25 декабря вошла в строй первая единая трубопроводная система, простирающаяся от Балтики до Тихого океана, позволяющая транспортировать нефть в восточном направлении. За запуском ВСТО-2 в режиме видеоконференции из Новоогарёва наблюдал президент России Владимир Путин. В Хабаровске в административном здании ООО "Дальнефтепровод" в торжественном пуске трубопровода приняли участие президент ОАО "АК "Транснефть" Николай Токарев главы регионов, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
"Трубопроводная система ВСТО существенно расширяет инфраструктурные возможности дальневосточного региона России. Это новые рабочие места, новые возможности для технологического и производственного развития. Поздравляю с завершением этой серьезной работы", - сказал в приветственном слове Владимир Путин, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на сайт президента РФ.
Министр энергетики Александр Новак считает, что "это даст очень серьезный толчок для развития в целом Дальнего Востока, создания рабочих мест, поступления налоговых платежей. С 2014 года уже будет дополнительно шесть миллионов тонн в качестве ресурсной базы на входе ВСТО-2, к 2015 году - 35,5 млн тонн. Это месторождения, которые планируется разрабатывать в Восточной Сибири. На мировом рынке появилась российская марка экспортной нефтяной смеси ESPO с низким содержанием серы, она востребована потребителями АТР".
Николай Токарев рассказал президенту и всем присутствующим о том, что за последние годы построено 4756 км трубопроводной системы, 20 нефтеперекачивающих станций. На Дальнем Востоке появился спецморнефтепорт "Козьмино", на берегу Балтийского моря – спецморнефтепорт "Усть-Луга".
Затем территориальные диспетчерские пункты Тайшет, Сковородино, Козьмино доложили о готовности трубопроводной системы, после чего Хабаровский территориальный диспетчерский пункт объявил, что нефть поступает в танкер.
Трасса трубопроводной системы ВСТО-2 протяженностью 2045 км проходит по территориям четырех субъектов России: Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев, семь нефтеперекачивающих станций, пункт налива нефти на станции Сковородино, специализированный нефтеналивной порт "Козьмино" на тихоокеанском побережье.
Одной из главных задач реализации проекта "Восточная Сибирь-Тихий океан", вторая очередь которого была введена в эксплуатацию во вторник является социально-экономическое развитие регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Еще на стадии реализации первой очереди проекта ОАО "АК "Транснефть" активно участвовало в строительстве жилья для местного населения. В ходе реализации ВСТО-1 компанией "Транснефть" было построено 20 жилых домов (578 квартир) общей жилой площадью 48,1 тыс.м²:
- В Иркутской области – 7 домов (234 кв; 22,9 тысячи кв. метров),
- В Республике Саха (Якутия) – 4 дома (128 кв; 8,6 тысячи кв. метров),
- В Амурской области – 4 дома (72 кв; 11,6 тысячи кв. метров),
- В Приморском крае – 5 домов (144 кв; 5 тысяч кв. метров).
В 2013-2014 гг. в регионах прохождения трассы ВСТО планируется сдать дополнительно 40 жилых домов с общим количеством 588 квартир и жилой площадью – 36,9 тыс. м², в том числе по регионам:
- В Республике Саха (Якутия) –2 дома (40 кв; 3 тысячи кв. метров),
- В Амурской области –18 домов (284 кв; 17,4 тысячи кв. метров),
- В Еврейской автономной области –3 дома (34 кв; 2,1 тысячи кв. метров),
- В Хабаровском крае –3 дома (34 кв; 2,1 тысячи кв. метров),
- В Приморском крае –14 домов (196 кв; 12,3 тысячи кв. метров);
Компанией подписаны соглашения с Правительствами Республики Саха (Якутия) и Амурской области, в рамках которых за счет налоговых отчислений ОАО "АК "Транснефть" органами местной власти выполняется реализация социальных программ для местного населения. Налоговые отчисления в региональные бюджеты с 2006 года по 2012 год составили 42,8 млрд. руб., в том числе:
- по Иркутской области – 16,9 млрд рублей,
- по Республике Саха (Якутия) – 14,5 млрд рублей,
- по Амурской области – 3,9 млрд рублей,
- по Еврейской автономной области – 0,6 млрд рублей,
- по Хабаровскому краю – 1,4 млрд рублей,
- по Приморскому краю – 5,5 млрд рублей.
В настоящее время готовятся аналогичные соглашения с правительствами ЕАО, Хабаровского и Приморского краев.
При строительстве ВСТО активно развивалась транспортная инфраструктура. Было выполнено строительство большого количества вдольтрассовых и подъездных дорог. Построен вдольтрассовый проезд от г.Киренск до г.Алдан протяженностью 1,4 тысячи км, а также 10 мостовых переходов, которые используются не только для эксплуатационных нужд, но и для проезда местного населения. На строительстве объектов широко привлекалось местное население – всего более 5 тысяч человек. Общая численность персонала для эксплуатации объектов ВСТО составляет более 8 тысяч человек, в том числе местного населения – более 6,2 тысячи человек.
С начала эксплуатации по системе ВСТО было транспортировано более 76 млн тонн нефти, в том числе в направлении КНР – более 30 млн тонн, для отгрузки через СМНП "Козьмино" - более 46 млн тонн.