Непримиримое отношение к портовым угольным терминалам открытого типа рождает неправильное представление о решении проблемы. На самом деле борьба с перевалкой угля в Приморье может обернуться потерей выгодной статьи доходов для приморской экономики. Поэтому бороться следует не с перевалкой как таковой, а за то, чтобы стивидоры, ею занимающиеся, — все без исключения – внедряли современные эффективные методы пылеулавливания и пылеподавления. Такую точку зрения высказал известный российский эксперт в области транспорта и развития портов, директор по развитию ООО "Морстройтехнология" Сергей Семенов в беседе с корр. РИА PrimaMedia.
— Я являюсь сторонником разумности того или иного способа перевалки в зависимости от конкретных условий, — сказал собеседник агентства. — Понятно, что закрытая перевалка дает некий эффект борьбы с угольной пылью. Но она объективно дороже и для инвестора в ряде случаев попросту не оправдана. И не надо забывать, что на самом деле портовый угольный терминал не может быть полностью закрытым. На терминале традиционно присутствуют несколько точек пыления – станция разгрузки железнодорожных вагонов и транспортная система, склад угля, и место погрузки угля на судно. Первый объект "закрыть" относительно просто, оборудовать крытый склад – хоть и затратно, но тоже можно, а вот точку погрузки угля на судна сделать закрытой технологически невозможно, и она все равно останется источником пыления. Из этого следует простой вывод, – прежде всего, надо бороться с пылью. Варианты борьбы могут быть разными. Смотреть надо по ситуации. Одно дело, если терминал расположен на достаточно удаленном расстоянии от жилых массивов. Тогда я не вижу ничего страшного в том, чтобы это была открытая перевалка. Другое дело, когда терминал находится в центре города, как в Мурманске, или близко от населенного пункта. Тогда надо проводить весь комплекс мероприятий с применением современных эффективных методов пылеулавливания и пылеподавления – закрытые вагоноопрокидыватели, оборудованные системами аспирации и обеспыливания узлов разгрузки угля, закрытые конвейерные галереи, системы орошения на складах и в местах разгрузки/погрузки, ветрозащитные экраны. Например, китайские ветрозащитные стенки с отверстиями (так называемые дырчатые стенки) дают до 80% гашения пыли, то есть снимают ее основной поток. В свое время мы совместно с китайскими коллегами проводили исследования, которые наглядно показала, что ограждение терминала действительно дает большой эффект.
По словам Сергея Семенова, особое внимание следует обратить на стивидорные компании, для которых перевалка угля не является специализацией.
— Когда доморощенная перегрузка занимается угольной перевалкой без каких-либо методов борьбы с пылью, это плохо и неправильно. Такие компании тоже должны принимать меры защиты. Они же зарабатывают деньги перегрузкой угля. Значит, обязаны приобретать оросительные установки. Есть определенные нормативы, на каком расстоянии от жилых массивов должны располагаться терминалы, выше какого уровня не может быть пыление. И вот эти нормативы должны соблюдаться неукоснительно и всеми, — сказал Сергей Семенов. – Конечно, можно поставить задачу задушить перевалочный бизнес в принципе. Сказать, что региону не надо никаких угольных терминалов. Но не следует забывать, что дальневосточный рынок угля является самым дорогим и, следовательно, доходным. Понятно, что экспортеры, в случае если Приморье выйдет из игры, найдут логистику через другие регионы. Вопрос, а стоит ли оно того. Надо же и деньги зарабатывать, пополнять налоговую базу, платить людям зарплату. Другое дело, что угольная перевалка не должна быть некомфортной для жизни приморцев.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Открытая перевалка АО "Восточный порт": не так страшна угольная пыль, если с ней бороться