Разговоры о некоем тотальном "импортозамещении всего и вся" ничего общего с реальностью не имеют – во всяком случае, с реальностью существования IT-рынка в России и Приморье, считает гендиректор и совладелец ГК DNS Дмитрий Алексеев. По мнению главы компании из "российского списка" Forbes, высказанному в интервью деловому еженедельнику "Конкурент", привычная для "тучных лет" модель, когда политика является продолжением бизнеса, больше работать не будет.
РИА PrimaMedia публикует текст интервью Дмитрия Алексеева полностью.
"Дмитрий Юрьевич, в DNS много учредителей. Как распределяете полномочия между всеми?
— Проще всего объяснить так: каждый старается хорошо работать, "бери больше, кидай дальше".
— Когда у вас возникла идея не только торговать готовой продукцией, но и выпускать собственную?
— В кризис 1998 года, когда корпоративных покупателей практически не стало. Есть такое поверье: "Производить хорошо, а торговать — не очень". Но торговать — не проще, конкуренция сейчас значительная. Неспроста так востребованы "продажники". Что касается производства, эта сфера укрупняется, автоматизируется, появляются новые технологии. Знаете, что в стране закрываются десятками птицефабрики, в западной части России перепроизводство курятины? А если бы логистика и торговля были развиты иначе, люди получали бы мясо и яйцо по более низкой цене и лучшего качества. Вклад торговли тут едва ли не выше, чем у производителя.
Невыгодные смартфоны
— В одном из интервью вы говорили: "В 1998 году именно розница и выжила: курс доллара "скакал", и люди с удовольствием меняли полученные деньги хоть на что-то, например, на компьютеры". Удается ли получать сегодня дополнительную прибыль?
— В октябре-ноябре продажи выросли процентов на 40. Но вряд ли назовешь это праздником жизни. Если считать выручку в долларах, мы существенно потеряли. Наша наценка — 10-20%, в зависимости от вида товара. А на известном Apple вообще зарабатываем считанные проценты.
— В России DNS собирает только компьютеры и ноутбуки, а все остальное — это ОЕМ-производство в Китае. В связи с ростом курса доллара, а вместе с ним и юаня, не собираетесь локализовывать производство?
— Когда мы собираем компьютеры и ноутбуки в России, то выигрываем за счет экономии на логистике. С планшетами это уже не работает — они дорогие, весят мало.
— Можно ли в принципе наладить в России производство собственной техники, микросхемы?
— Локально делать процессоры для России? В принципе, можно, но будет дорого, нерентабельно. По сути, разговоры о том, что все можно "импортозаместить", ничего общего с реальностью не имеют. Микросхемы для отдельно взятой России — блеф. Чтобы догнать тот уровень Intel, который есть, нужны десятки миллиардов долларов и энное количество лет.
— Какие комплектующие используете в своем производстве?
— В основном те же, что и другие производители. Процессоры, жесткие диски, системные платы выпускают всего несколько компаний в мире. Мы можем производить компьютеры и планшеты оригинального дизайна, но все упирается в масштаб.
У нас есть наработки собственных планшетов. Есть технология, как ставить в моноблоки мощные видеокарты. С инженерной точки зрения это не так сложно, но проблемы в капиталовложениях: пресс-формы и пластмасса дорогие. Делать такие моноблоки только для России — нерентабельно, люди не будут покупать. Вот YotaPhone — разработка хорошая, но разрабатывать и продавать только в России такие смартфоны — невыгодно.
"Мы так не делаем"
— Почему DNS нередко обвиняют в плохом качестве?
— Качество у нас примерно такое же, как у конкурентов. Вопрос, скорее, в психологии: есть на эту тему законодательство, и от покупателей никуда не деться.
— Летом DNS обвиняли во ввозе контрафактной продукции. Удалось ли разобраться в ситуации с таможней?
— Пока не все удалось решить. Мы всегда старались "держаться подальше" от таможни, надеялись, что это гарантирует отсутствие проблем. Оказалось не так. В принципе, когда дошли до источников посыла, выяснилось: государство занялось нормализацией ситуации на рынке. Это правильно, в части структурирования и вывода из тени рынка техники проблемы были. Не всегда товары попадали на таможню законно. Однако сами мы никакого отношения к этому не имеем. Через таможню мы завозили только собственную продукцию, все остальное закупали в Москве, у дистрибуторов, производителей, которые занимаются растаможиванием самостоятельно.
Почему пришли к нам? Во-первых, мы занимаем большую долю на рынке. Во-вторых, находясь во Владивостоке, были не очень понятны и прозрачны для руководства многих органов. Сейчас, в общем, эти вопросы устранены, сумели рассказать о том, что мы прозрачные и понятные. Товары нам отдали.
