Заявления представителей "Газпрома" о масштабном выходе на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в большей степени походят на плохо исполнимые мечты, нежели на реальные стратегические планы. Очевидна, что Россия несколько запоздала к началу освоения этого рынка. Независимые наблюдатели полагают, что для того, чтобы сбыть сжиженный газ, произведенный на приморском СПГ, нужно будет очень сильно постараться, сообщает газета "Золотой Рог".
Продолжающаяся ухудшаться под воздействием кризиса и сланцевой революции конъюнктура европейского газового рынка заставляет "Газпром" судорожно искать новые возможности сбыта своей продукции. Судя по заявлениям высшего руководства газового монополиста, проблем с этим в среднесрочной перспективе не предвидится.
"В течение ближайших лет в среднесрочной перспективе мы можем выйти на поставки газа в страны АТР на уровне, который сопоставим с поставками в Европу", - цитирует РИА Новости слова председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера, сказанные им в среду на Петербургском международном газовом форуме. По его мнению, такие оптимистические прогнозы объясняются высокой емкостью газового рынка АТР.
Между тем, несмотря на излучаемую Миллером уверенность в том, что в среднесрочной перспективе "Газпром" в состоянии экспортировать в страны АТР объемы, сопоставимые с европейским экспортом, оптимизм главы газового монополиста вызывает определенные сомнения.
Проблема заключается в том, что во все страны региона, за исключением Китая (Северная Корея не в счет), российский газ может поставляться только морским путем в сжиженном виде (СПГ).
Здесь "Газпром" сталкивается с первой и одной из главных сложностей освоения этого региона. Десятилетия "сидевшая на трубе" компания сильно отстала от своих основных конкурентов в области производства и транспортировки СПГ. Именно на прием СПГ рассчитаны и основные японские (и не только) газовые терминалы.
Теоретически можно предположить, что вопрос сжижения газа будет решен в кооперации с кем-то из основных импортеров. Например, с той же Японией. Но в этом случае российским газовикам придется делиться с партнерами доходами и, как следствие, расстаться с таким важным преимуществом, как конкурентная цена.
Самым же главным препятствием продвижению российского газа в АТР может стать выход на рынок нового мощного игрока – США.
Производители сланцевого газа в этой стране давно присматриваются к международному рынку.
По последним данным, в Техасе компанией ExxonMobil совместно в англо-австралийской горнодобывающей компанией BHP Billiton намерен построить и самый большой в мире плавучий завод по производству СПГ мощностью 6-7 млн тонн в год.
Нетрудно догадаться, что основными потребителями производимого на этих заводах СПГ станут все те же страны АТР, на рынки которого рассчитывает "Газпром". Учитывая, что на данный момент в этом направлении у США имеются уже практически готовые проекты, тогда как в "Газпроме" пока только декларируют намерения, за кем останется этот рынок – догадаться нетрудно.
Единственной страной, готовой потреблять российский природный газ, поступающий по трубам, остается Китай. Однако и здесь у газового монополиста вряд ли найдется возможность обеспечить объемы экспорта, сопоставимые с европейскими. Во-первых, Китай сам начинает активно осваивать технологии добычи сланцевого газа. Во-вторых, Россия далеко не единственный потенциальный поставщик в страну голубого топлива. И, в-третьих, Китай готов покупать российский газ только на своих условиях. А значит, что ни о каких европейских ценах и объемах говорить здесь не приходится.
От РИА PrimaMedia напомним, что "Газпром" заявил, что готов предложить иностранным инвесторам до 50% в проекте строительства завода по производству сжиженного природного газа во Владивостоке ("Владивосток СПГ"). Однако из-за высоких экономических рисков строительство завода СПГ может оказаться под угрозой срыва, если инвесторы не откликнутся.
Отметим, что проект строительства завода СПГ в самом чистом уголке Приморского края – Хасанском районе – вызвал общественный резонанс. Против планов газового холдинга выступили не только экологи, но и эксперты в сфере мореплавания и экономики.