Процесс импортозамещения – то есть замена продуктов питания, ввоз которых был ограничен указом президента РФ Владимира Путина от 6 августа этого года отечественной продукцией, не интересует многих рыбодобытчиков Дальнего Востока, считает востоковед, эксперт по вопросам национальной безопасности и международных отношений в АТР Александр Тимофеев. Причины этого официальный эксперт ИА REX видит в том, что рыбодобытчики региона, по сути, "подсели" на поставки рыбосырья в КНР и другие страны АТР, причем – с массовым использованием оффшорных схем, позволяющих выводить значительную часть выручки "в тень", сообщает РИА PrimaMedia.
В опубликованном 7 октября на сайте информагентства REX материале Тимофеев отмечает, что в целом по стране продовольственное эмбарго в отношении стран-"санкционеров" не привело к критическим явлениям – дефицита продуктов нет, цены стабилизируются, многие российские производители продуктов питания спешат занять высвободившуюся долю рынка.
Публикация ИА REX, Фото с места события из других источников. Автор фото: Скрин-шот страницы в интернете
Однако не во всех сферах все так благополучно.
Серьезное беспокойство вызывает ситуация с поставками рыбы и морепродуктов на российский рынок.
Принимая решение о запрете на ввоз морских биоресурсов из-за границы, российское руководство, разумеется, руководствовалось возможностями российского рыбного рынка, наличием достаточного количества собственного стратегического ресурса", - пишет автор.
Фактически, Россия вылавливает морских биоресурсов гораздо больше, чем требуется для удовлетворения внутренних потребностей, констатирует Тимофеев.
"Но при этом у нас, к сожалению, из года в год наблюдается тенденция не увеличения, а снижения поступлений рыбопродукции на российский рынок. При этом экспорт морепродукции не уменьшается. Более того,
тотальный вывоз рыбы и морепродуктов за рубеж породил целый ряд проблем, связанных с появлением мощного "теневого сектора", представители которого стремятся получить от государства налоговые, таможенные и контрольно-надзорные послабления, чтобы еще больше увеличить объем получаемых ими сверхдоходов
от торговли валютоемкими видами биоресурсов по "серым схемам"", - считает эксперт.
По мнению автора публикации, сложилась парадоксальная ситуация – огромная ниша на рынке рыбопродукции не заполняется уловами российских рыбодобытчиков.
"Представители рыбного бизнеса, от лица которого обычно выступают деятели из Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) и Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), выдвигают сразу несколько причин. Прежде всего, говорится о том, что нынешняя лососевая путина оказалась намного хуже, чем ожидалось. То есть, лосося мало, поэтому заменить им норвежскую семгу не получится, а цены будут высокими", - говорится в публикации ИА REX.
Ссылаясь на официальные данные Росрыболовства, Тимофеев отмечает несостоятельность довода о "провальности" лососевой путины-2014 – прогноз отраслевой науки практически оправдался, общий улов красной рыбы на Дальнем Востоке приблизился к 350 тысячам тонн.
"Еще одной причиной отсутствия российского лосося на внутреннем рынке называют высокие цены на железнодорожные перевозки. Представители ВАРПЭ утверждают, что цена на перевозку рыбы составляет в среднем 10,5-12 рублей за кг", - отмечает автор.
По оценкам Тимофеева, на самом деле тарифы железнодорожников вовсе не так высоки, а дефицита специализированного подвижного состава для доставки рыбы ДВ в центральные регионы России нет.
Между тем, рыбодобытчики, по наблюдениям эксперта, жалются не только на природу и РЖД – массированная критика звучит в адрес всех госструктур, контролирующих отрасль, достается и пограничникам, и ветеринарам, особенно – за намерение перевести ветсертифицирование продукции в электронный вид.
"В добавок к этому, благодаря приходу в Росрыболовство нового руководителя, в отношении которого также регулярно звучит критика рыбопромышленников, у Россельхознадзора с начала этого года появился доступ к информационной базе Росрыболовства", - говорится в публикации информагентства.
Автор материала считает, что сотрудничество Росрыболовства и Россельхознадзора представляет прямую угрозу "теневому бизнесу, который рискует потерять огромные доходы".
"Потому что так организованы информационные потоки: они не сходятся воедино ни у нас, ни в ФСБ, ни у таможенников, а тут схемы предполагают совместный учет квот и сравнение двух потоков реализации - во вне страны (экспорт) и внутрь страны (вот этой информации у ФТС и нет),
причем каждый из этих потоков в квоту может укладываться, а оба вместе - может и не укладываться,
- цитирует Тимофеев высказывание замруководителя РСХН Николая Власова. - А вот в случае успешной реализации нашего информационного проекта с Росрыболовством все станет как на ладони. Потому у рыбаков и такая аллергия на электронную сертификацию, поскольку донором необходимой ФТС и Росрыболовству информации по ННН (незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел – ред.) будет именно АИС "Меркурий".
Ссылаясь на данные Счетной палаты РФ, Александр Тимофеев отмечает массовость так называемого "офшорного экспорта" ВБР у рыбодобывающего бизнеса Дальнего Востока, в частности, у предприятий Приморского края и Сахалинской области.
