17 апреля 2020. Человечество столкнулось с пандемией коронавируса, которая привела к кризисным явлениям в мировой экономике. В этих условиях задача любого банка состоит, в первую очередь, в обеспечении бесперебойной работы по оказанию финансовых услуг и защите интересов своих клиентов. На что может рассчитывать бизнес в сложившейся ситуации, какие меры поддержки может предложить банк, что представляют из себя кредитные каникулы в интервью ИА PrimaMedia рассказал управляющий Приморским отделением банка "Открытие" Кирилл Грибов.
— Кирилл Эрикович, что банк может предложить бизнесу в нынешней ситуации?
— Основная и первостепенная мера поддержки населения и бизнеса, пострадавших от коронавируса и экономической ситуации в целом, – это кредитные каникулы. Банк "Открытие" одним из первых предложил меры по поддержке предпринимателей и уже с 25 марта работает с бизнесом по этому направлению. Мы предлагаем клиентам отсрочку кредитных платежей по основному долгу и процентам на 6 месяцев: с 1апреля по 30 сентября 2020 года. На все виды кредитов. Без проведения финансового анализа и предоставления финансовой отчетности.
— Все ли предприниматели могут рассчитывать на каникулы?
— Каникулы будут предоставлены предприятиям, которые в большей степени пострадали от мер по борьбе с пандемией: сегменту HoReCA (кафе, рестораны, гостиницы), салонам красоты, компаниям, осуществляющим деятельность в сферах спорта, бытовых услуг, отдыха и развлечений (фитнес-клубам, театрам, развлекательным центрам, музеям), туристическим агентствам, детским развивающим центрам и заведениям дополнительного образования, стоматологиям. Кредитные каникулы позволят малому и среднему бизнесу пройти сложный период и продолжить свое дело.
— Как эти меры будут осуществлены технически?
— Есть возможность продлить срок действия кредитного договора в соответствии со сроком каникул, возможен и второй вариант: можно не продлевать, получив по окончании льготного периода увеличившуюся сумму ежемесячного платежа. В таком случае неполученные платежи распределяются по оставшемуся сроку договора. В течении льготного периода не начисляются неустойки за невыплату или ненадлежащее исполнение условий по возврату кредита или уплате процентов.
— Предусмотрены ли меры поддержки клиентов МСП других отраслей бизнеса, не из "списка пострадавших"?
— Да, есть предложение от банка "Открытие" — упрощенная реструктуризация, которая включает в себя отсрочку по погашению основного долга на срок до 12 месяцев, пролонгацию срока кредита до 12 месяцев, перевод задолженности по кредитной линии или овердрафту в график погашения с отсрочкой по погашению основного долга.
Также со 2 апреля банк "Открытие" отменяет комиссию за выдачу денежных средств в кассе для выплат заработной платы для клиентов из всех сегментов бизнеса, плату за ежемесячное обслуживание и комиссии на основных пакетах услуг расчетно-кассового обслуживания (РКО). Мы уже отменили комиссию за эквайринговый терминал для действующих клиентов и сделали ставку 1% за эквайринг для новых клиентов.
— Как быть крупным предприятиям в это время?
— Что касается крупных предприятий, то с каждым из них банк будет прорабатывать меры поддержки индивидуально. Их ситуацию мы понимаем и можем договариваться, понимая все их потребности, весь их бизнес.
— Что нужно сделать предпринимателю, чтобы получить кредитные каникулы и другие пакеты мер?
— Для этого достаточно обратиться к персональному менеджеру или в службу поддержки банка.
— В каких случаях физические лица имеют право на кредитные каникулы?
— Условия участия в программе следующие: 30% и более снижение среднемесячного дохода или длительная болезнь (более месяца). Подтвердить право на каникулы можно соответствующими документами: больничным листом или справкой 2-НДФЛ. По закону льготный период будет предоставлен только по кредитам, сумма которых не превышает: 3 млн рублей для ипотечных кредитов, 600 тысяч рублей для автокредитов, 300 тысяч рублей для потребительских кредитов индивидуальным предпринимателям, 250 тысяч рублей для потребительских кредитов физлицам, 100 тысяч рублей для кредитных карт. Сейчас обсуждается возможность увеличения сумм кредитных лимитов для некоторых регионов, для Дальнего Востока лимит по ипотеке уже увеличен.
— Есть ли у вас клиенты, которые уже обращаются с просьбами отсрочить платежи по кредиту?
— Клиенты активно интересуются мерами поддержки как для бизнеса, так и для населения, в банк уже обратились десятки клиентов, их заявления на каникулы либо одобрены, либо еще на стадии рассмотрения.
— Присоединится ли банк к только что принятой программе Правительства о предоставлении беспроцентных кредитов бизнесу?
Да, банк "Открытие" подписал соглашение с государственной корпорацией развития ВЭБ.РФ об участии в программе кредитования малого и среднего бизнеса по нулевой ставке на заработную плату. Это позволит предпринимателям из перечня пострадавших отраслей экономики оформить в банке "Открытие" беспроцентные кредиты на выплату заработной платы своим сотрудникам. Срок действия льготной ставки по кредиту в размере 0% составит до 6 месяцев.
— Как сейчас меняется режим работы банка?
— В связи с режимом по сдерживанию распространения коронавируса, в апреле работают дежурные отделения банка. Актуальная информация о графике работающих точек размещена на сайте банка. Все сервисы доступны в полном объеме. Планируется, что к концу апреля из-за увеличения потока клиентов и востребованности банковских услуг, в Приморье будут работать 90% отделений банка "Открытие".
Отдельно подчеркну: более 90% всех банковских сервисов и услуг банка "Открытие" доступны в режиме 24/7 через удаленные каналы (интернет— и мобильный банк, контакт-центр).
— Какие меры предприняты в банке, чтобы не допустить распространение коронавируса?
— Во исполнение рекомендаций Роспотребнадзора по соблюдению норм эпидемиологической безопасности, банк принял ряд мер по предупреждению вирусных заболеваний среди сотрудников и клиентов. В офисах установлены станции с антисептиком, нанесена разметка для соблюдения дистанции между клиентами. Проводится регулярная санитарная обработка помещений, включающая очищение всех контактных поверхностей. В региональной сети для сотрудников фронт-линии организован сменный график работы. Закуплены медицинские маски. Банк настроил ИТ-системы для поддержки растущего трафика дистанционного обслуживания клиентов. Здоровье и безопасность наших клиентов и сотрудников – на сегодня главнейший приоритет "Открытия". Берегите своих родных. Берегите себя.