Япония стремится к расширению сотрудничества в области энергетики с Россией, но пока со стороны РФ нет ясности по проектам СПГ во Владивостоке и Сахалина-1, японские бизнесмены не готовы вкладывать деньги в них. Проект Газпрома проигрывает перед более прозрачными и понятными проектами Австралии, США, Канады. Об этом на встрече с журналистами заявил исследователь, проектный менеджер некоммерческого мозгового центра Японии "Токийский фонд" Таисуке Абиру, сообщает корр. РИА PrimaMedia из Токио.
Аналитики, которые просчитывают проекты на предмет интереса и выгодного вложения инвестиций, а также представители крупного бизнеса Японии не готовы вкладывать деньги в проект СПГ во Владивостоке.
- Сейчас есть три проекта в России в сфере энергетики, которые нас интересуют. Это заводы СПГ, нацеленные на рынок АТР: Владивосток СПГ, который ведет Газпром, Сахалин-1, который ведет Роснефть, и полуостров Ямал, где проект ведет компания Ростек. Но нам до сих пор не понятно, какие месторождения газа будут использовать для реализации этих проектов, откуда его подведут.
Сначала во Владивосток планировали вести газ с Сахалина, потом решили из Якутии. Был проект Сахалин-1, потом вдруг появился Сахалин-3. Непонятно, что происходит, - отметил господин Абиру.
По его словам, протянуть газопровод из Якутии до Владивостока - дорогостоящее предприятие, оно "потянет" на миллиарды долларов. Это касается и полуострова Ямал - доставлять газ танкерами круглый год нереально в связи с тем, что северный морской путь фукционирует от силы 2-3 месяца в году.
- Прогнозируют, что к 2050 году судоходство в этом районе будет обеспеченно на 8 месяцев, но никто не будет ждать 40 лет до этих времен. Бизнес-проекты, связанные с газом, очень капиталоемкие, но по этим проектам нельзя выстроить план и график.
Япония стремится к расширению сотрудничества в области энергетики, но пока со стороны России не будет внесена ясность, Япония не готова вкладывать деньги. Это мнение и аналитиков, и бизнеса.
Риски в данном случае не политические, а проектные - трудно просчитывать и прогнозировать в России, что будет завтра, - сказал научный исследователь "Токийского фонда".
Также он отметил, что осенью 2013 года Япония начнет поэтапно вновь запускать атомные реакторы, но не позволит себе снова впасть в зависимость, которая была в прошлом от АЭС.
- В 2010 году 28% суммарной выработки энергии в Японии давали АЭС. В 2013 году показатель упал до 1,8%. Атомную энергию заместил газ - к 2012 году его доля с 29,3% выросла до 45,5%. Сейчас наблюдается резкий рост электроэнергии на газовых ГЭС. Поэтому газ - это тот интерес, который Япония проявляет к России.
Но в последнее время растет количество источников, где мы можем получать природный газ - Австралия, США, Канада.
Сейчас проводится проект освоения газовых месторождений в Африке. Япония будет оценивать и других поставщиков. И от этого зависит, куда мы захотим вложить свои деньги, - отметил господин Абиру, подчеркнув тем самым, что Россия - не единственный вариант для Японии в вопросах поставки газа. - Самый реалистичный проект - Сахалин, но он может дать всего 30% от всего потребляемого в Японии газа, - подытожил спикер.