Тотальный диктант, библионочь и день мечты: выходные обещают быть насыщенными
19 апреля, 10:11
Приморский СК возбудил уголовное дело по факту пожара в Уссурийске, где погибли мать и ребёнок
00:15
Шокирующие тайны хрущевок: вот почему в СССР делали окно между ванной и кухней
19 апреля, 20:30
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев
19 апреля, 20:17
Япония вновь сбрасывает в океан воду с АЭС "Фукусима-1" партиями до 500 тонн в сутки
19 апреля, 20:00
Поле повышенного атмосферного давления определит погоду в Приморье 20 апреля
19 апреля, 19:30
Выиграй 3 млн рублей: пятый сезон грантового конкурса проектов стартовал в Приморье
19 апреля, 19:17
Прокуратура во Владивостоке добивается через суд запрета на эксплуатацию небезопасного ТЦ
19 апреля, 19:12
Назван самый прибыльный бизнес в России в 2024 году - рекорд за пять лет
19 апреля, 19:11
"Водичка освежает": во Владивостоке стартовал этап Кубка России по зимнему плаванию
19 апреля, 19:00
НЗМУ помогает увеличить популяцию лососевых в Приморье
19 апреля, 18:41
Асфальт - бомба: дорога в Хасанский район стала ловушкой для водителей
19 апреля, 18:41
МТС бесплатно покажет во Владивостоке фильм "Мира" с переводом на жестовый язык
19 апреля, 18:32
Выигрыш Овнов, спор Раков и суета Весов: подробный гороскоп на 20 апреля
19 апреля, 18:30
Таролог назвала 3 главных манипуляторов среди знаков - придется подчиниться
19 апреля, 18:00
Елена Ардальянова: Конкурс по финграмотности набирает вес в медийном сообществе Приморья
19 апреля, 17:54
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 17 апреля, 18:13
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49

Углеперевалка в Приморье: жалобы, мифы, мнения и факты

Каждую весну "пылящие портовые терминалы" становятся популярной медиа-темой в крае
11 апреля 2016, 17:15 Общество
Угольная перевалка в порту РИА PrimaMedia
Угольная перевалка в порту
Фото: РИА PrimaMedia

Экологические аспекты перевалки приморскими портами угля за несколько лет стали одной из традиционных сезонных топ-тем регионального медиа-пространства. Каждую весну, напомним, со сменой "розы ветров" проблема угольной пыли поднимается представителями общественности, экологических организаций разного толка и, в конечном итоге, получает отражение в местных СМИ. За несколько лет активных обсуждений, круглых столов и алармистских – как правило – публикаций прессы в информационном поле накопился целый массив мнений, оценок, стереотипов и откровенно превратных "аксиом", самые заметные из которых редакция РИА PrimaMedia попыталась исследовать, прежде всего – "на соответствие" реальному положению дел.

Угольная пыль как бич

"Угольная пыль стала настоящим бичом жителей Находкинского городского округа". Подобные заголовки уже стали общим местом в сообщениях региональных СМИ. Каждый год люди, проживающие вблизи одной из ключевых логистических точек Приморья, бьют тревогу, обращаются в различные государственные органы и СМИ, собирают подписи под петициями с просьбой разобраться в ситуации и принять меры.

Одной из "горячих точек" весны-2016 года стал поселок Врангель (входит в Находкинский округ). В своей петиции на имя председателя Общественной палаты Приморского края Виктора Ларина активисты напоминают общественнику, что изначально в портово-транспортном комплексе города-порта Находка предусматривалась переработка таких грузов, как лес, нефть, контейнеры, рыбная продукция и т.п. Сейчас же, указывают авторы петиции, порт Находки и порт Восточный активно занимаются углеперевалкой – со всеми вытекающими или, точнее, "запыляющими" последствиями.

Авторы петиции и подписанты, естественно, предлагают решить проблему радикально – запретить "углеперевалку открытым способом" раз и навсегда. Впрочем, к традиционно российскому "Что делать?" мы еще вернемся, а пока порассуждаем на вторую тему извечного вопроса.

Кто виноват

Вопреки часто транслируемой СМИ информации, перегрузкой "черного золота" в бухте Врангеля занимается отнюдь не некий монстр под названием "Порт Восточный" или "Порт Находки", а целый ряд компаний — юридических лиц. Действительно, в "советские времена" эти порты в юридическом смысле были едиными организациями, но с момента приватизации госактивов в 90-е годы прошлого века выражения "порт Находки", "порт Владивостока" и т.д. в правовом смысле звучат некорректно.

