- В чем кроются преимущества реконструкции порта и будущей транспортной линии между Акитой и Владивостоком?
- Центр мировой экономики смещается в Восточную Азию. Это дает возможность говорить о перспективах развития Приморского края и Акиты. Здесь должно сыграть свою роль соглашение о дружбе и сотрудничестве, подписанное между Приморьем и Акитой в марте 2010 года.
В пользу появления этой линии играет и расстояние между Владивостоком и Акитой - 800 км. Оно самое короткое из имеющихся на сегодня маршрутов между Приморьем и Японией (прим: сегодня осуществляются грузоперевозки на маршруте Владивосток-Донгхэ-Сакаиминато и Хуньчунь-Зарубино-Ниигата). Кроме того, этот маршрут исключает заходы в другие порты. А это значит, что сократится время в пути, сократится объем дополнительных работ на территории портов, следовательно, это сразу отразится на конечной ценовой составляющей перевозимого груза. Кроме того, сократится выброс парниковых газов в атмосферу. Эта грузовая линия между Акитой и Владивостоком также внесет коренные изменения в существующую ныне мультимодальную схему грузоперевозок. Использование Транссиба создает возможности поставки груза в западную часть России и в Европу. Пребывание груза в пути в этом случае сократится почти в два раза. Выгода. Как говорится, на лицо.
- Какие грузы сейчас обрабатывают в порту, и на что делается ставка в дальнейшем?
Префектура Акита -один из самых развитых в сельском хозяйстве и лесной отрасли регион Японии. По объему выращивания риса префектура занимает 3 место в Японии, а по объему выращивания яблок - 5 место. Кроме того, префектура занимает лидирующее место в электронной промышленности, машиностроении, цветной металлургии. У нас работает комбинат по утилизации промышленных отходов. В префектуре используют специализированные технологии по извлечению серебра, золота и редкоземельных металлов. Здесь весьма значительная концентрация предприятий по производству автомобильных комплектующих. Все это находило, находит, и думаю, будет находить отражение в грузоперевозках. Кроме того, в будущем мы возлагаем большие надежды на автомобильную и медицинскую промышленность, а также авиастроение.
Порт сыграл важную роль в перевалке грузов после трагических событий в марте 2011 года. Сейчас ведется активное строительство домов. Появился повышенный спрос на стройматериалы, ждем поставки импортной древесины из России.
- Каково в порту соотношение импорта и экспорта, и что входит в первую пятерку в обоих направлениях?
- Из общего объема грузоперевозок на долю импорта приходится 63%, а на долю экспорта 37%. Львиную долю в общем объеме составляют пиломатериалы, лес - в общей сложности это составляет около 38,8%.
Если говорить об импорте, то это пиломатериалы, клееный брус, стройматериалы, круглый лес и фанера. Первая пятерка в экспорте выглядит следующим образом: бумажная продукция, автомобильные шины, изделия из пластмассы, двигатели и автозапчасти. В 2011 году план грузооборота порта Акиты составляет 62,400TEU, что в 6 раз больше показателей 1996 года.
- Вы делаете ставку на увеличение грузопотока. А насколько приспособлен порт к этому росту, и какие работы планируется провести по модернизации портовой инфраструктуры?
- Для того, чтобы порт соответствовал всем требованиям современной портовой инфраструктуры, успешно вписался в существующие логистические схемы и стал привлекательным для представителей бизнеса, необходимо провести соответствующие работы по модернизации и реконструкции.
После реконструкции порта к уже имеющемуся терминалу добавятся два новых контейнерных причала - наружный и внутренний. Длина каждого в среднем 270 м., глубина - 13 м.
Работы по созданию нового контейнерного терминала начались в 2010 году. Его площадь составит около 10 га. Площадь грузового терминала - почти 3 га. Здесь будет специальный склад для экспорта автозапчастей, сборочных узлов для автомобилей для поставки в РФ. Кроме того, будут установлены дополнительно новые краны - один портальный и два контейнерных перегружателя.
Будет также построен и санитарно-карантинный пункт. Старый уже морально и технически устарел, поэтому принято решение о строительстве нового, современного, оснащенного по последнему слову техники пункта. Замечу, что два года назад префектура во Владивостоке демонстрировала приморским покупателям в "Гипермаркете" пищевые продукты, в том числе и замороженные. Они получили довольно высокую оценку. Мы надеемся развить грузопоток и в этом направлении. Здесь добавлю, что в связи с этими планами на территории порта появятся и мощные холодильники. Также будет построен железнодорожный путь для мультимодальных перевозок грузов.
Запуск нового контейнерного терминала намечен на 2012 год. Тогда в порту будет обрабатываться 70 тыс. контейнеров, а в перспективе с использованием территории для следующего расширения портовой инфраструктуры этот показатель увеличится до 100 тыс. контейнеров.
- А какова стоимость реконструкции порта, и кто финансирует данные расходы?
- Стоимость работ по реконструкции порта составила около 4 млрд. иен (прим: это около 1,6 млрд. рублей). Это из бюджета префектуры. В дальнейшем, эта сумма будет компенсирована за счет аренды и налогов, которые будут оплачивать компании в ходе работы на территории порта, при использовании оборудования, строений и т.д.
- Что входит у Вас в планы по изменению схемы мультимодальных перевозок? Как порт вписывается в эту схему?
- Сегодня из порта выполняется в неделю 7 рейсов: 5 на Пуссан, и по одному на Далянь и Шанхай. В Пуссане груз либо перегружают на другой борт, либо судно стоит дальше под загрузкой. И только потом груз попадает во Владивосток. Отправка грузов во Владивосток через Пусан занимает почти 12 суток, С запуском новой линии и началом работы порта это будет составлять около 30 часов с учетом погрузоразгрузочных работ. Этот маршрут должен заинтересовать многие предприятия. Если говорить о схеме мультимодальных перевозок по системе Sea&Rail, то на сегодня для доставки груза из Японии в Европу требуется 40 дней. С использованием Транссиба время пребывания в пути сократится в два раза.
- С какими компаниями вы сотрудничаете в направлении увеличения грузоперевозок?
Сейчас мы занимаемся техническо-экономическим обоснованием данного маршрута. Перед нами стоит несколько задач - снизить транспортные расходы, время пребывния в пути, оптимизировать затраты. Но разговоры об этой линии и интерес к этому направлению новыми не назовешь. Создание контейнерной линии обсуждалось с транспортной группой FESCO еще в 2008 году.
Мы активно занимаемся прииском грузоотправителей. Началась работа по импорту пиломатериалов российской компанией из Пластуна. Раньше импортировали круглый лес из Ванино. Лесоматериалы, как уже упоминалось, составляют основную долю импорта. В обратном направлении, надеемся, пойдет грузовой поток автозапчастей, автомобильных комплектующих. Toyota планирует начать производство во Владивостоке автомобилей в следующем году. Мы посещали руководство компании, вели переговоры, чтобы в дальнейшем для отправки грузов в Россию Toyota могла бы использовать наш порт и контейнерную линию в качестве кратчайшего маршрута. Если говорить о мультимодальных перевозках, то строительство заводов Nissan и Toyota под Санкт-Петербургом, а также Komatsu под Ярославлем потребует кратчайшего транспортного маршрута. Вряд ли будет удобно, а главное выгодно, везти автомобильные комплектующие из Японии в европейскую часть России через Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море и вокруг Европы.
Мы уверены, что данная контейнерная линия станет интересна и выгодна многим предприятиям России и Японии.