Деловая Россия знает, что делать с мусором в Приморье

Переработка ТКО может стать хорошим подспорьем для регионального бизнеса
С мусором надо что-то делать
Фото: из архива ИА PrimaMedia

29 января 2020. С 1 января 2020 года Приморье перешло на принципиально новый порядок обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в рамках нацпроекта "Экология". Теперь единый региональный оператор отвечает за транспортирование и утилизацию твердых коммунальных отходов. В Приморье это краевое государственное унитарное предприятие "Приморский экологический оператор", победившее по итогам конкурсной процедуры. Оно организовало всю систему обращения с отходами на территории края, выбрав на субподряд крупнейшие экологические компании. Однако начало "мусорной реформы" показало, что новая система обращения с ТКО заметно буксует. По-прежнему острой остается проблема транспортировки собранных отходов, не говоря уже об их сортировке и переработке.  Как оказалось, еще в октябре 2019 года комитет по природопользованию и экологии "Деловой России" инициировал сессию по технологическим решениям, применяемым в ходе мусорной реформы. О том, насколько эти решения актуальны для Приморья, корр. ИА PrimaMedia побеседовал с руководителем комитета по развитию жилищно-коммунального хозяйства Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Романом Ершовым.

Как рассказал собеседник агентства, выступавшие на сессии, сошлись во мнении, что многообразие отечественных и импортных технологий позволяет достичь показателей Нацпроекта "Экология".

Так, сортировочные центры с разной степенью автоматизации являются основой достижения показателей нацпроекта. Технологии могут быть как отечественные, так и зарубежные, а вот решения, применяемые при создании таких центров, индивидуальны. Положительный опыт внедрения "золотого стандарта" (сортировка + компост) был отмечен в Подмосковье.

При этом компостные системы — важная составляющая реформы. Сегодня применение компоста, к сожалению, не является повсеместной практикой, так как существуют ограничения, связанные с положениями санитарно-эпидемиологического контроля и справочниками НДТ (наилучшие доступные технологии) и требующие устранения путем межведомственного взаимодействия.

Производство RDF (Refuse Derived Fuel) — альтернативного топлива на основе ТКО для цементной индустрии — залог успеха реформы. Такое топливо имеет коммерческую перспективу, поэтому  развитию проектов по производству RDF-топлива следует уделять особое внимание.

Что касается новых технологий по малому промышленному сжиганию и по созданию из ТКО наполнителя для строительных материалов, то они требуют детального изучения с вынесением заключения по перспективности их внедрения.

— Во всем мире давно известно, что переработка отходов – это хороший прибыльный бизнес. Благодаря этому в некоторых европейских странах справились с мусорной проблемой как таковой. В Швейцарии, например, вообще не осталось ни одной свалки, а весь мусор превращается в новые товары или энергию, — напомнил Роман Ершов. – На сессии в "Деловой России" говорилось лишь о трех вида переработки ТКО, на самом деле их гораздо больше. Это и переработка пластика, и производство топлива для котельных, промышленных объектов, электростанций и т.д. Немаловажно, что переработка мусора в первую очередь плодотворно влияет на экологию, а именно такую задачу, прежде всего, призван решить национальный проект "Экология", в рамках реализации которого свое место может найти и бизнес.

На сегодняшний день законодательная база предусматривает строительство, как минимум, пяти больших индустриальных мусороперерабатывающих комплексов в разных районах Приморского края.

— Идея прекрасная и жизнеспособная. Насколько я знаю, в данном направлении разрабатывались концессионные соглашения и инвестиционные договоры по сортировочным линиям, полигонам, перерабатывающим заводам и т.д. К сожалению, пока работа не началась. Причина, как мне кажется, заключается в том, что инвесторы по-настоящему еще не поняли, что переработка мусора – это, действительно, интересно и прибыльно. А не поняли они этого потому, что система обращения с твердыми коммунальными отходами в Приморье пока является неотработанной и непрозрачной. Вроде бы сейчас есть региональный оператор, который занимается вывозом ТКО по всему Приморскому краю. Но все мы видим, что здесь существуют определенные технические проблемы, с которыми только сейчас начали разбираться, — сказал Роман Ершов. — Как только будет налажен сам процесс транспортировки ТКО до точек сбора, сортировки и дальнейшей переработки, думаю, именно тогда у любого инвестора будет четкое понимание, что перебоев с поставкой сырья не будет.


