Говорить об экономической политике с председателем профильного комитета Дмитрием Сулеевым в узкой привязке к городу сложно — слишком глубокое погружение в тему и большой объем знаний. Впрочем, иначе нельзя — ведь стратегия развития города не может существовать отдельно от последних трендов в экономике. Именно они влияют на то, какой путь выбрать, какие сферы жизни города важно развивать и в какую сторону идти. О том, что обязательно должно быть учтено при разработке стратегии развития Владивостока, и почему важно вовремя передавать в собственность муниципальное имущество, в интервью РИА PrimaMedia рассказал председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности Думы Владивостока Дмитрий Сулеев.
— Дмитрий Петрович, первый вопрос. Есть ли вообще экономическая политика в масштабах Владивостока и нужна ли она муниципалитету? Может быть, стоит довериться видению вышестоящих органов — отдать все на откуп коллегам из Законодательного собрания края?
— Давайте смотреть. Экономическая политика – это вообще комплекс мер, которые оказывают влияние на процесс экономического развития. В этот комплекс мер входят основополагающие документы, с которыми работает Дума и которые ею принимаются. Сразу скажу: перечень довольно велик. Это стратегия развития города до 2020, а теперь – до 2030 года, генеральный план развития Владивостока, правила землепользования и застройки на территории города, различные программы, которые принимаются Думой города, а также программа приватизации муниципального имущества. Это то, что определяет экономическую политику. Также можно отнести сюда коэффициенты аренды и земельного налога, которые у нас тоже устанавливаются Думой города. Это касается земельных участков и муниципального имущества. Причем если речь идет о налоге на землю, важна учитывать кадастровую стоимость, которая тоже в какой-то степени зависит от генерального плана. Дело в том, что один и тот же участок земли может стоит по-разному в зависимости от его расположения. И кадастровая стоимость рассчитывается исходя из этого показателя.
Если участок находится в зоне общественно-деловой, или жилой, или рекреационной, она будет кардинально отличаться. Причем в десятки раз, даже если участки граничат друг с другом, можно даже сказать, что это один и тот же участок, но кадастровая стоимость будет другой. При переводе его в другую зону его кадастровая стоимость меняется. Соответственно, земельный налог тоже. И вот этот комплекс мер позволяет определять экономическую политику. Задача депутатов как ветви власти законодательной – вовремя улавливать тренды и тенденции, которые существуют на различных уровнях. Как на уровне города, так мы можем дойти и уровня макроэкономического. Например, при подготовке к Саммиту АТЭС была одна экономическая политика, а после его завершения, наверное, нужна корректировка. Соответственно, экономическая политика не является чем-то закостенелым, и раз и навсегда утвержденной. Она должна быть гибкой, меняться и подстраиваться под текущую ситуацию.
— Огромное поле для дальнейшего направления вопросов. Хочется затронуть сразу несколько тем. Но все же, пока будем придерживаться ранее выбранной линии и продолжим разговор о экономической политике. Вы сказали , что депутатам нужно улавливать тренды, которые влияют на экономическую политику. Каковы сейчас тренды?
— Несколько лет назад самым главным была подготовка к саммиту АТЭС. В тот период у нас очень много было муниципальных правовых актов и решений, связанных с подготовкой к этому масштабному событию. Тогда бюджет города был наибольшим за всю его историю – превышал 12 миллиардов рублей. Сейчас он меньше, и все понимают причины внезапного увеличения и последующего уменьшения. Действительно, было сделано очень много всего для благоустройства города. Вид наших фасадов, например, не влиял на те решения, которые на этом саммите принимались. Но все же во Владивосток приехало много гостей, и нам хотелось показать, что наш город развивается, что он комфортный, что он мало уступает иным городам на тихоокеанском побережье. Однако решение привести в порядок фасады можно отнеси и к стратегическим — те, кто был у нас ранее, должны были видеть изменения. Мы же понимаем, что если что-то или кто-то меняется к лучшему, то с ним хочется иметь дело. Это утверждение касается как человека, так и процессов.