— А что за история произошла в Новосибирске с Госнаркоконтролем, когда его сотрудники увидели на китайских наушниках в магазине DNS некую крамольную надпись? Работа вашего магазина тогда была приостановлена. Чем закончилось разбирательство?
— Наглядная демонстрация того, чем нередко занимаются госорганы на местах. Чиновник зашел в магазин, увидел наушники мирового брэнда Co:caine. Такие же продаются по всему миру. Возможно, аллюзии на кокаин и есть, но не больше, чем в кока-коле. Экспертиза, пропаганда наркотиков, приостановим деятельность. В этот момент, наверное, мы должны были спросить: "Сколько?" Но мы так не делаем. Первый суд проиграли, и только в третьей инстанции победили. Хочется напомнить, что и государство недополучило налогов. Случаев использования ресурсов госаппарата чиновниками в своих целях, кстати, встречается немало. Однако мы считаем, что с произволом надо бороться. Поскольку сеть крупная, можем себе это позволить: закрытие новосибирских магазинов для нас неприятно, но не смертельно.
— А сколько DNS платит налогов в бюджет Приморского края?
— В региональный бюджет поступают отчисления по НДФЛ и часть корпоративного налога — с местного филиала. Совокупно в бюджеты регионов мы платим 6 млрд рублей, из них на Приморье приходится несколько сот миллионов.
— В одном из интервью вы сказали, что компания DNS никогда не просит у властей поддержки...
— Не совсем понимаю, что это такое. Хотя на самом деле обращаемся: допустим, когда стоял вопрос о постройке логистического центра близ Артема. Наверное, для власти и для бизнеса лучше, когда они меньше вмешиваются в работу друг друга.
— В последнее время вы стали выступать в СМИ, на инвестиционных площадках. Случайно не собрались во власть?
— Нет, надо заниматься либо бизнесом, либо политикой. В России нередко совмещали эти вещи, но это — пережиток "тучных времен". Модель, когда политика является продолжением бизнеса, работать уже не будет.
Чтобы никого не смущать
— Может ли наступить момент, когда DNS откажется от продажи продукции других брэндов и сконцентрируется только на своей продукции?
— Нет. Мы стараемся донести до покупателей весь спектр продукции. Пусть люди выбирают осознанно. Наша продукция своего покупателя имеет.
— Дискаунтер TechnoPoint принадлежит DNS. Почему вы открыли именно такой формат?
— Во-первых, проект достаточно независимый. Во-вторых, хотим донести не только больший ассортимент, но и представить товары по разным ценам.
— Продажа крупной бытовой техники через интернет из той же области?
— Просто стараемся быть для покупателей полезными.
— Не планируете ли вы организовать продажу своей продукции через партнеров?
— Собираемся. Чтобы их "не смущать", в частности, выпускаем товары под брэндом DEXP.
— Раньше в основе компьютерного бизнеса лежала модель, которую пропагандировала Intel и которая опиралась на такие понятия, как "системные платы и процессоры", "скрутили, собрали". Но сейчас это никому не интересно. Мир изменился, компьютеры стали миниатюрными: ноутбуки, нетбуки, моноблоки, смартфоны, планшеты. На что вы будете делать упор? Сможете конкурировать с тем же Apple?
— Сегодня, если вы не выпускаете ноутбуки, то компьютерным бизнесом уже не занимаетесь. Более того, мы активно производим смартфоны. Компьютеров становится больше, они разные, заточены под определенный функционал. Что касается Apple, сам я пользуюсь, преимущественно, собственной продукцией.
— Как кризис влияет на вашу работу?
— В основном, положительно. Это такой странный кризис — отличается от 1998 и 2008 годов. Тогда было понятно — рынок упал, потом будет лучше. Сейчас не ясно, когда наступит "дно". Бардак на Украине продолжается, и можно предположить, что будет еще хуже. Будет беднеть население — будут меньше покупать. Но кризис — всегда еще и возможности. Скорее всего, рынок немного сократится. Поэтому будем лучше работать".
Справка: АЛЕКСЕЕВ Дмитрий Юрьевич, совладелец и генеральный директор группы-компаний DNS. Обучался в ДВПИ, ДВГУ, специальность — инженер. Изучал MBA в Московском государственном университете. С 1998 года — директор в DNS Digital Store.
Компания DNS основана в 1998 году во Владивостоке. В настоящее время штат компании – около 12 тысяч человек, количество магазинов – около 700. География присутствия – 240 городов России. DNS входит в сотню крупнейших частных компаний России по версии журнала Forbes.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Приморская компания DNS решила игнорировать санкции США и ЕС в отношении Крыма
Кошелек приморского клиента определит стоимость нашей продукции – гендиректор компании DNS
Дмитрий Алексеев – мнение на РИА PrimaMedia: Кризис – лучшее время для апгрейда бизнеса