Создание СРО в туризме и участие туристического сообщества в формировании законодательной среды - две актуальных темы, которые стояли в повестке дня во время встречи представителей туркомпаний, СРО в других сферах деятельности, финансовых организаций Приморья. Многочисленные разговоры и попытки об административном регулировании туристического рынка не дали существенных результатов, т.к. не предусматривали ни эффективного контроля за деятельностью участников рынка, ни ответственности за нарушение вводимых требований. Чтобы не повторить нарушения прав туристов, которые были в изобилии в последние годы, необходимо закон наполнить конкретикой, и здесь туркомпании должны сказать свое веское слово, сообщает РИА PrimaMedia.
Участники совещания, среди которых были представители банковских структур, депутаты, администрации края и Владивостока, СРО в строительстве и риэлторской деятельности, туркомпаний были единогласны в том, что закон "Об основах туристской деятельности в РФ" будет эффективным только тогда, если будет налажен действенный механизм контроля, учитывающий рыночные реалии и не позволяющий нарушать права туристов. Именно это и является поводом для структурных изменений туррынка.
Учитывая, что туристическая деятельность тесно связана с финансами, представителям туркомпаний были представлены различные банковские механизмы финансирования проектов в области туризма.
- С помощью услуг банка туркомпании могут решить ряд задач. Это серьезные инвестиционные проекты, финансирование мелких инвестиций, пополнение оборотных средств, эффективная и выгодная работа с контрагентами, точность и скорость расчетов, выгодное размещение временно свободных средств, - привел примеры возможной совместной деятельности директор РЦ "Дальневосточный" ЗАО "Банк Интеза" Дмитрий Соловец.
Если говорить о серьезных инвестиционных проектах, то это может быть приобретение офисных помещений, выкуп квартир для перевода в нежилой фонд, выкуп земли, строительство и ремонт гостиниц. Финансирование мелких инвестиций позволит осуществить, например, приобретение автотранспорта, оборудования, мебели для офисов и гостиниц, сделать ремонт помещений. Пополнение оборотных средств можно произвести за счет выкупа билетов, путевок, гостиничных номеров, создания собственного турпродукта и проведения рекламных кампаний. Эффективная и выгодная работа с контрагентами позволит использовать банковские гарантии вместо предоплаты, обеспечивать обязательства по выкупу билетов, оплате отелей за рубежом, приобретать за границей недвижимость. Что касается выгодного размещения временно свободных средств, то это депозиты и начисления процентов на остатки для получения дополнительного дохода.
С представителями турбизнеса нюансами создания СРО поделились Ольга Тимошина, возглавляющая НП "Региональная Гильдия Риэлторов. Владивосток" и Сергей Федоренко - руководитель СРО "Альянс строителей Приморья".
Создание СРО, независимо от сферы деятельности, является процессом долгим и непростым. Но затраченные усилия оправданы. Обращает внимание административный ресурс, появляются лишние рычаги воздействия на нерадивых представителей бизнеса, что способствует повышению уровня защиты потребителя, работа с образовательными учреждениями позволяет успешно пополнить кадровый ресурс, защита членов СРО в нестандартных ситуациях и т.д.
- Другое дело, что очень часто российские законы разрабатываются людьми, которые не имеют понятия о той или иной отрасли. Следовательно, для создания СРО в турбизнесе самим же представителям этой сферы необходимо проявлять заинтересованность и активность, - подчеркнул Сергей Федоренко.
С этим согласился и присутствующий на встрече и депутат Законодательного Собрания Приморья Дмитрий Новиков:
- Основная работа над законопроектом проходит во время вторых чтений. Поэтому представители туркомпаний должны активно включиться в процедуру обсуждения и подачи предложений и дополнений. И не надо бояться лоббизма. В данном случае, при создании СРО вы получите ту структуру, которая будет лоббировать интересы вашей отрасли и вашего бизнеса. Для формирования законодательной среды в сфере турбизнеса не бойтесь привлекать СМИ, использовать административный ресурс. В сферах, где уже созданы СРО, проблем стало меньше. И не стоит оставлять все на потом. Когда закон будет принят, внести в него изменения и дополнения будет весьма проблематично.