В том же "порту Восточный", помимо практически одноименного акционерного общества, действуют и занимаются углеперевалкой еще четыре юрлица. Это ООО "Восточная стивидорная компания", специализирующаяся на контейнерных перевозках, но имеющая и угольный проект мощностью до 1 млн тонн в год, ООО "Восточный лесной порт" (помимо угля и кокса, переваливает и другие грузы, в том числе цемент в упаковке), ООО "СК "Малый Порт" и ООО "Восточный Уральский терминал".

Сведения о том, что указанные юрлица занимаются углеперевалкой, можно получить на официальных сайтах компаний. Там же, кстати, встречается и информация о мерах природоохранного характера, предпринимаемых углеперевальщиками. Например, о том, что "переваливаемый груз, который хранится на закрытых складах, по крытым конвейерным линиям поступает на судопогрузочную машину с локальной системой орошения, а затем через специальные закрытые рукава топливо… подается в трюма судна", можно прочитать на официальном сайте компании "Трансхимэкспорт", которая занимается организацией перевалки угля и минеральных удобрений через Восточно-Уральский Терминал в бухте Врангеля.

Сообщением об установке в текущем году "защитного ограждения пылящей поверхности техногенного массива путем монтажа железобетонных плит высотой 4,5 метра, располагаемых в двух взаимно перпендикулярных направлениях", встречает посетителей своего официального сайта ООО "Стивидорная компания "Малый порт".

О том, что "Причал порта располагается в бухте Врангель и специализируется на переработке насыпных и навалочных грузов в экспортно-импортном направлении (кокс и уголь), цемента в упаковке, тарных грузов, кирпича, металла листового, труб металлических, экспортных лесных и генеральных грузов", сообщает официальный сайт ООО "Восточный лесной порт".

Более подробно об угольном проекте компании сообщает официальный сайт ООО "Восточная стивидорная компания" (вторая по величине занимаемой площади в бухте Врангеля). В частности говорится, что выгрузка вагонов осуществляется кранами-манипуляторами, доставка угля в зону складирования производится самосвалами, штабели формируются с использованием стакера (передвижного контейнера).

Что интересно – два последних приведенных сайта информации о мерах по защите воздуха и окружающей среды от угольной пыли ничего не содержат, в отличие от, например, официального сайта АО "Восточный порт", производственная техника специализированного комплекса которого "оснащена системой орошения, что позволяет сократить пыление перегружаемого угля. В зоне размещения вагоноопрокидывателей на специализированном Угольном комплексе круглосуточно работает аспирационная система (оборудование для промышленной очистки воздуха – прим. ред.). В порту постоянно работает 21 установок для очистки воздуха и 7 локальных установок по очистке сточных вод, которые очищают воду до рыбохозяйственных показателей".

"Плохие чиновники"

В упомянутой уже петиции на имя председателя Общественной палаты Приморского края Виктора Ларина активисты, в частности, утверждают, что открытая углеперевалка в Приморье – фактически "вне закона".

"Еще в 2014 году губернатор Приморья В. В. Миклушевский запретил открытую перевалку угля в портах, но этот запрет, похоже, существует только на бумаге, а ситуация день ото дня становится только хуже", — говорится в тексте петиции.

Отсюда следует вроде бы просто и ясный вывод: достаточно претворить "губернаторский запрет" в жизнь, и ситуация кардинально изменится в лучшую сторону. Ряд авторов публикаций СМИ, освещающих тему, идет дальше – "запрет" саботируют некие "чиновники" на местах. На деле же все несколько сложнее.

В свое время (и региональные СМИ сообщали об этом) тогда еще врио губернатора Приморья Владимир Миклушевский подписал постановление администрации Приморского края, которое вносит изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования (Постановление "О внесении изменений в Постановление администрации Приморского края от 21 мая 2010 года n 185-па "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования в Приморском крае".

Постановление 2010 года дополнялось новым подпунктом 8.2.12 следующего содержания:

"8.2.12. Перевалка и хранение пылящих навалочных грузов должна осуществляться с использованием технологий, не допускающих прямого контакта груза с окружающей средой, исключающих вынос пыли во внешнюю среду.

Строительство новых перегрузочных комплексов, расширение, модернизация, реконструкция, переспециализация существующих перегрузочных комплексов для пылящих навалочных грузов осуществляется с использованием технологий, не допускающих прямого контакта груза с окружающей средой, исключающих вынос пыли во внешнюю среду".