На период подготовки к саммиту, в город были сделаны большие финансовые вливания, было принято много решений, связанных с благоустройством. Еще одно, о котором не упомянул ранее, но которое имеет принципиальное значение — это решение не размещать мелкие стационарные объекты вдоль основных трасс. Давайте вспомним, что после того, как саммит прошел, было огромное количество обсуждений и прогнозов: жизнь в городе остановится, что Владивосток умрет, и все экономические показатели будут падать, и люди станут массово его покидать, но, как мы видим, этого не произошло. Однако, как показал опыт, все эти мрачные перспективы оказались утрированно пессимистичны. Саммит и вложения, сделанные в город, не прошли даром. Появились большие площадки, в том числе на острове Русском, где ежегодно проводится Восточный экономический форум. Количество участников в этом году было больше, чем в прошлом. И по моим прогнозам, эта тенденция будет набирать обороты. Более того, количество таких масштабных мероприятий будет нарастать. Сейчас появились и другие планы, касающиеся малого бизнеса — те же рестораны, гостиницы, услуги такси и так далее. У них появляются дополнительные доходы, которые позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. И нам надо вовлекать их в общественную жизнь города.
— Тот самый синергетический эффект, которого так хотели добиться долгое время. Развитие одного вида подтягивает развитие остальных сфер жизни.
— Да. Скорость этой цепной реакции, конечно, недостаточна даже по сравнению с некоторыми другими мировыми практиками. Но я считаю, что эти темпы вполне удовлетворительные. Важно, с моей точки зрения, то, что мы не слишком "просели" в бюджете. Конечно, если бы не случилось кризисных явлений в экономике, то ситуация, наверное, сейчас была бы лучше. Наступивший экономический спад почувствовали как жители города, так и предприятия. Немного "просели" строительные предприятия, которые привыкли к большим заказам в период подготовки к саммиту. Однако остальные отрасли все же неплохо себя чувствовали.
— Дмитрий Петрович, а вот это "неплохо" может вывести на "хорошо" такой проект, как Свободный порт Владивосток?
— Да, этот проект способен привлечь серьезных инвесторов. Причем, как сторонних, так и вызвать дополнительную активность у местных инвесторов. Как говорят предприниматели, почему бы не обратить внимание на местный бизнес, который готов при наличии выгодных, способствующих его развитию, условий, вкладывать деньги и сдавать продукт в виде продукта, услуги или товара, который был бы конкурентоспособен.
— Однако есть ряд положений, которые не позволяют всем желающим стать резидентами.
— Естественно. Потому что так не бывает, что любой, кто хочет, может зайти и заниматься всем, чем хочет. Нужно соблюсти определенные условия. Что мы и имеем при реализации такого проекта, как ТОРы. Кстати, это очень интересный проект, который оказал влияние на экономику города, на его комфортность, хотя большинству горожан может казаться, что данные вопросы не имеют никакого отношения к жизни Владивостока. Между тем, уже есть проект, и вполне реальный — перенос Владивостокской кондитерской фабрики в зону ТОРа в Надеждинский район. Но ведь процесс переноса производства крайне не быстрый, это вопрос перспективы.
— Действительно, крайне перспективный переезд. Так вот "Мир упаковки" переехал под Артем. Казалось бы, всего одно предприятие, а жители Жигура быстро оценили выгоду от такого перемещения.
— "Мир упаковки" — относительно небольшое предприятие. Говоря же о "Приморском кондитере", мы говорим о предприятиях промышленного значения. Ведь во всем мире на территориях, которые отведены под жилую, социальную и общественно-деловую, промышленности нет. Их нет на территории многих крупных городов. Они выносятся за пределы города. Это объективный процесс, который идет на пользу предприятию, позволяет снизить издержки, повысить эффективность. Кстати, такое перемещение выгодно и жителям. Когда промышленное предприятие находится под боком, это не очень хорошо с экологической точки зрения. И вот тут мы должны очень четко понимать, что если бы у нас не произошло законодательных изменений, в частности, не было бы закона о ТОРах, то процесс этот в ближайшее десятилетие не пошел бы. Возможно, другие предприятия пойдут тоже по пути перемещения, а это скажется на благоустройстве города. Также они освобождают площадки, на которых можно строить жилье, общественные здания.
Интервью. Фото: Антон Новгородов, РИА PrimaMedia
— Каков шаг к планированию экономической стратегии во Владивостоке? Год, два, 10 лет? Оптимальный.
