Инна Бакало. Сегмент бизнеса Приморья, специализирующийся на прямых поставках от производителя подгузников азиатских торговых марок вынужден приостанавливать свою деятельность: приобретать продукцию у заводов за валюту стало слишком рискованно, поскольку спроса в РФ на столь резко подорожавший товар нет. Таким образом, ослабевший рубль отбросил назад региональные компании, которые не так давно начали нацеливаться и на рынки центральной части России. Освобождающиеся же ниши могут легко заполнить компании, работающие с российскими дистрибьюторами японских, корейский и китайских производителей средств детской гигиены – товар при такой цепочке поставок дорожает не так энергично, сообщает РИА PrimaMedia.
Напомним, что в 90-х годах прошлого века практически одновременно с началом массового импорта в Приморье японских и корейских б/у автомобилей местные предприниматели начали проявлять активный интерес и к ввозу на территорию РФ других товаров стран АТР – продуктов питания, электроники, средств гигиены.
Одним из уверенно развивающихся направлений стала торговля азиатскими подгузниками. Японские Merries, Genki, Goon и Moony завоевали дальневосточного потребителя не столько ценой, которая практически не конкурировала с западными памперсами, сколько высокими потребительскими свойствами. Освоив рынки Дальнего Востока, приморские компании-импортеры устремились на запад России, однако падение рубля в 2014 году поставило дальнейшее развитие – а возможно, и существование - этого бизнеса под сомнение.
На рынке азиатских подгузников в Приморском крае с начала 2015 года установилось положение неопределенности, которое вполне может завершиться вытеснением с рынка небольших компаний – в пользу крупных сетей, имеющих возможности побороться за покупателя, немного придерживая рост цен без сокращения ассортимента и объемов поставок.
Компании-импортеры, которые работают напрямую с производителями из Китая, Японии и Кореи, сейчас оказались в весьма затруднительном положении, в сфере оптовых закупок в январе началась слабо скрываемая паника. Участники рынка объясняют это тем, что многим компаниям приходится отказываться от новых закупок резко подорожавшего в рублях товара - к новой цене на который приморцы просто не готовы - чтобы избежать работы себе в убыток.
- Мы не можем так быстро повысить цену, магазины просто не принимают товар. Кроме того, на торговые сети давит административный фактор: им нельзя такими темпами поднимать цены. Соответственно, теперь подгузники, с которыми мы зашли на рынок по одной цене, вынуждены продавать дороже, - рассказал на условиях анонимности один из приморских импортеров товаров из Кореи и Японии. - В данных условиях нужно кардинально менять бизнес-стратегию, снижать объемы поставок, работать с ассортиментом, находить более дешевые аналоги. Хотя все чаще приходим к выводу, что проще свернуть бизнес, чем работать в сложившихся условиях. Скоро кризис всех импортеров "опрокинет". Этот процесс уже стартовал.
Приостановку оптовых импортных поставок подтверждают и другие компании, однако об окончательном уходе с рынка игроки открыто не заявляют, предпочитая говорить о "незапланированном отпуске".
- Мы с трудом можем представить, что ждет бизнес, построенный на импортных поставках в ближайшем будущем. Сейчас все зависит от спроса и покупательской способности приморцев. Ситуация с поставками подгузников в этом плане немного выгоднее, чем с поставками, например, растворимого кофе или соков. Импортные памперсы будут покупать всегда, и отказаться от них сможет далеко не каждый. Но наша компания не в силах терпеть убытки, поэтому мы приостановили свою работу и ушли в незапланированный отпуск и, насколько мне известно, у многих наших конкурентов ситуация складывается аналогичным образом, - отметил собеседник агентства.
Мелкий бизнес на азиатских подгузниках в Приморье "уходит в отпуска", Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
Однако не все поставщики-импортеры готовы сдаваться сразу. "Оптимисты" заявляют, что опасаться дефицита азиатских подгузников приморцам не стоит.
