Строительство нефтяной трассы ВСТО-2 выгодно для Приморья, больше чем для Амурской области. Это очень крупный экономический, и геополитический проект, который позволит выйти России на рынки АТР, создать в Приморье нефтяное производство, малые предприятия, обслуживающей направленности, а также появится шанс для создания на базе Козьмино нефтяной биржи, что существенно улучшит экономический климат в крае. В отличие от Приморского края в Амурской области нефть будет проходить транзитом, и никаких экономических выгод этот регион не получит, считает доктор экономических наук, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский.
- Этот трубопровод просто очень дорогой подарок судьбы для Приморского края. Никаких экономических оснований для ведения ВСТО-2 в Козьмино не было. Строительство очень дорогое. Рентабельность проекта возможна лишь при стоимости нефти не менее 75-80 долларов за баррель. Но решение о начале строительства этого очень рискованного проекта было принято Путиным. Возможно, здесь очень повлиял политический аспект - необходимость выхода на рынки АТР, таким образом, это очень крупный геополитический проект, который сможет развить Приморский край, создав здесь нефтяное производство, рабочие места, обслуживающие предприятия, а также появится шанс создания нефтяной биржи, - рассказал корр. РИА PrimaMedia Михаил Терский.
Экономист подчеркнул, что такая биржа есть только в Санкт-Петербурге. Это очень сложный экономический проект, который позволит Приморью стать международным центром в АТР. Это очень хорошая возможность для экономического развития края.
Строительство ВСТО - 2 затрагивает экологию.
- ОАО "Транснефть" - коммерческая организация, они спешат, экологически защитные мероприятия делают по минимуму, тем самым вызывая раздражения у людей, живущих рядом со строительством нефтепровода. Эти противоречия явления неизбежные. Власти Приморья должны учитывать экономические выгоды от строительства, но вместе с тем не забывать об экологии. Нужно искать компромисс. Существует опасность вмешательства международных экологических организаций, они могут серьезно скомпрометировать этот бизнес, наложив негативный социальный отпечаток на российскую нефть. Это может служить фактором конкурентного давления на этот проект. Власти края должны это тоже учитывать, - отметил собеседник агентства.По его словам, у властей Приморья самая сложная позиция.
По мнению эксперта, сегодня нужен рациональный, разумный и взвешенный характер отношений с ОАО "Транснефть". С одной стороны нужно учитывать серьезные для края экономические выгоды, с другой стороны, нельзя забывать об экологии, нужен компромисс.
- Вот в Амурской области нефть идет транзитом, никаких экономических выгод от трубопровода там нет. В Амурской области происходит просто отчуждение земли, следовательно, власти стремятся обременить ОАО "Транснефть" социальными обязательствами. Чем меньше власть получает экономических выгод, тем больше социальных обременений. У Приморского края экономических выгод от нефтепровода гораздо больше, и в полнее естественно, что обременений в Приморье для ОАО "Транснефть" меньше. Есть просто обременение строительства жилья для рабочих и компенсация затрат на водозабор во Врангеле, - подытожил эксперт.