ВЛАДИВОСТОК, 19 января, PrimaMedia. Сегодня все больше внимания в мировой экономике уделяется развитию логистических транспортных схем. Просчитываются различные варианты, которые позволят сократить пребывание груза в пути, увеличить грузопоток, понизить ценовую составляющую товара. Учитывая повышенное внимание государств ЮВА к Приморскому краю и его выгодное географическое положение, данный субъект федерации оптимально вписывается в международные транспортные схемы. Известны проекты транзитной контейнерной линии Хуньчунь-Зарубино-Ниигата, Туманган. Сейчас набирает оборот новый проект - Расон-Хуньчунь - Краскино. Для его реализации китайская сторона предприняла беспрецедентный шаг - миллиардные инвестиции. Своими размышлениями на эту тему с корр. РИА PrimaMedia поделился заместитель гендиректора порта в бухте Троица Ярослав Стельмащук.
Китайская государственная компания Shangdi Guanqun Investment вкладывает два миллиарда долларов в свободную экономическую зону (СЭЗ) в северокорейском городе Расон. Объем данных инвестиций является крупнейшим для финансовых "вливаний" со стороны Китая в Северную Корею. Shangdi Guanqun Investment подписала документ, по которому в течение ближайших 10 лет планируется превратить СЭЗ в Расоне в крупнейшую промышленную зону Северо-Восточной Азии.
2 млрд. инвестиций деньги будут использованы для строительства электростанций, дорог, нефтезаводов, металлургических заводов и т.д. , Кроме того, представитель китайской компании отметил, что они особенно заинтересованы в подземных минеральных ресурсах. В первые три года будет строиться необходимая транспортная инфраструктура. И на этом этапе вклад китайской стороны в реализацию проекта составит почти 300 млн. долларов.
Справка: компания Shangdi Компания была основана в 1995 году. Это торговая компания в основном занимается торговлей, инвестициями, переработкой нефти и минеральными ресурсами, а также специализируется на международных финансовых услугах.
Что касается города Расон, то этот корейский город граничит с китайской провинцией Цзилинь и Приморским краем. В 1991 году он получил статус особой экономической зоны. В январе 2011 года власти Северной Кореи издали распоряжении о присвоении Расону статуса "особого города". В соответствие с данным положением для ведения бизнеса предусмотрен ряд льгот и снятие некоторых ограничений.
В СМИ регулярно появляются сообщения о подготовке к реконструкции и модернизации железнодорожной системы между Расоном и российским посёлком Хасан, которая была разрушена в 50-е. Упоминается, что товарооборот между Россией и Северной Кореей в таком случае может увеличиться также за счет того, что власти страны согласились открыть порт Расона для иностранных судов.
С корейской стороны развитием СЭЗ вплотную занимается Investment and Development Group. Большое значение власти КНДР придают развитию экономической зоны Раджин. Совместно с КНР уже построен мост Расон-Хунчунь, строится автострада, которая будет введена в строй в текущем году. Этот мост в минувшем году был включен в программу модернизации инфраструктуры г. Расон, подписанную между правительствами КНР и Северной Кореи. Северокорейцы планируют на базе экономической зоны создать логистический треугольник Расон-Хуньчунь-Краскино. Для привлечения финансовых средств власти страны значительно обновили закон для инвесторов. Сейчас в экономической зоне Раджин 70% ивестиций из Китая, 15% из Республики Корея. Корейская сторона сожалеет, что российский бизнес слабо участвует в проекте. Это было отмечено недавно на встрече с приморскими парламентариями.
Есть предположение, что эти инвестиции, о которых шла речь выше, были одной из главных тем во время встречи двух лидеров, когда Ким Чен Ир в прошлом году предпринял тайный визит в Китай. . Инвестиции Китая не ограничивается только КНДР , здесь присутствует множество элементов для других стратегических целей. Для Китая порт Раджин и зона Расон представляют собой важное звено в логистической цепи при транспортировке грузов. Это своеобразное окно , через которое можно осуществлять экспорт-импорт в Японию и в остальную часть Юго-Восточной Азии.
Сейчас, в развитии грузоперевозок северо-восточные провинции Китая используют порты Далянь и Даньдун. Но их отдаленность и высокая загруженность создают массу неудобств при составлении логистических схем при грузоперевозках. А вот порт Раджин довольно близок к провинциям Цзилинь и Хэйлунцзян. Это и является причиной для инвестиций Китая в экономическую зону Расон.
Правда, некоторые люди за инвестициями видят совершенно другую подоплеку. Это связано с недавними событиями, имеющими место между КНДР и Республикой Корея. Существует мнение, что Китай готовит "площадь", чтобы войти в Раджин в случае чрезвычайных обстоятельство и проявления какой-либо вспышки со стороны КНДР. Еще одно мнение - правообладание полезными ископаемыми на этой территории.
Стоит отметить, что не только Китай заглядывается на эту СЭЗ Расон. Россия здесь отметилась еще 2,5 года тому назад. В августе 2008 года "РасонКонТранс" и "Железнодорожно-транспортная компания Тонхэ" министерства железных дорог КНДР подписали в Пхеньяне договор аренды железнодорожной инфраструктуры на участке Туманган - Раджин.
Справка:
СП " РасонКонТранс " -70% акций СП принадлежит "Торговому дому РЖД" и 30% - Министерству корейских железных дорог.
Договор заключён на 49 лет. Согласно достигнутым договоренностям, российская сторона вносит инвестиции, северокорейская сторона - имущественные права на порт (3-й причал и прилегающая территория). В ходе переговоров были достигнуты договорённости о начале реконструкции железнодорожной линии, строительства в порту Раджин терминала с пропускной способностью до 400 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте, а также последующей эксплуатацией данной инфраструктуры. Кроме того, заключено соглашение об изучении возможности реконструкции железной дороги в КНДР на участке Раджин - Намъян (граница с Китаем) для организации перевозок грузов в сообщении с КНР. Данное направление рассматривается сторонами как весьма перспективное, которое может стать следующим этапом реализации проекта Хасан - Раджин.
Железнодорожная ветка "Хасан - Раджин" протяженностью около 70 км. должна соединить Транссиб с северокорейским портом Раджин. На этом участке планируется построить 8 станций.
Инвестиции в реконструкцию участка железной дороги Туманган - Раджин и строительство терминала по ценам двухлетней давности приравнивали к 140 млн евро.
Создание логистического треугольника Расон - Хуньчунь - Краскино создает богатые возможности для развития транспортной схемы с использованием всех видов транспорта -морского автомобильного и железнодорожного. Возможна перевозка разных грузов - контейнеров, сыпучих, транспорта. Данная схема позволит сократить пребывание груза в пути, понизив тем самым его ценовую составляющую