Владивосток, 8 ноября, PrimaMedia. Соглашение о развитии сотрудничества подписали два университета - Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и Университет окружающей среды префектуры Тоттори. В основе подписанного 31 октября Соглашения - развитие сотрудничества в области реализации обмена студентами, преподавателями, осуществление совместной научной деятельности, изучение русского и японского языков. В ходе визита во Владивосток члены делегации префектуры Тоттори встретились и с представителями ДВФУ для обсуждения вопросов возможного сотрудничества с федеральным университетом. Своими рассуждениями о встречах с коллегами и перспективах сотрудничества между вузами с корр. РИА PrimaMedia поделился ректор Университета окружающей среды префектуры Тоттори г-н Фурусава Ивао.
- Уважаемый г-н Фурусава, каково Ваше мнение об этих двух встречах, какова оценка этих мероприятий?
- Действительно, программа была насыщенной. Мы встречались с ректором ВГУЭС г-ном Лазаревым и с проректором по науке и инновациям ДВФУ г-ном Анвиром Фаткулиным.
Но с г-ном Лазаревым мы встречались и ранее, год назад он был у нас в Тоттори. Еще в рамках визита во ВГЦУЭС у нас была встреча г-жой Якименко, зав. кафедрой экологии и природопользования. Она провела нам небольшую экскурсию, рассказала вкратце о научной деятельности ВГУЭС в сфере экологии. Мы говорили о человеческом факторе влияния на природу и, наоборот, о влиянии природы на развитие человеческого фактора.
У ВГУЭС есть опытная станция, где ведутся наблюдения, ставятся различные опыты, описываются те или иные изучения, ведется соответствующая работа. После экскурсии у нас была официальная встреча с г-ном Лазаревым и проректором по развитию ВГУЭС г-жой Шиловской. Был обмен мнениями: говорили о том, что у обеих сторон есть желание развивать межвузовские связи как в области студенческих групп, так и в области преподавательского состава.
Руководство ВГУЭС проявляет большой интерес к Японии, образовательному процессу, традициям, культуре. Доказательством такого отношения служит японская комната, которая сейчас создается на базе университета. Еще в ходе нашей встречи мы много говорили о возможности общения в интерактивном режиме, это возможно при проведении различных видеоконференций, телемостов
- Как долго велась работа, которая завершилась подписанием соглашения?
- Общение непосредственно с представителями ВГУЭС произошло летом прошлого года, тогда возникло взаимное решение о работе в области реализации обмена студентами, преподавателями, осуществлении совместной научной деятельности, изучении русского и японского языков. Теперь соглашение подписано. Я уверен что от взаимного общения и реализации разных экопрограмм, наши студенты и преподаватели только выиграют.
- А чем закончилась встреча с проректором ДВФУ г-ном Фаткулиным? Каковы дальнейшие перспективы? С чего начнете совместную работу?
- Когда-то у нашего университета были выстроены деловые отношения с ДВГУ. В 2003 году было подписано соглашение. Сейчас, после встречи с г-ном Фаткулиным, мы пришли к выводу, что наше общение должно строиться в трех направлениях. Это студенческие и преподавательские обмены и научные исследования. Но добавлю, что будут у нас и культурные обмены - встречи спортсменов, творческих коллективов, талантливых молодых людей... Причем, именно культурные обмены дадут старт нашим совместным отношениям. Они более легкие, более продуктивные для установления связей.
- Стало известно, что статус вашего вуза в ближайшем будущем несколько изменится. Можно поподробнее об этом: чем это вызвано и что изменится в структуре учебного заведения?
- Наш университет еще сравнительно молод, ему всего 11 лет. До сей поры это было частное учебное заведение, а теперь вуз переходит на общественные "рельсы". В связи с этим переходом изменится и система образования университета. Мы приглашаем к сотрудничеству много новых преподавателей. Но эти перемены повлекут за собой привыкание к новшествам и студентов, и преподавателей. И на это потребуется время.
Учитывая, что университет был небольшим учебным заведением, мы порой испытывали некоторые трудности с набором студентов. Статус общественного университета на уровне области, муниципалитета, который работает в этом направлении - это уже другой, более выигрышный, более престижный статус для вуза. Тема смены статуса университета впервые была затронута три года назад и вот сейчас работы в этом направлении подходят к своему логическому завершению. С апреля будущего года в университете будут организованы два крупных факультета - факультет менеджмента и факультет окружающей среды. На их базе мы намерены развивать сотрудничество с другими иностранными университетами, в том числе и с ВГУЭС. Ради этого и было подписано соглашение о сотрудничестве.
