До вступления в силу поправок в закон о безопасности дорожного движения осталось меньше двух недель. Однако некоторые водители после 5 ноября окажутся вне закона. Например, владельцы мопедов, скутеров, квадроциклов и некоторой другой техники. Госавтоинспекция отныне будет контролировать наличие у них водительских удостоверений новых категорий, которые еще не выдают, сообщили РИА PrimaMedia в ГИБДД УМВД по Приморскому краю.
Напомним, принятый в этом году закон "О безопасности дорожного движения" в новой редакции включает внушительное количество преобразований. Отныне лицам с иностранными "правами" запретят заниматься коммерческими перевозками, а экзамен в ГИБДД для получения водительского удостоверения будет осуществляться поэтапно. К тому же вместо пяти существующих вводится 10 категорий и шесть подкатегорий транспортных средств: "А", "В", "С", "D", "ВЕ", "СЕ", "ДЕ", "Tm", "Tb", "М", А1, B1, C1, D1, C1E, D1E.
Например, "М" будет выдаваться с 16 лет и нужна для управления мопедами, скутерами и легкими квадрициклами. С 18 лет "А1" – для управления мотоциклом с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров, "B1" - для трициклов и квадроциклов.
Выдавать их должны уже с 5 ноября этого года. В ГИБДД Приморья сообщили, что "выдача удостоверений нового образца запланирована в сроки, определяемые Федеральным законом. В настоящее время прорабатывается вопрос об установке нового программного обеспечения аппаратно-программного комплекса, позволяющего выдачу водительских удостоверений, соответствующих требованиям Законодательного акта".
Но выдавать удостоверения нового образца ни через две недели, ни через месяц не будут. Некому.
Ведь сперва нужно обязательно пройти обучение в автошколе. Но ни одна автошкола в Приморье, да и во всей России, на новые категории не обучает – нет утвержденных программ! Как уже сообщало РИА PrimaMedia, раньше программы подготовки водителей готовило министерство образования, теперь полномочия по разработке программ пытаются передать Минтрансу, пока безуспешно. Решить, кто останется "крайним" должно правительство. Но в любом случае на разработку программ, согласование, утверждение уйдет несколько месяцев. А не две недели.
Второй момент – прием экзаменов в ГИБДД. Новый порядок нужно прописать и утвердить постановлением правительства. Проект постановление разработан и выставлен на обсуждение. Но он включает в себя ряд весьма спорных нововведений. Так, экзамен разделят на два этапа, и после первоначального (ПДД, автодром) нужно будет вернуться в автошколу для подготовки к вождению по городу. Скептики считают, что это только увеличит время и стоимость обучения.
А требование принимать экзамены только на машинах с левым рулем, по мнению специалистов, вообще приведет процесс получения "прав" в Приморье к коллапсу.
Проект редактировался уже несколько раз. Но, как говорят в ГИБДД: "Мы работаем по документам, мы не работаем по проектам". То есть в ГИБДД продолжат руководствоваться постановлением правительства от 15 декабря 1999 года и старым порядком сдачи экзаменов и выдачи удостоверений. Иные руководящие документы в адрес ГИБДД не поступали. Так что "аппарат" по изготовлению водительских удостоверений нового образца, видимо, пока будет стоять в ГИБДД без дела. Но часть водителей с 5 ноября все равно останется вне закона.
"С момента вступления нормативного документа лица, осуществляющие управление мопедами и легкими квадрициклами, должны иметь при себе водительское удостоверение категории "М", наличие которого будет контролироваться сотрудниками ГИБДД, осуществляющими надзор за участниками дорожного движения", - сообщили в краевой ГИБДД.
Не повезет и водителям квадрициклов и трициклов. Как пишет "Российская газета", до сих пор права на эти машины выдавал Гостехнадзор - тракторные. С 5 ноября - это тоже дело ГАИ. Впрочем, газета "утешает" водителей мопедов: даже если они попадутся без "прав", максимум им грозит штраф 500 рублей. В КоАП не было внесено поправок, которые бы вывели этих водителей из зоны ответственности пешеходов. После вступления в силу поправок в закон о безопасности дорожного движения, водители мопедов по-прежнему будут отвечать по статьям, предусмотренным для пешеходов и велосипедистов. За нарушение правил, в том числе и за управление без прав, и без шлема - 800 рублей. За тоже самое в состоянии опьянения - до полутора тысяч рублей. Однако сейчас в Госдуме обсуждается проект поправок в КоАП, который пересматривает ответственность водителей мопедов в связи с изменением закона о безопасности дорожного движения.