Роман Ершов. Фото: предоставлено ПРО ООО "Деловая Россия"

Простой пример. Во Владивостоке существует проблема утилизации старых шин, которые убирают повсеместно во дворах города, после того как депутатами местной думы были приняты соответствующие поправки в правила благоустройства. Шины убирают, но далее никто не знает, как с ними поступить. Заводу в Артеме, перерабатывающему старые шины в резиновую крошку, такие большие объемы сырье ни к чему.

Однако есть предложение одной из компаний, производящих стройматериалы, которая готова установить специальные печи для обжига цементного клинкера, использующие в качестве альтернативного топлива старые шины и другие отходы.

В конце прошлого года это предложение обсуждалось на заседании одного из комитетов Думы города Владивостока. Представители завода выступили с подробным докладом. Однако представитель регионального оператора отнесся к этому предложению без энтузиазма. Как и представители администрации города Владивостока. Камнем преткновения стала организация регулярной доставки вторсырья из Владивостока. Как видим, опасения были обоснованными. Проблема транспортировки ТКО в масштабах всего Приморья с трудом поддается решению.

По мнению собеседника агентства, большое значение для создания по-настоящему рабочей системы обращения с ТКО имеет и предварительная сортировка мусора населением, или раздельный сбор мусора. Сегодня по такому принципу живут многие страны. В той же Швейцарии, о которой шла речь выше, для тех, кто не хочет этим заниматься, предусмотрены большие штрафы. То же самое можно увидеть и у наших ближайших соседей (Япония и Южная Корея).

— У нас, к сожалению, традиции разделения выбрасываемого мусора пока нет. Есть единичные случаи, когда сами бизнесмены ставят пирамидки для сбора пластика, который потом перерабатывается. Некоторые управляющие компании стараются как-то способствовать сортировке мусора. Это хорошая тенденция. Если это делать в комплексе и повсеместно, население привыкнет к раздельному сбору, что даст хороший толчок как бизнесу, так и решению экологических проблем в стране. Причем мотивация для населения может быть различной, начиная от экологической пропаганды и заканчивая экономическими стимулами, как это было в советское время, когда за сданное вторсырье население получало деньги от государства.  Нечто подобное  в рамках государственно-частного партнерства можно было бы организовать и сейчас, — сказал Роман Ершов.

Как считают в Приморском региональном отделении "Деловой России", реализация государственных программ по созданию мусороперерабатывающих комплексов с сортировочными линиями может способствовать развитию соответствующих направлений бизнеса, появлению безотходных производств, созданию дополнительных рабочих мест.

В Приморском региональном отделении "Деловой России" внимательно следят за развитием ситуации в связи с началом работы КГУП "Приморский экологический оператор". В организации имеется группа бизнесменов, готовых привлекать инвесторов и организовывать процесс переработки ТКО.

С другой стороны в организации с тревогой отмечают попытки огульно переложить проблемы, порожденные "мусорной реформой", на плечи предпринимателей. Речь идет о предложении министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации ужесточить наказание для компаний, которые не заключают договоры на вывоз отходов. Такой мерой, отмечают чиновники, можно мотивировать бизнесменов к оплате услуг по вывозу ТКО.

— Лично я считаю, что, прежде чем вводит какие-то штрафы, необходимо организовать нормальную инфраструктуру для обеспечения, как минимум, работы региональных операторов. Когда предприниматель приходит заключать договор, а ему говорят: ""Погодите, мы пока точно не знаем, куда будем вывозить мусор", как мне кажется, говорить о штрафах преждевременно. Конечно, поддерживать порядок нужно. Но прежде этот порядок нужно создать, — отметил Роман Ершов.

Председатель Приморского регионального отделения "Деловой России" Алексей Тимченко в разговоре с корреспондентом ИА PrimaMedia отметил, что в регионе необходимо формировать культуру работы с отходами.


Алексей Тимченко. Фото: предоставлено ПРО ООО "Деловая Россия"

— Собственно, сбор и переработка мусора – это не только прибыльная отрасль, но и показатель развития региона в целом. Поскольку Владивосток сегодня является центром международного сотрудничества в АТР и местом постоянного посещения туристами, мы должны показывать высокий уровень культуры сбора и переработки отходов, и это должно быть видно всем. Думаю, что в перспективе можно даже сделать какие-то артефакты из переработанных отходов, которые будут своего рода иллюстрацией того, насколько эффективно работает данная отрасль, — отметил лидер "делороссов" региона.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость