Спрос на предсказания возрос в полтора раза - эксперт
10:05
Tele2: в 2023 году турпоток в Приморье вырос на четверть
10:00
Как в Приморье готовят инженеров для всего дальневосточного региона
09:00
"Туз бубновый, гроб сосновый": рынок нетрадиционных услуг в Приморье вышел из сумрака
09:00
Дождались: РЖД построят обходы проблемного участка Смоляниново—Находка
08:50
Дума Владивостока согласовала финансовую помощь МУПВ "Центральный"
08:50
В Приморье рабочий погиб при ремонте здания бывшего пединститута
08:37
Циклон накроет Приморье 29 марта
08:20
Дальний Восток 29 марта. Открыт Хабаровский автомобильно-дорожный институт
07:00
Масштаб захватывает: фото центра Владивостока в 1901 году поразило умы приморцев
06:20
Вы вылитый гений, если ответите на 7/7 сверхсложных вопросов - ТЕСТ
06:00
Изумительный ужин из крабовых палочек за 20 минут: на этот рецепт потратите копейки
04:40
Бляшкам закрыт доступ: назван шикарный продукт для разгона крови - без таблеток
04:20
Дороже на 34%: часть россиян захотели перевести на коммерческие тарифы ЖКХ
03:11
Дачников начнут лишать земельных участков в 2024 году – кто попадет
28 марта, 19:11
Дождались: РЖД построят обходы проблемного участка Смоляниново—Находка 08:50
Цены на любимую в Приморье иваси взлетели из-за скупки рыбы Китаем 28 марта, 10:05
Ещё одна компания из Владивостока попала под санкции США и Южной Кореи 28 марта, 08:44
Плавучие АЭС в Приморье могут разместить рядом с Фокино и Славянкой 28 марта, 08:06
"Наступил новый этап отношений с КНДР": о подробностях визита делегации Приморья в Пхеньян 28 марта, 08:00
"Очень полезный, содержательный доклад": участие главы ВАРПЭ Германа Зверева в заседании Совфеда 27 марта, 11:53
Юрий Мельников переназначен уполномоченным по правам человека в Приморье 27 марта, 11:41
Резидента Свободного порта Владивосток могут лишить этого статуса 27 марта, 09:46
Зерноуборочные комбайны стали спасением приморских фермеров 27 марта, 09:10
В Приморье определились со строительством атомной энергетики 27 марта, 09:02
У приморского производителя курятины появился новый совладелец 27 марта, 08:17
Качественно, но небезопасно: реализация нацпроекта БКД в Приморье пошла не по плану 26 марта, 19:05
Чем владели и владеют в Приморье задержанные отец и сын Лазаревы 26 марта, 13:09
Терминал Дальтрансуголь НТК: 20 лет работы на благо Дальнего Востока и всей страны 25 марта, 16:37
Пороги ущерба по экономическим преступлениям будут повышены 25 марта, 15:55

Судьба острова Русского: все это мы уже проходили

Что будет после саммита АТЭС-2012 на Русском, кто и чем там будет заниматься, кто будет туда стремиться – пока так и неизвестно
24 января 2012, 19:00 Политика

Концепцию создания и развития особой экономической зоны на территории острова Русский обсудили во Владивостоке. Участники сессии, а это ведущие российские и зарубежные эксперты, должны были в ходе общей дискуссии и заседаний рабочих групп смоделировать и рассмотреть варианты концепции ОЭЗ "Остров Русский" для определения наиболее оптимального сценария развития. В сессии принимали участие не только столичные эксперты, но и приморские специалисты. О том, насколько интересной и продуктивной оказалась работа сессии, корр. РИА PrimaMedia уточнил у приморских экспертов.

Напомним, Туристско-рекреационная особая экономическая зона "Остров Русский" в Приморском крае создана на основании постановления правительства от 31 марта 2010 года №201. А спустя год, 10 марта 2011 года в Приморье объявили конкурс на разработку концепции создания и развития туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории острова Русский. Правда, в первой декаде марта уже прозвучало объявление об его отмене, вызвав небольшое волнение в рядах специалистов градостроительства и туризма. Разработка концепции легла на плечи IRP Group, в активе которой более 200 реализованных проектов в России и за рубежом.

Разработка концепции осуществляется в два этапа. Первый - подготовка концепции создания и развития туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории острова Русский (аналитические материалы), второй - разработка архитектурно-строительной концепции (архитектурно-планировочные материалы). К работе были привлечены крупные международные компании. В частности, MasterConsult Services (Сингапур), специализирующаяся на стратегиях развития туризма, анализе международного туристического рынка. Для разработки альтернативных вариантов концепции развития острова Русский и стратегического мастер-плана привлекли международного консультанта по городскому развитию компании AREP Николаса Бушо (Франция), главу совета по развитию городской инфраструктуры города Барселоны Хосе Асебильо (Испания), а также одно из ведущих архитектурных бюро Китая ETOPIA.

Марина Ломакина, гендиректор ОАО "Наш дом - Приморье":
- Особая экономическая зона, которую создают на острове Русском, больше должна быть туристско-рекреационной, и используемые инновации могут присутствовать только в части небольших внедренных площадей. Владивосток почти лишен рекреационных зон, мало парков, скверов, мест для отдыха. А в случае создания такой зоны горожане получили бы прекрасное место для семейного отдыха. Что касается промышленных комплексов, о которых говорилось на сессии, то на острове они не нужны. Очень хорошо, что в ходе сессии посоветовались с местным сообществом - представителями бизнеса, органов власти, учеными, специалистами. Озвучив свои предложения, замечания, поделившись размышлениями, мы рассчитываем, что данная концепция будет доработана и экономически обоснована.

Валентин Аникеев, член-корреспондента Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор:
- Особой новизны не увидели. Большинство предложений, прозвучавших в ходе обсуждения, были списаны с городского генплана. С точки зрения транспортной системы вряд ли благоразумно делать ставку на новый мост, он по транспортному потоку уже не выдерживает объем ДВФУ. Мы настаиваем на строительстве второго моста, необходимо также предусмотреть погодоустойчивый вид транспорта. Во время сессии нам так и не предоставили конкретных границ зоны. А те объекты, которые сегодня строятся во Владивостоке - спортивно-концертный комплекс, театр, пляжи - все пока за пределами этой ОЭЗ.

В ходе сессии неоднократно звучало, что этот проект будет способствовать закреплению населения на Дальнем Востоке через повышения качества жизни. Но именно этого конкретно и не обозначили.

Наша цель, и это было озвучено на момент открытия сессии, - мозговой штурм. В этом плане сессия удалась. Высказываний, предложений, рассуждений было озвучено достаточно. А вот что получим на выходе, это неизвестно. Но я думаю, что подход к обсуждению был бы несколько другим, более продуктивным, если бы мы смогли увидеть концепцию загодя, до начала сессии. А получилось, что вникали по ходу рассказа, презентационных программ и комментариев. Для работы экспертов это плохо. Но даже в этом случае было высказано много замечаний по инженерии, транспорту.

Кроме того, вряд ли разумно делать ставку на пляжный отдых. Владивосток расположен не в той зоне, чтобы пропагандировать пляжный туризм и делать в него большие финансовые вливания. Хорошо бы развивать деловой туризм, образовательный.

Если наши замечания и предложения будут услышаны и приняты к сведению, то это, несомненно, пойдет на пользу. Но перед подачей концепции в Минэкономразвития ее не плохо бы посмотреть в окончательном варианте.

Анатолий Кравченко, директор по сотрудничеству с Россией международного инновационно-инвестиционного центра:
- Все что рассказали и показали, несомненно, интересно. Но ведь главная цель - сделать этот район края привлекательным для иностранных туристов, привлечь сюда большой туристический поток из разных стран. А чем? Вот этого-то и не прозвучало. При подготовке проекта концепции могли бы произвести маркетинговые исследования - что интересно иностранным туристам, что их привлечет. Должна чувствоваться мощная поддержка государства, но она не чувствуется, приток туристов на государственном уровне не стимулируется.

Михаил Терский, Директор Тихоокеанского центра стратегических разработок:
- Проект концепции создания и развития особой экономической зоны на территории Русского обсуждать необходимо. Сейчас все работаем на сентябрь 2012 года. Но пройдет саммита АТЭС, и что будет дальше? Как эта территория будет развиваться, куда столько вложено? В свое время мы предлагали концепцию развития острова русского в Сочи в 2006 году. Существует несколько вариантов концепций, и одна как раз и была предложена для обсуждения.

Ее особенность - сочетание двух зон: туристско-рекреационной и инновационной. Подобным объединением еще никто не занимался и результат предугадать трудно. Кроме того, подобные проекты требуют и изменения законодательства.

Мы также не услышали и специализацию этой предлагаемой инновационной зоны. С точки зрения производственных процессов, остров Русский - место весьма неудобное: отдаленность от рынка рабочей силы, большие затраты на логистику, доставку продукции, транспортные расходы. А учитывая, что зона создается не для Владивостока, а для всего края, то все минусы становятся сразу видны. Было предложение вынести эту зону в район Артема, где мог бы разместиться центр агломерации, образованной Владивостоком. Уссурийском, Находкой и Артемом. Еще одна выявившаяся в ходе сессии проблема - это отсутствие бизнеса, который там должен присутствовать и что-то должен делать. Но среди участников сессии представителей бизнеса не было. Если говорить о развитии туристско-рекреационной зоны, то сегодня проще туристов вывезти в Китай или Таиланд - менее затратно, дорога проторенная. И у бизнеса нет достаточно четкого понимания, как эта зона будет генерировать в течение года - три месяца пляжный сезон, а дальше что? А ведь это рабочие места, люди, содержание объектов. Считаю, что должно быть повторное обсуждение данного проекта концепции. И на него уже необходимо пригласить представителей бизнеса - местных, российских и зарубежных инвесторов.

Юрий Авдеев, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук:
- Достоинством данного представленного проекта концепции является уже хотя бы то, что он еще раз укрепил позицию регионального экспертного сообщества, которое прошло этот этап в предыдущее десятилетие. Но оно выглядит новым для тех, кто столкнулся с этим только в последнее время. Все предложения, которые содержит в себе концепция, не обеспечивают тот туристический поток, который бы обеспечивал требуемый масштаб инвестиций. Почему-то остров Русский отделяют от Владивостока. А ведь это единое городское пространство. А еще есть острова Попова, Рейнике и др., которые тоже можно использовать в стратегии развития туристско-рекреационной зоны. Перспектива до 2037 года достичь посещения Владивостока 1,2 млн туристов совершенно недостаточна.

В нашем ближайшем окружении Китай, две Кореи, Япония, - сосредоточено 300 млн человек, и это весьма огромный и надежный потенциал. Участниками саммита станут 20 экономик АТЭС. Чем будем заманивать сюда жителей этих стран? Владивосток - город европейский, расположенный географически в Азии. Это не устают повторять иностранцы. Мы почему-то этой подсказкой не спешим пользоваться. Необходимо сделать так, чтобы интерес к нему проявляли и европейские, и азиатские страны. Почему бы Концепцию не увязать с повесткой дня предстоящего саммита?

Пока все обсуждения ведутся в рамках понятных проблем: продовольственная безопасность, транспортная логистика, инноватика, региональное развитие. Но ни в одной из этих областей Россия не является лидером, и самое большое, это то, что мы здесь может становиться в хвост уже сложившихся процессов. А вот где мы можем действительно задать тон, установить свои правила игры, что принципиально важно для интеграционных процессов, так это в области освоения космического пространства, освоения Тихого океана и "также области балета". Эти аспекты актуальны для всех без исключения стран АТЭС. Почему бы в рамках данной концепции не положить на стол главе российского государства проект: каждой из экономик АТЭС на Русском отвести территорию, скажем, в пределах 10 га. Там они могут разместить официальное представительство, элементы национальной культуры, науки, традиционной кухни, архитектурные памятники и т.д. 20 городов региона оказались на одной территории, а по другую сторону единой транспортной артерии можно расположить 20 российских городов с наиболее узнаваемыми архитектурными силуэтами - Москва, Петербург, Казань, Нижний Новгород, Ярославль и далее по Транссибу. Получим два в одном: на Русском острове и "Россия" и "АТЭС". Вот вам и культурные обмены, и новые побратимские связи, спортивные, культурные, торговые отношения.