— Об оптимальности говорить не следует. Просто есть краткосрочное планирование, а есть долгосрочное. Одно без другого не работает. Есть стратегия развития города. Мы сейчас ее рассматриваем до 2030 года. А есть ежегодные планы. Тем более, что если у нас планы достаточно длительные, мы их должны детализировать, что мы делаем сначала, что – в середине, что – в конце. Например, такие процессы, как приватизация муниципального имущества, внесение изменений в Генплан и правила землепользования и застройки должны делаться каждый год в соответствии с планами долгосрочными. И они накладывают отпечаток на долгосрочную стратегию.
— Раз затронули приватизацию муниципального имущества. За последние полтора года я не помню ни одного заседания Думы, где не вносились бы изменения в перечень муниципального имущества. Почему это происходит?
— За 2015 год было выставлено 99 объектов на приватизацию. Из них больше половины реализовано. В основном такое большое количество объясняется тем, что очень многие предприниматели, которые арендуют муниципальное имущество, согласно 159 ФЗ, получили право на преимущественную приватизацию, на преимущественный выкуп этого имущества. Конечно, есть ряд условий — если они являются добросовестными арендаторами, если не используют здание не по назначению, если они добросовестно и вовремя выплачивают арендную плату за это имущество. Соблюдение всех этих условий приводит к тому, что по закону такие добросовестные арендаторы имеют право на приватизацию без торгов по оценочной стоимости на основании рыночной стоимости оценщика. Кроме того, им предоставляется право на рассрочку при выкупе в течение 5 лет. Да, конечно, в какой-то степени мы ставим в неравное положение предпринимателей города. Так, тот представитель малого и среднего бизнеса, который арендовал не муниципальное преимущество, а коммерческое, таких льгот не имеет. И вот тут уже нам, депутатам, надо смотреть, как выравнивать ситуацию.
С моей точки, решение арендовать коммерческую недвижимость – правильное. Если вы арендуете у частника, вы всегда с ним решите какие-то вопросы, допустим, размера арендной платы можете решить непосредственно с собственником. А вот у муниципального имущества так такового собственника нет. Им являются все жители города этого имущества. И вот договориться с ними сразу всеми априори невозможно, равно как и невозможно в оперативном порядке решать какие-то вопросы.
— И вот тут на первый план выходят депутаты? Как представители интересов горожан?
— У нас просто нет таких полномочий. Депутат тоже не является собственником. Он принимает решение не о своем имуществе, он находится в рамках ограничений. Частный собственник может подарить или продать в полцены, а что касается муниципального имущества, это сделать невозможно. В общем, нам надо уметь слышать всех, улавливать все тенденции и находить приемлемое для всех решение.
— Кстати говоря, по поводу муниципального имущества. Фадеевская овощебаза – к ним относится?
— Да, сейчас этот объект подлежит приватизации. Решение об этом было принято давно, более года назад. Причем, сопровождалось большим количеством споров, обсуждение было крайне полемичным. Было много предложений о том, что эту базу не стоит приватизировать, что ее нужно оставить в муниципальной собственности. И все-таки было принято решение, и я его поддерживал, что нужно овощебазу приватизировать, потому что это довольно старое здание, доход от него бюджет получал порядка 5 миллионов рублей в год. Это очень мало. И по нашим подсчетам, у частного собственника получилось бы заработать совсем иные деньги. Поэтому, продав ее за несколько сот млн рублей, мы сэкономим десятки млн рублей.
— Недавно было принято решение ее "разбить" по частям.
— В недвижимости тоже есть важный момент – ее надо продать вовремя, пока цена не стала на нее падать. Да, конечно, цена на недвижимость всегда растет, и это крайне выгодное имущество. Но надо иметь в виду, что растет она в долгосрочной перспективе. А в пределах нескольких лет она может и падать. Именно поэтому было принято решение разделить овощебазу на ряд лотов, чтобы увеличить количество предложений. У нас получилось три лота стоимостью 225 млн, 80 млн и 11 млн.
— Желающие приобрести есть?
