Инна Бакало. Избыток предложений о продаже существующих пит-стопов наблюдается на рынке готовых бизнесов в Приморье - если судить, например, по информации портала объявлений Farpost.ru. При этом, исходя из количества размещенных на портале предложений, датам их размещения и актуализации, активного спроса на такой "товар" нет. Об этом говорят и весьма "демократичные" цены предложений. По мнению участников рынка, опрошенных РИА PrimaMedia, тенденция налицо - слабые игроки массово уходят из бизнеса из-за увеличения себестоимости продукции (за счет повышения рублевых цен на импортные продукты) и падения интереса горожан - как сезонного, так и "кризисного" - к уличному фаст-фуду.
Напомним, что осенью 2014 года в Приморье - особенно в крупных городах - был отмечен настоящий "пит-стоп-бум", проявившийся как в росте количества точек быстрого питания, так и в разнообразии предлагаемого фаст-фуда.
Однако ближе к зиме у микробизнеса в сфере общепита начался откат - на сайте объявлений Farpost.ru появилось большое количество вариантов приобретения пит-стоп-бизнеса "под ключ": "точки" продают с оборудованием, действующими контактами поставщиков и наработанной клиентской базой. Цена предложения – от 350 до 800 тысяч рублей. Больше 20-ти таких бизнесов выставили на продажу еще в декабре, однако до сих пор объявления являются актуальными, а в январе к этим предложениям прибавилось еще несколько десятков.
Главной причиной избытка предложений участники рынка, опрошенные агентством, называют базовые процессы экономического кризиса - девальвацию рубля, повышение цен и падение спроса. В нынешних условиях, по словам собеседников РИА PrimaMedia, у мелких игроков просто не остается шанса на выживание, потому что падение спроса из-за девальвации рубля и общекризисных настроений у потребителя совпало с резким скачком затрат на сырье.
- Любое предприятие общепита сейчас испытывает трудности. Главная проблема – рост цен. По факту, продукты в цене выросли на 70%-80%, и никак не меньше. Аналогично подорожали и все виды упаковки. Таким образом, цена на все расходные материалы нашего бизнеса выросла в 1,5, а то и в 2 раза, а тем временем поток клиентов сильно сократился, - поделился видением ситуации генеральный директор сети кафе CoffeeMachine Дмитрий Лутченко. - Поэтому и закрываются многие автокафе. Например, рядом с нами павильон уже закрылся, и сейчас его продают. В таких кризисных условиях он смог проработать лишь два месяца. Слишком много в городе пит-стопов, а выживают сейчас только самые сильные. Многие предприниматели решили открыть такие точки в то время, когда они думали, что будут расти вечно. Однако сейчас продолжают работать и хоть что-то зарабатывать только крупные сети, да и то, прибыль сильно падает последние два месяца. Если мы с такой ситуацией можем справиться, то другим это не удается.
По мнению управляющего сетью кафе "Твоя картошка" Андрея Зуева, рынок пит-стопов вынужден сокращаться, не только из-за общей кризисной ситуации в бизнесе, но и потому, что продукт, который предлагают на приморском рынке многочисленные уличные кафе, почти ничем не отличается от ассортимента конкурентов, и в борьбе за место и существование главным оружием является соотношение "цена/качество".
- Раньше такой бизнес не продавали, а наоборот - развивали, а сейчас в стране кризис, соответственно, рынок стабилизируется. В то же время продукция придорожных кафе почти идентична, поэтому многое зависит от качества и наработанной клиентуры. В нынешних условиях мелкие игроки вынуждены уходить с рынка, - отметил господин Зуев.
Источники агентства отмечают, что у многих "пит-стоперов" все же есть надежда, что ситуация на рынке вернется в прежнее русло. Такие игроки упорно придерживаются позиции "сложно, но можно".
- Мы работаем на этом рынке недавно, открылись как раз в то время, когда ситуация стала нестабильной. Пока работаем и цены зафиксировали, поднимать стоимость продукции не планируем, но все зависит от поставок. К тому же еще и спрос упал. В сложившихся условиях работать сложно, но можно. Сложно прогнозировать ситуацию с долларом, ростом цен на импортные продукты, доля которых в нашей работе велика, но есть шанс, что все стабилизируется. Поэтому сейчас для нас переломный момент, - рассказал управляющий автокафе "Медитэрия" Олег Дедученко.
Сети уличного фаст-фуда, собирающиеся продолжить работу в крае в дальнейшем, сейчас активно ищут способы либо снизить издержки, либо просто сохранить спрос и, соответственно, долю рынка. Например, в сети "Твоя картошка" пошли по пути импортозамещения: с корейских продуктов, которые подскочили в цене в два раза, перешли на отечественные аналоги. Это позволило предпринимателям избежать как резкого повышения цен, так и работы в "минус".
- Соусы, приправы, даже помидоры консервированные – все эти наполнения были у нас корейские. Цена на них увеличилась в два раза, поэтому мы стали искать аналоги этих продуктов от российского производителя - и нашли. Цены в этом случае оказались такие же, как на импортные "комплектующие" до скачка доллара. Поэтому нам и не пришлось поднимать цену на наше основное меню. Мы немножко повысили стоимость напитков – в пределах пяти рублей и, за счет этого, стабилизировали итоговую цену продукта, - рассказал Андрей Зуев.
В сети пит-стопов CoffeeMachine пришли к решению не пытаться в целом снизить издержки за счет импортозамещения, а просто оставить все как было до кризиса - не поднимать ценник и не уменьшать "граммовку" порций. По мнению гендиректора компании, тем или иным способом повысить сейчас отпускные цены - значит, лишиться клиентов.
- Российские продукты растут в цене даже быстрее и сильнее, чем иностранные. Скажем, кофе итальянский, который мы используем, вырос ровно на столько, на сколько вырос евро. А курица местная подорожала на те же 80%. Аналогичная ситуация и с сыром: сыр алтайский и белорусский вырос в цене на 80%. Таким образом, значения не имеет, импортные продукты или нет – цены повышают все. Поэтому наше решение – сдерживать цены, уменьшая прибыль, - отметил Дмитрий Лутченко.
По его мнению, многим компаниям остается надеяться, что цена на продукты либо опустится, либо на рынке появятся более дешевые аналоги продуктов.
- Между тем, некоторые наши конкуренты уменьшают граммовку продуктов и переходят на более дешевый кофе - вьетнамский или филиппинский. Но мы решили, что оставим все по-прежнему. Сейчас все терпят, как говорится. У нас также прибыль обвалилась, но в минус пока не уходим. Однако то, что планировали расширять и развивать, будем сворачивать. Подсократим свои планы. Будем переживать этот период, - подытожил гендиректор сети.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Уже не до жиру: Владивосток и владивостокцы - в объятиях кризиса
Корейская косметика в Приморье: ценовые игры в битве брендов
Любители настоящих кимчи и васаби "переварили" в Приморье девальвационный рост цен
Рынок бытовой техники во Владивостоке: ценовой отскок после новогодней истерии
Street-food во Владивостоке: полный интернационал