8 мая 2020. Итоги зимней охотоморской минтаевой путины, так называемого сезона А, подвели в Русской Рыбопромышленной Компании (РРПК). С января по апрель 2020 года экипажи 14 судов компании, принимавших участие в путине, освоили почти две трети минтаевых квот, выделенных РРПК. Подробнее о том, как проходила путина, насколько успешной она оказалось, как компания справляется с сегодняшними вызовами, в интервью ИА PrimaMedia рассказал генеральный директор РРПК Виктор Литвиненко.
— Виктор Александрович, прошлый год был рекордным для РРПК по добыче минтая. Как складывается ситуация в этом году? Как бы вы оценили итоги сезона А?
— Первое, что нужно отметить, то, что минтаевая путина, завершившаяся в северной части Охотского моря, оказалась успешной для судов Русской Рыбопромышленной Компании. Путина проходила в относительно благоприятных метео— и ледовых условиях, и это позволило траулерам свести к минимуму непроизводительные потери.
Погода благоприятствовала рыбакам. Фото: предоставлено РРПК
С поставленными задачами экипажи справились, более того, результат нынешней зимней путины оказался лучше, чем в прошлом году. Тем самым Сезон А 2020 года стал рекордным за всю историю нашей компании — было добыто почти 170 тысяч тонн ценной рыбы. По сравнению с прошлым годом вылов минтая увеличился почти на 10 тысяч тонн.
— Какой объем минтаевой квоты этого года уже освоен?
— РРПК имеет почти 269 тысяч тонн квоты на вылов минтая, занимая по этому показателю одно из ведущих мест в России. Нетрудно посчитать, что на сегодняшний день судами нашей компании освоено больше половины квот, правильнее сказать, почти две трети.
Поскольку мы выбираем квоту в соответствии с графиком, можно с уверенностью сказать, что в этом году мы освоим все свои квоты.
В сезоне А 2020 года рыбаки РРПК добились рекордных выловов. Фото: предоставлено РРПК
— Что помогает справляться с такими объемами?
— Прежде всего, хорошая организация работы. Зимняя охотоморская минтаевая путина начинается первой, и мы готовимся к ней заблаговременно и очень тщательно. Это касается и подбора и подготовки экипажа, и ремонта и модернизации флота. Важные слагаемые успеха — выверенный прогноз добычи, отлаженная логистика в море и собственный флот. Можно сказать, что богатый улов, добытый рыбаками РРПК, стал результатом грамотного подхода к работе.
С января по апрель на промысле находилось 14 судов компании. Все экипажи в нынешний зимне-весенний период отработали стабильно. Если брать в абсолютных показателях, то лидером можно считать команду БМРТ "Березина". Под командованием капитана Николая Могруна экипаж существенно перевыполнил план не только по добыче, но и по производственным показателям.
— А что можно сказать о производственных показателях вашего флота в целом?
— В ходе путины нашему флоту удалось добиться высоких показателей выполнения плана производства. Большинство судов на промысле выполнили или перевыполнили план выпуска готовой рыбной продукции с начала года. Хорошие показатели у нас и по выпуску икры (плюс 1 тысяча тонн к плану).
Большинство судов на промысле выполнили или перевыполнили план выпуска готовой рыбной продукции. Фото: предоставлено РРПК
— Насколько нам известно, в РРПК уделяют большое внимание показателям качества продукции. Каковы эти показатели сегодня? От чего они зависят? Как их оценивают потребители?
— Скажу сразу, показатель качества напрямую зависит от выполнения экипажами тех условий, которые разработаны и внедрены на каждом судне в системе выпуска безопасной продукции — ХАССП. На сегодня подготовка и ответственность судовых специалистов технологических служб в РРПК находится на высоком уровне, что позволяет предлагать достойную, конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом и имеющую высокую оценку потребителя.
Также отмечу, что РРПК применяет современные технологии производства и однократной заморозки продукции непосредственно на борту рыболовных траулеров. Это позволяет максимально сохранить для потребителя уникальные вкусовые качества и полезные питательные свойства дикой белой рыбы.
Проверка качества продукции проводится и на судах (специалисты технологической службы делают это посменно, с занесением показателей в разработанные формы и с направлением их для анализа в офис и покупателям), и при доставке продукции в порт (российский или иностранный). Причем продукция проверяется и силами собственных специалистов производственного департамента РРПК, и с привлечением сотрудников независимых компаний, специализирующихся на оказании услуг проверки качества продукции на соответствие нормативным документам.
— Проводился ли мониторинг востребованности продукции на рынках в этом сезоне?
— Конечно. Это делается постоянно. В этом сезоне мы отмечаем устойчивый спрос на все виды производимой нами продукции (конечно, с учетом сложившейся на рынке ситуации). Но фаворитом продаж по-прежнему остается минтай б/г (то есть неразделанный, без головы).
Рабочие будни рыбаков РРПК. Фото: предоставлено РРПК
— Имеются ли трудности при сбыте продукции в связи с текущей экономической ситуацией? Как справляетесь с этими трудностями?
— Пандемия вынудила многие страны ввести дополнительные меры безопасности. Введенные ограничения, безусловно, оказали влияние и на РРПК. Как известно, в январе-феврале были значительные задержки погрузочно-разгрузочных работ в портах Китая. Но нашей компании удалось разгрузить все суда. Карантин в странах повлиял и на экспортные потоки. C начала года наблюдается снижение потребления продукции из-за сокращения работы сферы HoReCa (гостинично-ресторанного бизнеса), в сфере муниципальных закупок.
В сложившейся ситуации мы проявили гибкость, адаптируясь к новым условиям. Нам удается обеспечивать продажи продукции на традиционные рыбные рынки (Китай, Корея, Россия). У РРПК сложились долгосрочные партнерские отношения с рядом компаний, с которыми мы продолжаем сотрудничество, планируя выйти на прежние показатели поставок. Существенно увеличены поставки продукции на внутренний рынок. Рост по сравнению с прошлым годом составил 21%.
— Как оцениваете текущую ситуацию с продажами и какие перспективы видите?
— В сегодняшней ситуации нам удается обеспечивать стабильность компании. Мы рассчитываем, что по окончанию карантина начнется рост потребления продукции. Ситуация постепенно начнет стабилизироваться, и рыбохозяйственный комплекс страны будет поэтапно выходить из кризиса.