Иными словами, речь в постановлении идет вовсе не о запрете действующей сейчас открытой перевалки угля в портах. Запретить ее, к слову, в принципе возможно, но это требует изменения федерального законодательства. Таким образом, глава Приморья свои постановлением ввел лишь дополнительное условие для авторов проектов будущих терминалов – уже в проекте предусмотреть все положенные по закону природоохранные и экологические меры, причем меры эти, как известно, весьма разнообразны и вариативны, и не ограничиваются лишь строительством так называемых "закрытых угольных терминалов" (одно из излюбленных, кстати, многими представителями "экологической общественности" решение "пыльной" проблемы).

Между тем, как ранее отмечал руководитель экологического фонда "Чистые моря" Василий Богословский, закрытых угольных терминалов практически нет не только в России, но и в Европе, за исключением Вентспилса. В таких портах, как Антверпен и Роттердам, где переваливается огромное количество угля, соответствующие терминалы — открытого типа.

По расчетам эколога, угольный терминал закрытого типа способен переваливать около 4 млн тонн в год. Для того чтобы удовлетворить объемы экспорта угля через порты Приморья, потребуется создать примерно 20 таких портов.

В Приморье же задачу по созданию экологически чистого угольного терминала именно закрытого типа пока ставит перед собой только ООО "Терминал Астафьева", однако реализация проекта требует серьезных инвестиций, над привлечением которых топ-менеджмент группы компаний работает уже не один год.

Экономика, экология, закон

То, что перевалкой угля в той же бухте Врангеля занимается не одна, не две, а целых пять компаний, включая три, так сказать, непрофильных, говорит о том, что сегодня этот направление в деятельности дальневосточных портов – экономически востребовано в АТР. И это – просто факт.

"Сегодня Россия экспортирует 145 млн тонн угля. Из них планируется перевезти через порты Дальнего Востока 80 млн тонн. И если еще в 2014 году экспорт российского угля развивался в двух направлении (в Великобритании было отправлено 11 млн тонн угля, на Украину – 10 млн тонн, в Китай – 17 млн тонн, Япония и Республика Корея – по 11 млн тонн), то нетрудно догадаться, что после известных геополитических событий угольный экспорт, скорей всего, пойдет только на Восток", — отметил в 2015 году на одном из круглых столов с участием представителей бизнеса, науки и экологической общественности заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности в техносфере Инженерной школы ДВФУ, академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, президент Тихоокеанской академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности Александр Агошков. И делал вывод – пока эксплуатация действующих и строительство новых терминалов в Приморье будет продолжаться.

"Одна из важных статей экспорта, которая в ближайшие годы будет активно развиваться в регионе – это угольная логистика. Стратегия развития угольной отрасли России наряду с ростом добычи к 2030 году предусматривает смену экспортных ориентиров. На первое место выходит рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. За последние пять лет экспорт российского угля в этом направлении вырос в два раза. В связи с этим портовые мощности России предстоит увеличить с 91 млн тонн до 155 млн тонн, основная часть этой работы придется именно на Дальний Восток, — сказал президент Группы компаний "Аква-Ресурсы" Руслан Кондратов в одном из интервью. — Именно эффективное развитие логистического комплекса Дальнего Востока позволит России закрепиться на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. На это же направлен и подписанный 14 июля президентом России Владимиром Путиным Федеральный закон "О свободном порте Владивосток".

По мнению эколога Александра Агошкова, сегодня можно прекрасно работать и с закрытыми и открытыми терминалами. Необходимо только создать соответствующую региональную экологическую программу и законодательную базу, которая бы помогала пресекать экологические нарушения и реально наказывать за них. Существует множество современных эффективных технологий пылепоглощения при разгрузочно-погрузочных работах с углем. Если что-то из них не действует в Приморье в силу каких-то климатических особенностей, нужно привлекать местную науку.

"Здесь важно не мешать бизнесу, — считает руководитель экологического фонда "Чистые моря" Василий Богословский. — Вот это будет лучшая преференция со стороны государства. Не мешать, не вводить новые запреты, новые законы. Наши экологи и юристы – мы все — работали в системе Минприроды, Росприроднадзора. У нас серьезные и жесткие законы, охраняющие здоровье человека, экологическую обстановку. Вскоре должны выйти изменения в ФЗ "О защите окружающей среды", там все прописано. У нас достаточно хорошая законодательная база. Но надо ее просто правильно применять".

Редакция РИА PrimaMedia намерена продолжить исследование заявленной темы. Для получения официальной информации о выполнении в крае требований природоохранного и экологического законодательства редакция уже обратилась с запросами в терруправления Роспотребнадзора и Росприроднадзора.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

"СДС-Уголь" идет в Азию через приморский Посьет

Морские ворота Приморья: уникальный Золотой Рог предлагает туристам лишь визит в промзону

Приморский законопроект, ограничивающий открытую перевалку угля, направят в Госдуму

1460384136