Интересную аналитику привела у себя на сайте газета Российского союза туриндустрии RATA News
В 2003 году британец Гарет Уильямс, профессиональный айтишник и страстный лыжник, искал недорогие билеты на зимний курорт. Для наглядного сравнения возможных вариантов перелета Уильямс заносил цены в программу Excel. Из этой незамысловатой таблички вскоре вырос один из первых в мире метапоисковиков Skyscanner, который сейчас является самым посещаемым сайтом в Европе - более 10 млн пользователей в месяц.
По расчетам директора метопоисковика Jizo.ru Сергея Лаврентьева, российские пользователи ежемесячно делают около 10 млн запросов на поисковых сайтах, в то время как один только американский сервис Kayak.com обрабатывает столько же запросов за пять дней, а китайский Qunar.com - за два.
Это к вопросам об активности туристов на просторах Интернета при подготовке поездки.
Евгений Коновалов, главный редактор сайта о путешествиях PoPlanete.ru:
- Лично мне доставляет удовольствие сам процесс планирования маршрута путешествия и последующие "сросты". Я читаю в Интернете отзывы таких же самостоятельных путешественников, у которых можно узнать много интересного и полезного. Например, где дешевле остановиться, где можно вкусно и недорого поесть, как лучше добраться до того или иного пункта. Плюс можно узнать о каких-то интересных и малоизвестных местах, куда не ступала нога организованного туриста.
Главный плюс Интернета - экономия.
Особенно это касается авиабилетов. Ведь существует множество так называемых "лоукостеров". Можно через Интернет найти дешевые билеты и удобные стыковки. В той же Европе через Интернет можно купить билеты даже на автобус.
Макс Майдаченко, фотограф фрилансер и путешественник:
- Года три назад предпочитал все сам делать через Интернет. Нравилось составлять маршрут, часами сидеть изучать информацию. А как то раз решил проверить - сколько я экономлю по деньгам, и обратился в турфирму. И как оказалось, через турфирму вышло дешевле, по сравнению с тем, что я насчитал индивидуально. ... Позже, когда я подружился с менеджером турфирмы, я понял, что все зависит от направления отдыха. В Европу лучше самому все делать. А поездку в Азию лучше заказывать через туркомпанию. Как показал опыт, билеты на Korean Air оказываются в турфирме дешевле, чем для рядового приобретения. А все потому, что корейцы в систему Интернет-продаж не вкладывают самые низкие тарифы.
Когда делал все сам, то под занавес голова гудела - а вдруг где-то сделал ошибку, а вдруг что-то неправильно заполнил, а если не все учел... С турфирмой в этом отношении проще. Пришел, сделал заявку, они все сами просчитали, перезвонили, а тебе только остается подписать договор. Огромный плюс заказа маршрута или поездки через турфирму - если какие-то проблемы, то все возмещают без проблем.
А когда едешь самостоятельно, то приходится все решать самому, а порой бывают ситуации, когда нет ни опыта, ни знаний, ни возможностей.
Кроме того, турфирма оказывает визовую поддержку - не надо собирать бумаги, заполнять анкеты, ходить в консульство... Хотя, как показывает жизнь: турфирма турфирме рознь.
Светлана Черепанова, журналист:
- Дилемма "Как лучше ехать - через Интернет или турфирму" своими корнями порой уходит в желание сэкономить. Есть расхожее мнение, что "турфирмы дерут". Но! На первом месте в любой поездке должны стоять безопасность, комфорт, удобства и как следствие - приятные впечатления.
Поэтому в первый раз можно и нужно ехать с турфирмой.
Во-первых, вы себе облегчите процедуру получения визы (да, возможно, придется заплатить чуть-чуть выше консульского сбора, но зато сэкономите время и нервы). Во-вторых, не переплатите за отель (ведь у турфирм есть групповые скидки, которых не видать ни одному индивидуальному туристу), а если отель не понравится - всегда есть, кому высказать претензии. В-третьих, экскурсионная программа - даже если вы читали и виртуально бродили по тому или иному зарубежному городу - трехмерную картинку придаст всему именно грамотный экскурсовод. Главное - выбрать проверенную турфирму и обезопасить себя с помощью различных договоров и страховок. Другое дело если вы заслуженный и опытный ездок и выбираете индивидуальный тур. Тогда Интернет и минимальное знание иностранного языка вам в помощь. Через всемирную паутину можно сделать всё - проследить отправку документов в консульство на визу, выбрать гостиницу, хостел или даже арендовать квартиру, просчитать стоимость поездки на внутреннем транспорте. Главное в организации самостоятельной поездки обойти все подводные камни и не переплатить там, где обычно переплачивают наивные иностранные граждане-туристы. В этом случае надо набраться терпения и побороздить просторы вот этого самого интернета. Пожалуй, самую свежую информацию можно найти на любом русскоязычном форуме о той или иной стране. Главное вбить через поисковик соответствующие слова. Тогда вы можете за гроши проехать в общественном транспорте; найти недорогую и удобную квартиру в центре города; узнать, в какие дни бесплатно работают музеи, где недорого и вкусно поесть настоящую национальную кухню и купить нормальные сувениры. Таким образом, говорить что лучше - поездка с турфирмой или через Интернет - я бы не стала.
Это, как говорится, разные весовые категории.
Сергей Спирин, генеральный директор туркомпании Lucky Tours:
- В последнее время, действительно, стала активно развиваться тема использования туристических услуг через системы он-лайн. Но говорить, что это негативно скажется на работе турфирм, я бы не стал. На мой взгляд, такая ситуация должна "подхлестнуть" туркомпании вести более активную работу на рынке искать новые возможности привлечения клиентов, расширять маршрутную сеть.
Если говорить более конкретно, то неопытному путешественнику или человеку с отсутствием знания иностранного языка очень сложно срастить через Интернет поездку и все сопутствующие услуги.
Если в маршруте поездки предвидится две или несколько стран, то тут потребуются соответствующие знания, умения и опыт. Стыковки рейсов, визовые формальности ( а в каждой стране ест свои особенности), бронирование ряда услуг, когда необходим гарант - тут без турфирмы не обойтись. А когда человек предпочитает простой маршрут и не хочет стоять в очередях, то тут может справиться и самостоятельно.
Не стоит забывать, что у многих туркомпаний есть заключенные контракты с отелями, и в таких случаях цены меньше предлагаемых в каталоге или на сайте. Не редки случаи, когда туристов активно предупреждают не пользоваться интернет-сайтами для бронирования отелей или заказа экскурсий, т.к. выявлены работающие в этом секторе мошенники.
Сейчас на приморский рынок пришли крупные туроператоры, у которых есть чартерные рейсы, целая сеть собственных отелей. И тягаться с ними индивидуал по цене вряд ли сможет, в первом случае цена будет все равно меньше.
Дмитрий Сиволовский, начальник отдела туризма и экскурсий ОАО "Приморавтотранс":
- Есть ряд туристов, у кого планирование поездки через Интернет - это как хобби, как некий ритуал. Аналогичная ситуация наблюдалась несколько лет назад в США. Сначала был большой скачок использования он-лайн услуг в туристическом секторе, а потом народ опять повернулся лицом к туркомпаниям. Сегодня предложений на туристическом рынке очень много, и неспециалисту в них трудно разобраться. Лучше заплатить небольшой процент комиссионных, но все будет сделано гораздо быстрее, чем это человек делает индивидуально - рейсы, гостиницы, транспорт и т.д.
Индивидуальная поездка - это всегда поездка на свой собственный страх и риск.
А поездка через туркомпанию - это безопасность и гарантия времени.