"Данные за первое полугодие 2014 года выглядят следующим образом: всего отправлено на экспорт 814349,08657 тонн морепродукции, из них в оффшоры – 352697,82802 тонны (43,31%). Из 154 компаний-экспортеров полностью на оффшоры отправляли продукцию 29 фирм, 27 предприятий экспортировали в оффшоры более 50% продукции, 14 компаний – менее 50%, 54 фирмы продукцию в оффшоры не отправляли", - констатирует эксперт.
Итоги 2013 года, указывает автор публикации, также "не красят" приморских и сахалинских рыбодобытчиков: из 1,333 млн экспортных тонн покупателям в оффшорах ушло 646,5 тысяч тонн – то есть 48,5%. Из 203 компаний-экспортеров 64 юрлица "гнали в оффшоры" всю продукцию, 38 компаний – более 50% уловов, и еще 27 предприятий – менее 50%.
"Разумеется, никакая рыба в оффшоры не попадает, она напрямую идет на рыбоперерабатывающие предприятия в сопредельных странах, в первую очередь, в КНР, - поясняет Тимофеев. - Фактически, существующая на протяжении многих лет практика, при которой российские рыбодобывающие компании отправляют на экспорт продукцию с низкой добавленной стоимостью, послужила основой для создания соседними странами, особенно Китаем, мощных рыбоперерабатывающих комплексов".
Эксперт также отмечает, что развитию "серого" экспорта способствует и несовершенство российского законодательства: в частности, постановление правительства РФ № 184 устранило физический контроль вывозимых на экспорт партий рыбопродукции.
"Отсутствие возможности проведения физического контроля не позволяет идентифицировать продукцию с данными, указанными в товаросопроводительных документах, составленных экспортерами.
Это, в свою очередь, позволяет им спокойно экспортировать рыбопродукцию за рубеж по фиктивным контрактам, заключенным с фирмами, зарегистрированными в оффшорных зонах, причем в контрактах указывается заниженная цена. После этого рыбопродукция реализуется уже по иным, более высоким ценам, а разница цен оседает в иностранных банках (оффшорных зонах).
При этом в бюджет Российской Федерации перечисляются минимальные налоговые и иные сборы от сделок", - считает автор, отмечая, что "существенный вклад в укрепление этой схемы" привнесло и принятие в 2013 году закона "Об аквакультуре", отдельные положения которого ввели в "экспортную орбиту" и прибрежное рыболовство.
"Стоит, в частности, обратить внимание, кто готовил вышеуказанный закон "Об аквакультуре": сенаторы Геннадий Горбунов (Астраханская область), Александр Верховский (Сахалин), а также депутат Государственной Думы Георгий Карлов (Сахалин). Разумеется, не остались в стороне руководители Ассоциации добытчиков минтая, ВАРПЭ - главной общественной организации российских экспортеров рыбы, которые активно лоббировали данный законопроект, а также РСПП, в руководство которого входит президент АДМ", - утверждает Александр Тимофеев.
По мнению эксперта ИА REX, в настоящее время возникла ситуация, когда интересы России требуют перенацелить российские уловы рыбы, в первую очередь дальневосточные, с экспорта на внутренний рынок.
"Это нужно России, это нужно российскому потребителю, этого требует продовольственная безопасность нашей страны. Но это полностью противоречит интересам китайских, корейских, американских компаний, тесно связанных с российскими рыболовными фирмами и, в том числе, полностью или частично их контролирующих",
- пишет Тимофеев.
Лоббистами же рыбного экспорта, по утверждению автора публикации, "развернута настоящая информационная война, направленная на дискредитацию российских контролирующих и правоохранительных органов, а также ряда государственных компаний".
По оценке Александра Тимофеева, решения руководства России, направленные на обеспечение продовольственной безопасности страны, саботируются рядом должностных лиц, представителей общественных организаций, СМИ и бизнес-структур.
"При этом, однако, действуя в ущерб интересам России, они одновременно действуют в интересах иностранных государств"", - утверждает эксперт ИА REX.
Также, по прогнозам Тимофеева, упомянутая им "информационная война" будет только усиливаться по мере того, как госструктуры будут реализовывать заявленные ранее меры по модернизации системы управления и контроля рыбной отрасли РФ.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Экспортерам рыбного сырья Дальнего Востока могут отрезать льготы
Боязнь электронной ветсертификации у бизнеса Дальнего Востока надумана – эксперт
Рыбопереработка КНР просто так от "услуг" рыбаков ДВ не откажется - Александр Шулдык
Потребительская ценность рыбы Дальнего Востока часто находится на уровне "совка" - эксперт
Прозрачность рыбной отрасли РФ: "министерские войны" и экспортное лобби Дальнего Востока
Место под "внешнеторговым солнцем" интересует рыбное лобби ДВ больше внутреннего рынка
Почти половину рыбного экспорта Дальнего Востока "отмыли" через офшоры
"Кормить" сырьем промышленность Китая выгодно для Ассоциации добытчиков минтая ДВ