов и предприятий, уже имеющих квоты на промысел этих глубоководных видов, не поступило. Фактически это был протест против необоснованных экономических расчетов и других условий, выставленных Росрыболовством. Доводы предприятий, ранее озвученные устроителям торгов, не подействовали, и бизнес, как говорится, "проголосовал ногами", в данном случае просто не подав ни одной заявки.
Между тем Росрыболовство планирует объявить в декабре повторный аукцион по продаже квот на вылов глубоководных крабов. Складывается впечатление — уже из чистого упрямства, так как анализа причин провала октябрьского аукциона у ведомства явно нет. С помощью отраслевых экспертов попробуем провести такой анализ самостоятельно.
Основной причиной неудавшихся аукционов в октябре явилась экономическая необоснованность в расчетах прогнозирования прибыльности добычи этих видов крабов в случае приобретения предложенных долей квот. Эксперты этот важный фактор отмечали давно, но к их мнению регулятор не прислушался. Возможные инвесторы и предприятия, уже имеющие квоты на добычу этих крабов, заявки на участие в аукционах не подали, отказавшись приобретать глубоководные крабовые квоты, являющиеся априори убыточными.
И здесь совершенно несущественное снижение стоимости лотов на 10% ситуации никак не меняет.
По расчетам экспертов Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края, начальная цена всех лотов в 780 млн рублей (или в 11 млн долларов США) даже при ее снижении на 10% не выведет промысел глубоководных крабов в зону рентабельности. По их расчетам, аукционные расходы и обязательства постройки новых судов, обремененные банковскими кредитами (так как ни одна компания в этой ситуации не сможет обойтись без кредитов), определяют реальный срок окупаемости более чем в 30 лет. Квоты же, напомним, представляются всего на 15 лет, так что в данной ситуации выигрывают только банки, и все это отчетливо понимают.
Фактор экономической целесообразности, безусловно, очень важен, но кроме него в условиях аукционов добавляется и совершенно невыполнимое требование о постройке специализированного краболовного судна для глубоководного промысла на глубинах до 2500 метров.
В Росрыболовстве и Совете Федерации спецификация такого судна имеется. Очевидно, что требования к глубоководному краболову значительно выше, чем к краболову обычному.
Дело в том, что все техническое насыщение "глубоководных" судов приобретается за рубежом и изготавливается по лучшим мировым стандартам.
Такое оборудование сегодня в России не производится, ввиду чего требования Постановления правительства № 719 "Об импортозамещении в судостроении" однозначно не могут быть выполнены, а это значит, что судно не будет признано российским.
Вот это обстоятельство само по себе и является непреодолимым препятствием для гипотетических участников аукционов по продаже квот на глубоководного краба, и любой инвестор, пожелавший приобрести эти квоты, неизбежно столкнется с ним.
Да и при всем, даже самом горячем желании "глубоководное" судно уже будет невозможно заказать на верфях Дальнего Востока, так как судостроители ДВ уже заявили о том, что подписали соглашения с компаниями, которые осенью купили лоты на промысел шельфовых видов крабов. Например, холдинг "Антей" еще до крабовых аукционов стал сотрудничать с Находкинским судоремонтным заводом, в сентябре рыбаки и судостроители подписали меморандум. Компания "Сигма Марин Технолоджи" еще за полгода до торгов договорилась работать с "Восточной верфью". И суда уже строятся — 26 ноября на приморском предприятии прошла церемония закладки первого краболова.
А вот группа компаний "Примкраб" рассматривает размещение строительства краболовов на западных верфях. То есть все участники крабовых аукционов еще до процедуры подачи заявки уже знали, где они будут строить суда, и получили предварительные гарантии того, что заказы будут исполнены.
Также отметим, что компании, заключившие договоры на выигранные на торгах крабовые квоты, получили около полугода на то, чтобы предоставить в Росрыболовство копию договора на строительство судов, а также график реализации проекта. Естественно, что такие требования и привели к тому, что рыбаки заранее оговаривали условия и "контрактовали" судостроителей. Затем победителям аукционов , напомним, еще предстоит отчитываться перед Минпромторгом о реализации каждого проекта, и для этого требуется тщательная подготовка договоров.
Судостроение уже сейчас, как уже говорилось, перегружено заказами от компаний, купивших квоты на шельфовых крабов, и инвестор, рискнувший заняться строительством судов для промысла глубоководного краба, просто не сумеет вклиниться в напряженные графики верфей.
Если аукцион пройдет в начале 2020 года, то они придут к судостроителям, когда те уже будут загружены портфелями заказов. И, как уже было сказано, нет технического обеспечения глубоководного промысла, все устанавливаемое на таких судах оборудование – только импортное.
Гипотетически, конечно, на Дальнем Востоке за этот проект могли бы взяться Славянский судоремонтный завод (но его опыт в судостроении – одна баржа) и несколько хабаровских предприятий, которые входят в холдинг ОСК, но и эти заводы сейчас загружены заказами Минобороны.