Ирина Кушнарева, возглавляющая НП "ТОМИ "Окно в Евразию", еще раз озвучила проблемы, которые имеют ярко выраженный характер в сегодняшней туристической сфере:
- В крае отсутствует нормативно-правовая база, отсюда и нет возможности регламентировать и контролировать туристический рынок. Как следствие - демпинг, предприниматель за 500 рублей продает турпродукт, цена которому 4,5 тыс., и при этом даже не задумывается о безопасности туриста. При подготовке города к саммиту АТЭС-2012 и строительстве инфраструктуры никто не озаботился созданием дорожных карманов для тех же экскурсионных автобусов. А ведь скоро по этим маршрутам возить туристов, показывать им красоты нашего города, знакомить с историей и архитектурой. Ждать нам или не ждать хоть какую-то реакцию в этом направлении? Еще один крик нашей души - это дефицит профессиональной подготовки кадров - гидов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, руководителей групп. А т.к. нет никаких положений об аккредитации в этой сфере, то на рынке достаточно часто можно столкнуться с самозванцами. В конце года много было разговоров о краевой программе по туризму. Сейчас же полное затишье. В рамках краевой программы муниципалитетам необходимо разработать свои. Ведь в каждом районе есть уникальный туристический потенциал. Не стоит сбрасывать со счетов и обязательное наличие реестра и кадастра объектов туристической отрасли. Отсутствие этих документов создает массу проблем. В качестве примера - обзорная площадка на Эгершельде возле маяка, рядом автозаправка. Туристов туда водить не только стыдно, но и опасно. Не благоустроено, откос "ползет", спускаться и подниматься проблематично. Уже длительное время никак не могут найти владельца этого участка земли. Еще одна важная тема - участие туркомпаний в тендерах и конкурсах, которые проводят административные структуры. Скоро приедут гости в город - кто и как будет организовывать экскурсионные программы. У нас уже был в некотором роде печальный опыт во время участия в конкурсе на 150-летие города. Дело закончилось тем, что "победителем" стала никому не известная "студенческо-молодежная" бригада, которая озвучила стоимость услуг всего на 5 тыс. ниже заявленной. И это наталкивает на размышления.
Не остались в стороне и представители административных структур. Начальник отдела развития туризма департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края Владимир Щур отметил следующее:
- Вопрос об аттестации экскурсоводов, гидов, инструкторов на маршруте - дело решенное. Эти поправки уже внесены в ФЗ-132 "Об основах туристской деятельности". Что касается контроля за нерадивыми компаниями на местах - у нас пока такого рычага нет. Туроператоры, оказавшись в нелицеприятной ситуации, предпочитают все вопросы решать по месту занесения в федеральный реестр - т.е. в столице. Теперь, в случае нарушения законодательства РФ туроператором, подчиняясь решениям арбитражного суда, сведения о нем подлежат обязательному исключению из перечня единого государственного федерального реестра. После данного решения, на протяжении года фирма не имеет права обращаться с заявлением о повторном внесении сведений о ней в реестр. Сейчас в измененном законе найдут отражение мониторинг ценовой ситуации в сфере гостеприимства, вопросы реестра и кадастра туробъектов, создание консультационного совета. Для повышения уровня предоставляемых клиентам туристических услуг, введена обязательная классификация разных объектов туриндустрии: гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей и других. Что касаемо краевой программы о туризме, то она должна была быть согласована до чтения бюджета. Этого сделано не было. В судебном порядке ситуация была озвучена. О ней в курсе губернатор Приморья Владимир Миклушевский. 24 марта президентом России в рамках развития туристического кластера было настоятельно рекомендовано субъектам федерации разработать до 15 сентября краевые программы по развитию туризма. Теперь наша программа дорабатывается и будет доведена до сообщества. Но не стоит упускать из виду и дату чтения бюджета - 1 сентября. Т.е. это все должно быть сделано не в последний день, а несколько раньше. Завидную активность проявляют и муниципальные образования в этом вопросе. Поэтому туркомпании должны быть более активными в своих предложениях.
Марина Шемилина, возглавляющая Общественный Совет предпринимателей Приморья и выступающая координатором данного мероприятия, отметила, что данная встреча вряд ли будет последней. Учитывая заинтересованность представителей турбизнеса в решении озвученных вопросов и готовность работать в этом направлении, работа предстоит нелегкая, но ее результат только положительно скажется и на бизнесе, и на имидже Приморья в целом.
Справка:
В Приморье зарегистрировано 240 компаний, работающих в сфере туризма, из них 119 входит в федеральный реестр туроператоров.