Российские железные дороги стали "узким местом" в планах правительства превратить Дальний Восток в транспортный узел России со странами АТР. Монополия оказалась неспособной наладить эффективный процесс грузоперевозок экспортных нефтепродуктов и угля, ставя под вопрос исполнения международных контрактов. Всю вину за происходящее железнодорожники возлагают на контрагентов, те, в свою очередь, говорят о внутренних проблемах внутри этой бизнес-структуры, сообщает РИА PrimaMedia.
Основной конфликт разгорелся недавно между РЖД и ОАО "Транснефть", которое до ввода в действие нефтепровода ВСТО-2 вынуждена пользоваться услугами железной дороги для поставок экспортных нефтепродуктов в порт Козьмино.
Естественно, никакой "симпатии" друг к другу две транспортные монополии никогда не испытывали - еще в 90-е годы прошлого века РЖД выступали против строительства трубопровода, желая сохранить за собой стратегический маршрут, а "Транснефть", в свою очередь, пытается снизить тарифы на транспортировку за счет нефтепровода.
Конфликт обострился в конце июля этого года, когда ОАО "РЖД", используя свое монопольное положение, в одностороннем порядке ввело лимиты на оформление порожних вагонов по станции Грузовая (принадлежит "Востокнефтетрансу" — "дочке" "Транснефти") и ограничили маршруты движения вагонов, сообщает РБК-daily.
Нынешняя ситуация, по мнению трубопроводной монополии, ставит под угрозу график отгрузки танкеров в порту Козьмино и выполнение экспортной программы. "Транснефть" уже высказала намерение обратиться в ФАС и транспортную прокуратуру с жалобой на железнодорожников.
История с транспортировкой нефти совпала с аналогичным скандалом вокруг другого экспортного товара – угля. Как сообщалось ранее, дочерняя структура монополиста - ДВЖД - предприняла попытку решить свои "глобальные" проблемы с "Транснефтью" за счет так называемых "малых" портов Приморья, почти полностью "отлучив" грузополучателей от транспортной артерии. Впрочем, "малые" порты с "дискриминацией" также не смирились и сейчас отстаивают свои права всеми законными способами, включая обращения и в Федеральную антимонопольную службу.
Накануне совещаний по развитию железнодорожного транспорта и угольной промышленности, которые премьер-министр правительства России Дмитрий Медведев проводил в Сибири, железнодорожники были вынуждены признать наличие серьезных проблем в ДВ-регионе.
"Сегодня на Дальневосточной железной дороге отставлено от движения 93 поезда, в основном с углем и нефтью. По оценке специалистов, на полигоне Дальневосточной магистрали складывается критическая ситуация, особенно если учитывать, что на соседних дорогах, начиная с Западно-Сибирской, стоит еще 30 брошенных поездов в восточном направлении", - сообщается в официальном пресс-релизе службы корпоративных коммуникаций филиала ОАО "РЖД" ДВЖД.
Причиной же "транспортного коллапса" железнодорожники считают "неудовлетворительную выгрузку в портах Дальневосточного региона" и ненадлежащую работу получателей основных экспортных грузов – нефтепродуктов, твердого топлива, металлов. Также способствует накоплению неразгруженных составов на узловых станциях и "несвоевременный подход танкерного флота", отмечается в пресс-релизе.
Естественно также, что естественная монополия ОАО "РЖД" не признает, что имеет исключительное положение на рынке, и пользуется этим своим положением, предоставляя свои услуги выборочно, исходя из сугубо собственных интересов.
От РИА PrimaMedia напомним, что ряд экспертов в области логистики отмечали ранее, что ОАО "Российские железные дороги", являясь государственной акционерной компанией, ведет себя как частная компания и нередко ставит собственные интересы выше интересов грузополучателей, что становится тормозом на пути экономического развития Дальнего Востока. ОАО "РЖД", считают эксперты, "не вправе ограничивать поставки грузов в том числе и малым портам Приморья, поскольку в рыночных условиях главной задачей железнодорожников является выполнение запросов потребителей, а не создание себе удобных схем для перевозок".
Отметим также, что уголь и нефть – экспортные грузы, транспортировке которых в страны АТР правительством уделяется повышенное внимание. Что же говорить о тех товарах, которые завозятся в Приморье по железной дороге для внутреннего потребления? Это то самое направление, у которого нет высоких кураторов ни в правительстве России, ни в полпредстве президента, ни в администрации Приморского края.
Вот что рассказала корр. РИА PrimaMedia представительница малого бизнеса Приморья: "Возможно, высшие руководители железной дороги и пекутся от общественном благе, но с работниками на местах часто возникают проблемы. Мы сталкивались с тем, что машинист маневрового паровоза, пренебрегая графиком, решает, какой вагон выгружать в первую очередь. Естественно предположить, с помощью чего формируется у него это решение.
В крае есть немало интересных идей по улучшению работы железной дороги, в частности, создание сухого терминала вне границ морского порта Владивостока, но трудно поверить, что чиновники пойдут на перемены, рискуя потерять гарантированную личную прибыль", - сказала предпринимательница.