Опять же в теории можно заказать суда и на западе страны, но в этом случае заказчик строительства может лишиться потенциальных 20% возмещения затрат на строительство краболовов. Напомним, что еще осенью вицы-премьеры Алексей Гордеев и Юрий Трутнев обратились к президенту РФ с предложением о субсидировании затрат на приобретение краболовных судов, построенных в ДФО. И хотя пока официально механизм субсидирования не определен и не закреплен постановлениями правительства, все участники прошедших торгов всерьез рассчитывали на 20%-ное субсидирование затрат. Отсюда — и массовое бронирование заказов именно на дальневосточных судоремонтных и судостроительных заводах.
Еще одна возможная проблема, на которую указали сами судостроители на совещании в рамках визита на судостроительные заводы региона зампреда комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина и его коллеги по парламенту Елены Грешняковой, — это серийность заказов и готовность проектов.
Представители верфей акцентировали внимание на то, что если по обычным краболовам понятна серийность и есть готовые проекты, то специализированные суда для глубоководного промысла не имеют готовых проектов. Мнение судоверфей поддерживают и рыбаки, они так выступают именно же за серийность заказов.
По словам президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгия Мартынова, сегодня сохраняется и полная неопределенность с будущими затратами на строительство судов для глубоководного промысла.
В целом проведение "глубоководных" аукционов возможно уже только в 2020 году, а это означает, что купивший лоты на глубоководного краба в начале будущего года сможет приступить к промыслу только в 2021 году, и средства, потраченные на покупку квот, будут, по сути, "заморожены" на целый год.
Дальневосточные рыбаки уже обращались со всеми раскрытыми выше аргументами в Росрыболовство. Общественный совет при Росрыболовстве поддержал обращение к руководству отрасли об исключении глубоководных крабов из перечня объектов промысла, распределяемых на аукционах.
Однако ведомство-регулятор опубликовало заявление своего руководителя Ильи Шестакова о том, что решения о проведении повторных торгов принято – без ясного обоснования, впрочем. Возможно, такая настойчивость — это выполнение требований законодательства, но, например, ранее разыгрываемые квоты на другие виды биоресурсов (в частности, лоты на право вылова сардины в ИЭЗ Японии) после того, как не оказалось заявок участников, повторно на аукционы еще не выставлялись.
Промысловики, работающие на глубоководных объектах, в свою очередь заявили, о том, что ценность и стоимость глубоководного краба значительно ниже, чем у шельфовых крабов, и имеется еще одно серьезное препятствие по продажам продуктов глубоководного краба.
Дело в том, что внутренний рынок России для компаний закрыт. Как отмечает член совета директоров РК "Восток-1" Александр Передня, занимавшийся этим вопросом и выходивший на уровень двух вице-премьеров правительства России, несмотря на понимание сути проблемы заместителями председателя правительства РФ глубоководные крабы так и находятся под запретом к ввозу и реализации на территории России и Таможенного союза — по причине наличия в них органического мышьяка, уровень которого превышает действующие санитарные нормы России, которые морально устарели и не соответствуют международным стандартам. Отраслевая наука, впрочем, обозначает срок проведения необходимых исследований по решению данной проблемы. "Не менее10 лет".
Глубоководный промысел рыбы и краба — новое направление в мировом промышленном рыболовстве, ему менее 20 лет, и сегодня обладают такими компетенциями только российские компании.
За прошедшее время компании, которые осваивали и развивали глубоководный промысел, по мере накопления опыта модернизировали и переоснащали свои промысловые суда, оснащая их самым лучшим в мире оборудованием, которое позволяет эффективно работать на большой глубине. Эти компании уже имеют современный, специализированный и эффективный флот, которым уже обеспечивается стопроцентный вылов квот глубоководных крабов в Дальневосточном бассейне.
А вот участвовать в аукционе эти компании не имеют возможностей, так как, как уже было отмечено, глубоководный краб не дает сверхприбыли, а, наоборот, требует постоянных вложений в переоснащение судов для развития этого вида промысла.
Так что ситуация складывается следующим образом. Компании, которые освоили и развили глубоководный промысел, обречены на банкротство, их сотрудники — на безработицу. Если эти компании будут участвовать в аукционе, то возложат на себя неподъемные обязательства по выплате аукционной стоимости и постройке новых судов. Если не будут участвовать, то лишатся половины своих квот. Но в любом случае они будут поставлены перед необходимостью ликвидации половины своего современного специализированного на большие глубины краболовного флота. Эти суда окажутся невостребованными в России (учитывая обязательство построить новые), а значит — имеющийся флот надо либо утилизировать, либо продавать. И эти суда действительно востребованы за рубежом, т.е. все наработки и накопленный опыт придется отдать потенциальным иностранным конкурентам. И те 20 лет, когда методом проб и ошибок предприятия совершенствовали флот и развивали промысел, зарубежные конкуренты "пробегут" за один миг, просто купив готовое судно.
И получается, что сейчас методом принуждения к аукционам глубоководного краба (а ведь уже идут и попытки выставить якобы для инвестиций и глубоководную рыбу макрурус) действующих рыбаков толкают к сдаче своего опыта и наработок иностранцам.
Любой инвестор, купивший "глубоководные" квоты, должен понимать, что ему придётся пройти весь этот путь, построить новые специализированные суда и обучить людей, так как никто ему продавать флот и отдавать людей, конечно же, не будет.