Изменится и финансовая составляющая с таким переходом. Если раньше год обучения обходился студенту в 1 млн. иен (около 400 тыс. руб.), то сейчас этот показатель сократился в два раза.
Концепция нового университета - воспитание в префектуре Тоттори на фоне ее богатейшей природы кадров, ориентированных на международную деятельность способных глобально оценить тенденции последующего развития Японии и всего мира, сохраняя при этом видение местного жителя, дорожащего окружающей средой и отношениями между людьми.
Сам по себе университет настроен на развитие межвузовских международных связей, и хочется, чтобы конкретные результаты в этом направлении появились уже в ближайшем будущем. Но отмечу, что Соглашение - это лишь первый шаг, в дальнейшем будем говорить о конкретных направлениях развития сотрудничества между вузами.
- А сколько всего студентов занимается в вашем вузе, есть ли среди них иностранцы?
- Т.к. у нашего университета еще небольшой трудовой "стаж", то массовым его пока назвать трудно. У нас учится сейчас 1112 человек. Что касается иностранцев, то их пока всего двое - это ребята из Китая. До настоящего времени развития вуза в международном направлении как такового не было. Но после реорганизации мы будем международные отношения развивать намного активнее.
- Одним из направлений международной межвузовской деятельности станет обмен студентами. Как в данном случае будет преодолеваться языковой барьер ведь все ребята из разных стран?
- Я приведу конкретный пример, он имеет прямое отношение к нашему учебному заведению. Сейчас мы сотрудничаем с вузом Республики Корея. Идет активный студенческий обмен: порядка 12 наших студентов отправляются в Корею и около 15 приезжает к нам. Между собой ребята общаются на английском языке. А т.к. пи реорганизации вуза будет создан факультет международного менеджмента, то иностранные языки станут одним из важных моментов в системе преподавания. В ходе образовательного процесса мы ставим перед собой цель - воспитать специалистов, которые будут работать в регионе бассейна Японского моря. А это связи с Республикой Корея, Китаем, Россией. С этой же целью через год в университете будет вводиться в программу, в частности, обучение русскому языку.
- В Японии тщательно подходят к вопросам экологии, охраны окружающей среды. А много ли таких вузов в стране, которые занимаются экологическим направлением?
- Это сложный вопрос. Что касается образования по направлению "Экология и охрана окружающей среды", то в Японии достаточно вузов, где можно получить образование по таким специальностям. Но в этих вузах все больше кафедры или отделения. Там слишком узкая специализация. Поэтому воспитание будущих кадров в области окружающей среды там ограничено. Наш университет в подготовке молодых специалистов уже исходит из самого названия. Здесь активно занимаются воспитанием кадров, которые будут работать в соответствующей сфере, и у которых будут глубокие знания, позволяющие им достойно работать.
- Несмотря на то, что университет еще сравнительно молод, но несколько выпусков уже состоялось. Насколько востребованы ваши выпускники и где - в префектуре, регионе или по всей стране?
- Что касается трудоустройства молодых специалистов в префектуре Тоттори, то, то префектура имеет небольшую территорию, и достаточного числа рабочих мест в этом направлении, конечно, не хватает. Но к нам ребята едут из разных уголков Японии и после завершения учебы возвращаются в свои регионы или едут в другие префектуры. В университет 40% студентов - это ребята из Тоттори, а 60% - приезжие из других районов Японии.
Что касается трудоустройства, то могу заверить - наши выпускники имеют отличные знания. Но здесь, как и во всем мире - кто-то после окончания устраивается работать по специальности, а кто-то предпочитает иной вид деятельности, идет работать в другую сферу, никак не связанную с окружающей средой. Хотя отмечу, что сфера окружающей среды и экологии весьма и весьма широка - тут и промышленная переработка отходов, и очистка воды и почв, сокращение вредных выбросов и т.д.
Если говорить о целевых наборах, чтобы студент после обучения не менял специальность, а шел на закрепленное предприятие, то это, слишком, идеальный вариант. Конечно, крупные компании могут позволить заложить в бюджет работу в этом направлении -обучение студентов в этом направлении. Маленькие предприятия вряд ли имеют достаточно средств. Но, тем не менее, общая тенденция производства в Японии направлена на сохранность окружающей среды и улучшение экологии. Везде можно и видеть лозунги на эту тему.