Полноценную реализацию туристического потенциала Приморского края невозможно представить без развития в регионе водного и круизного туризма. Эти направления очень перспективны, однако, существующие административные и правовые барьеры, а также фактическое отсутствие прибрежной инфраструктуры должного уровня, неизбежно встают на пути тех, кто берется за их развитие. Без принятия срочных мер на краевом и федеральном уровне по исправлению ситуации Приморье потеряет значительную долю своей туристической привлекательности. К такому выводу пришли эксперты Общественного экспертного совета по развитию туризма в Приморском крае, обсудившие проблемы развития водного и круизного туризма на очередном заседании в четверг, 17 сентября, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
По наболевшему вопросу на заседании экспертного совета выступила представитель туристического агентства "БИЛЕТУР" Наталья Солодовникова. Она рассказала коллегам о проблемах, с которыми столкнулась компания, пытаясь организовать для своих клиентов сервис морских экскурсий.
- Во всем мире для водных экскурсий успешно используются суда маломерного флота, но в нашей стране турбизнес, пытающийся развивать это направление, сталкивается с большими трудностями. Прежде всего, это несовершенное законодательство, фактически запрещающее использовать маломерный флот для экскурсий по воде. Согласно действующим нормам, каждое судно должно быть лицензировано на этот вид деятельности, однако для получения лицензии требуется пассажирское свидетельство судна, которое для маломерного флота не предусмотрено в принципе, - рассказала Наталья Солодовникова.
По ее словам, краевая власть и контролирующие органы в регионе - "в курсе проблемы" и уже обращались в федеральный центр с предложениями по ее решению, но пока - без результата.
Вторая проблема, озвученная представителем "БИЛЕТУРА" - отсутствие современных причалов и пирсов для подхода туристического морского транспорта, ужасное состояние существующей причальной инфраструктуры и высокая стоимость ее эксплуатации.
- О каком развитии бизнеса можно говорить, когда на один катер за пользование причалом насчитывается около 200 тысяч рублей в месяц? - добавила Наталья Солодовникова.
Дальневосточное управление Госморнадзора отправляло в правительство свои предложения по изменению нормативных актов для решения возникшей у турбизнеса проблемы, сообщил экспертам его руководитель Игорь Турищев.
- Поправки в 193-е постановление правительства, регламентирующее лицензирование пассажирского морского транспорта, сейчас находятся в Госдуме, их еще не рассмотрели. Мы предлагали не требовать с маломерных судов пассажирского свидетельства для получения лицензии, а ограничиться выдачей судового билета, который оформляет капитан порта. Речь идет только о судах, которые занимаются коммерческой деятельностью по перевозке пассажиров, - пояснил руководитель ДВУ Госморнадзора.
- Мне кажется, что мы вообще живем не у моря, такое складывается впечатление. У нас субсидируются авиаперелеты, электрички, все что угодно – но не морской транспорт, никак не поддерживается его развитие и вовлечение в туристическую отрасль.
Еще в советские годы у нас были великолепные морские экскурсии, которые были очень востребованными как самими приморцами, так и гостями края. Что произошло сейчас, я не понимаю. Море – это ценнейший туристический ресурс, который мы, по непонятным причинам, практически не используем, хотя обязаны это делать, - высказалась глава НП "Окно в Евразию", член совета Ирина Кушнарева.
Она предложила разработать дорожную карту по развитию морского и круизного туризма в Приморском крае, включающую в себя перечень всех мер, которые должны его обеспечить.
Приглашенный на заседание совета командор яхт-клуба "Семь футов", президент федерации парусного спорта Приморского края Михаил Ермаков поделился проблемами развития яхтинга в регионе.
- У нас все настолько зарегулировано, столько несуразностей в законодательстве, что люди, желающие принести экономике края пользу, ничего не могут сделать. Возьмем недавний форум (Восточный экономический форум – прим. ред.),
все это безобразие дало о себе знать в полной мере, когда мы не смогли наших гостей полноценно покатать по нашим бухтам, показать всю эту красоту, хотя это было очень востребовано.
То же и у нас – мы годами решаем вопрос по строительству нового яхтенного клуба и не можем решить до сих пор, ничего не помогает, чего только не пробовали. Упирается все в конкурсы по получению воды, просто невозможно получить участок акватории. О причалах вообще молчу – их просто нет, и не предвидится, - горячился Михаил Ермаков.
По его словам, все "прорывные" предложения в закон о Свободном порте, которые совместно вырабатывали профессионалы и бизнес Приморья, были впоследствии просто "выкинуты правительством", несмотря на их актуальность и значимость для развития туризма в регионе.
Выступить с предложением создать федеральную структуру по регулированию деятельности водного такси и прогулкам на уровне федерального закона, предложил главный государственный инспектор ГИМС Приморского края Леонид Маковецкий.
- Сделать это уже предлагали наши коллеги в Крыму, нужно их поддержать на уровне общественности и региональной власти. Кроме того, необходимо добиваться, чтобы каждый субъект самостоятельно регулировал правила лицензирования морских пассажирских перевозок, его условия, - отметил Маковецкий.
Замгендиректора судоходной компании "Эрма", являющейся круизным агентом, Роман Щепов отметил, что круизный туризм в Азиатско-Тихоокеанском региона развивается небывалыми темпами, и только от нас зависит, займет ли Приморье место на этом рынке или "будет смотреть из окон на пустующие причалы".
- В этом году у нас было четыре захода круизных лайнеров, в следующем планируется порядка 5-6 заходов. В мае во Владивосток впервые зайдет лайнер Costa Victoria с 2 тысячами пассажиров и тысячным экипажем на борту. От того, как мы его примем, очень зависит, придет ли он к нам еще раз, станут ли его визиты регулярными, - отметил Роман Щепов.
На сегодняшний день обеспокоенность агента связана как с состоянием и доступностью причалов, так и с административными процедурами.
- Оформление 2 тысяч пассажиров во Владивостоке займет почти все время пребывания лайнера у нас. Это значит, что туристы просто не смогут сойти на берег, посмотреть Владивосток, потратить здесь деньги. То есть визит будет бессмысленным. Мы предлагаем предварительно направить в порт выхода лайнера работников пограничной службы, чтобы они оформляли пассажиров в пути до Владивостока. Такая практика широко распространена в других странах, - отметил замгендиректора ООО "Эрма".
- У нас, куда не посмотри – везде одно вредительство, в нашем регионе!
- возмутилась председатель экспертного совета Ольга Кудрявцева. – В таких условиях никто не сможет работать и развивать туризм.
Заместитель директора департамента туризма Приморского края Владимир Щур предложил совместно искать пути решения проблем.
- Нам нужно со всех сторон оценить ситуацию, посмотреть, что у нас есть, а что нам еще нужно построить, разработать стратегию и последовательно ее реализовывать. Мы над этим уже работаем и будем работать дальше, - заявил Владимир Щур.
По его словам, в декабре планируется проведение во Владивостоке международной конференции по водному туризму, и ряд решений, возможно, будет предложен в ее рамках.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Приморцы увидели бассейны, теннисные корты и шикарные рестораны на борту Diamond Princess
Экскурсионные круизы уверенно входят в жизнь жителей и гостей Владивостока
"Тайны" лайнера Diamond Princess: элитные рестораны, казино, бассейны и салоны красоты