- Мы продолжаем работать в нынешних условиях. У нас нет посредников, мы работаем напрямую с японскими производителями, это позволяет добиваться самой низкой цены. Мы как покупали подгузники за доллары, так и покупаем. Единственное, что мы изменили, стали делать закупки чуть меньше по объемам, - рассказали корр. агентства в компании "Стэк", импортирующей в РФ с заводов-производителей подгузники Merries, Genki, Goon, Moony.
И все же оптовики-импортеры отмечают, что "залечь на дно" - наиболее оптимальная тактика в нынешних условиях, хотя попытаться сохранить свою долю рынка все же можно - без особой, впрочем, надежды на успех.
- Сейчас на рынке идет сумасшедшее повышение цены по всем категориям импортных товаров, это касается не только подгузников. Для многих импортеров сейчас единственно верный выход - не работать. В нынешних условиях некогда налаженный бизнес просто рухнул. Работать очень дорого, продажи падают по всей импортной продукции. Некоторым игрокам оказалось проще закрыться, чем работать себе в убыток. Мы пока работаем, распродаем старые партии подгузников, которые были закуплены еще до обрушения рубля. Однако что будет дальше - неизвестно. Я уверен, ни у одного из участников рынка нет четкого представления о том, что их ждет впереди, - прокомментировал ситуацию коммерческий директор компании "Золотые Воды" Владислав Евсюков.
Отметим, что ООО "Золотые Воды" с 2012 года является импортером "памперсного" бренда Besuper, завод по производству продукции этой торговой марки находится в Китае. Сам же бренд принадлежит крупной корпорации, головной офис которой находится в Нью-Йорке.
В отличие от небольших компаний-импортеров, ранее выстроивших экономику поставок на работе непосредственно с производителями (что исключало маржу посредников в конечной отпускной цене опта в России), крупные поставщики и ритейлеры оказались во времена девальвации рубля в более выгодном положении, хотя и активно поднимают цены на продукцию.
- Наш поставщик - официальный дистрибьютор производителя подгузников Merries в России. Приобретаем мы товар за рубли. Но, тем не менее, поскольку подгузники японские, закупочная цена выросла с декабря на 25% в связи с изменением курса валюты. Это была вынужденная мера поставщика, но сейчас поставщик существенно сдерживает рост цен, и мы со своей стороны цены тоже не поднимаем. На спрос повышение цены не повлияло, он остался на прежнем уровне. Объемы закупок было решено не сокращать. В связи со сложившейся ситуацией на рынке, мы искали варианты новых поставок, но оказалось, что некогда дешевые аналоги подгузников выросли в цене гораздо больше, чем подгузники производителя Merries, в результате ослабления рубля, - прокомментировали ситуацию в службе доставки SLAVDA GROUP, занимающейся прямой доставкой подгузников на дом потребителям.
На момент публикации получить комментарии по ситуации на рынке от торговых сетей "Счастливое детство" и "Бубль-Гум" корр. РИА PrimaMedia не удалось, однако по факту ассортимент подгузников в сетях не изменился, цены же пошли в рост.
Отметим также, что "западный сектор" подгузников в крае, представленный компаниями Kimberly Clark (марка Huggies) и Procter&Gamble (марка Pampers), как можно предположить, по-прежнему не сможет составить конкуренцию азиатской продукции, у которой есть свои постоянные потребители, и, следовательно, вытеснить Merries и другие торговые марки азиатских подгузников из потребительской корзины родителей малышей.
Как сообщает РБК, американская компания Procter&Gamble уже известила оптовиков и ритейлеров о повышении цен на косметические товары и бытовую химию с 7 марта 2015 года на 30%–50%. Как рассказали поставщики продукции P&G, большие упаковки Pampers active baby будут стоить на 49,9% дороже (размер розничной цены они не уточняют). Один из крупнейших российских ритейлеров сообщил, что получил также соответствующие уведомления от компании Kimberly Clark, которая ранее планировала повысить стоимость своей продукции с 1 февраля от 10% до 20%.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Рынок пит-стопов в Приморье: одиночкам здесь в кризис не выжить
Корейская косметика в Приморье: ценовые игры в битве брендов
Любители настоящих кимчи и васаби "переварили" в Приморье девальвационный рост цен
Уже не до жиру: Владивосток и владивостокцы - в объятиях кризиса