Фуры стоят, товар гниет, склады пустые — когда же овощи подешевеют в Приморье

Почему не снижаются цены на овощи в ДФО, рассказал крупнейший поставщик во Владивостоке
Цены на овощи во Владивостоке
Фото: ИА PrimaMedia

6 февраля 2020. Полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, Государственная дума и антимонопольная служба подключились к мониторингу цен на овощи в ДФО. Границы с Китаем снова открыты для грузовых фур, но цены на овощную продукцию не только не снизились, но и локально выросли в регионе. О причинах этого парадокса и реальном положении дел на рынке рассказал представитель крупнейшего поставщика овощей из КНР во Владивостоке, предприниматель Сергей Юрченко. По его информации, 6 февраля грузовые фуры с овощами все еще заблокированы в китайских провинциях, сообщает ИА PrimaMedia.

Российская сторона открыла границы с Китаем для грузов со 2 февраля. Однако до сих пор в магазинах Владивостока продаются помидоры по 500 рублей и огурцы по 400.

Сергей Юрченко объясняет, что реальные причины, которые мешают снижению цен — убытки поставщиков и перекрытые дороги южных китайских провинций, где все еще заблокированы фуры с товаром. Также с февраля Китай ввел новые ограничения на поставки овощей в Россию — теперь их можно завозить только монопозициями: одна машина — одно наименование. Из-за этого импортеры вынуждены приостановить грузопоток до тех пор, пока не оформят документы по новому образцу. 

"Машины, которые уже заехали в Приморье — это фуры, неделю простоявшие на границе. И пустили далеко не все. К 6 февраля из порядка 40 машин, насколько мне известно, смогли заехать 16. Они везли овощи и фрукты. Клубника, соответственно, просто "умерла", большое количество товара испортилось, а себестоимость пригодного к продаже выросла в несколько раз", — комментирует Юрченко.

Неделя простоя на границе, объясняет собеседник редакции, выливается в дополнительные расходы на бензин и зарплату водителю, который должен машину охранять. Предприниматели не будут работать в убыток, поэтому пытаются компенсировать выпадающие доходы, повышая цены, в том числе на остатки товара.

Ряд поставщиков отозвали транспорт до тех пор, пока ситуация с коронавирусом не разрешится. На дальневосточном рынке по овощному направлению образовался дефицит.

Как сообщает собеседник, пока неизвестно, когда грузопоток возобновится в прежнем режиме. Товара в Китае много, стоит он не так уж дорого. Хотя китайская сторона границу не закрывала, и грузоперевозки официально разрешены, вывезти товар из южных провинций, оказавшихся в центре эпидемиологической угрозы, невозможно, — из-за коронавируса заблокированы пути сообщения.

"Что касается оформления документов по новой моносистеме, пока и на китайской стороне нет полной ясности, как это правильно делать. Сейчас все решается в режиме "онлайн". Мы ждем отмашки, чтобы можно было довезти такие позиции, как лук, капуста, морковь и огурец. Лишь только они поступят в Приморье, цены сразу резко упадут", — говорит Юрченко, добавляя, что, как только ситуация урегулируется, и карантин будет снят, цены на приморском рынке могут вернуться в прежний диапазон в течение недели.

Ранее проходили сообщения, что крупнейший в регионе оптовый рынок овощей база "Дружба" заполнен товаром. По словам предпринимателей, это не соответствовало и не соответствует действительности. Дефицит все еще сохраняется. Дезинформация населения, которое пытались убедить в том, что рынок достаточно насыщен, множит новости о спекуляциях.

"Я не утверждаю, что спекуляций не было и нет. Просто хочу донести реальную ситуацию — товар, который завезли в Приморье, раскуплен за сутки. Поставщики понесли огромные убытки и хотят заработать. Ритейлеры тоже не заинтересованы оставлять полки пустыми и согласны платить дороже, лишь бы у покупателя было разнообразие. Отсюда баснословная наценка. Но 500 рублей за килограмм помидоров, считаю, неадекватная цена", — объясняет Сергей Юрченко.

Тема овощного дефицита последние недели лидирует в информационной повестке Дальнего Востока. Источники агентства среди ритейлеров, поставщиков и производителей признали невозможность импортозамещения китайских овощей российской продукцией. Ряд предпринимателей заблаговременно приняли меры и заказали товар авиасообщением и автотранспортом из центральной России, но цены на него недоступны для широких слоев населения.

"Местный производитель не закрывает и трети потребностей рынка. Его доля в продажах увеличивается с июля по сентябрь, когда начинается сезон. В остальное время 80% поставок овощей — импорт из Дальнего Зарубежья", — комментирует Юрченко.

Напомним, ранее вице-премьер правительства РФ и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев поручил губернаторам и антимонопольной службе уделить особое внимание ценам на овощи в дальневосточном регионе. Комитет Госдумы по экономической политике намерен запросить в ФАС результаты мониторинга.

Правительство РФ внесло коронавирусную инфекцию 2019-nCoV в список представляющих опасность для окружающих. В Приморье открыты изоляционные пункты для прибывших из КНР с подозрением на коронавирус. В Артеме, а также в Хасанском, Пограничном и Октябрьском районах объявлен режим ЧС. Грузовое сообщение с Китаем возобновлено, железнодорожное работает без перебоев.

За то время, что границы были закрыты, пострадал не только плодовоовощной рынок, но также другие сферы бизнеса, завязанные на КНР.

Смотрите полную версию на сайте >>>