— Да и тогда были. На самом деле, интересуются многие. Другой вопрос – есть ли у них деньги сейчас. Система торгов подразумевает, что вы должны выложить деньги в определенный промежуток времени. Если вы договариваетесь с владельцем частной недвижимости, вы с ним можете решить вопрос об отсрочке, о рассрочке и так далее. А здесь мы ограничены муниципальными правовыми актами, которые принимает тоже наш комитет, согласно которым есть определенный порядок, в том числе и оплаты этого имущества. Поэтому интересанты есть, но истинный интерес проявляется только во время торгов.
— Есть такой термин – клиентоориентированность. Если его переложить на предпринимателя, то, с вашей точки зрения как председателя комитета, насколько Владивосток — предпринимателе-ориентированный город? Насколько у нас развиты меры поддержки предпринимательства?
— Можно и предпринимательство разделить на две большие категории. Есть малый бизнес с очень небольшими оборотами, многие предпринимали начинающие, у которых цель какова?
— Получение прибыли.
— Это в большей части у средних предпринимателей. На самом деле, самое главное — укрупниться. Самый малый бизнес, который не подвергается административному давлению, так вот его задача – найти свою нишу, получить своего клиента в острой конкуренции со своими коллегами. Если на рынке стоит пять лотков, которые торгуют овощами, для них самое главное – ни административные барьеры, ни налогообложение, а то, что этим бизнесом занимается слишком много людей, и укрупниться очень проблематично. Именно для этого бизнеса делается у нас немало. Есть перечень помещений, которые образуют инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. Если помещение входит в этот перечень, тогда оно не подлежит приватизации. И предприниматель может быть уверен, что он может находиться там достаточно долго. Во-вторых, есть субсидии предпринимателям. Они достигают до 250 тысяч на покрытие процентов по кредитам, на компенсацию затрат по подключению к сетям и на приобретение основных фондов. Некоторые предпринимали умело этим пользуются. Но для этого нужно обладать определенной финансовой и юридической грамотностью. Еще затрону важный момент. Создан Центр поддержки предпринимательства на ул. Запорожкой, который возглавляет Елена Новгородова. Кстати, я был сначала скептически настроен по отношению к этому инструменту, но сейчас вижу, что Центр проводит очень много работы. Прежде всего, по повышению финансовой и юридической грамотности.
— Говоря о ТОРах, вы сказали, что переезд промышленных предприятий из Владивостока в Надеждинское высвободит часть территории города для дальнейшего развития. Вообще нехватка земли для города – большая проблема, которая ставит значительные препятствия на пути развития. Несколько лет назад, уже во время работы нынешнего состава Думы, был принят закон о передаче военных земель на баланс города. Принесли ли они пользу Владивостоку, ли пока так и остались неразграниченными, которыми мы пока не можем пользоваться?
— Эти вопросы были в ведении нашего комитета. Мы приняли все необходимые решения для начала инициирования передачи этих земель на баланс города. Там достаточно сложный документооборот: чтобы просто передать земельный участок, одного решения недостаточно. Нужно делать это по съемкам, нужно составить кадастровый паспорт, определить его границы. При этом возникает много противоречий, конфликтных ситуаций. Даже если мы выполним все перечисленные процедуры, и участок переходит в муниципальную собственность, использовать его все же проблематично. К этому участку должны быть подведены удобные дороги и сети в достаточном количестве, чтобы он был пригоден для городских нужд.
Конечно, можно его просто выставить на торги, но сейчас пока эти решения не проводятся, так как прежде чем, торговать землей, мы должно понять, какие цели преследуем. То есть, какова стратегия развития города. Не получится ли так, что мы эти участки реализуем, и на них построят какие-то коттеджи, а потом в своих планах мы столкнемся именно с нехваткой земельных участков. Эти участки большой площадью, но расположены на окраинах города. Это остров Русский, район улицы Снеговой, то есть леса, пригород. Поэтому к ним нужно тянуть сети и дороги. Тем не менее, в дальнейшей перспективе в соответствии со стратегией их можно будет использовать. Эти участки площадью 7-12 гектаров – объективно, это мало.
— Если говорить о стратегическом развитии города, то 12-13 гектаров вполне себе выгодное приобретение.
— Да, вы правы — там можно реализовать любой объект. У нас есть свободные земли, но они относятся к рекреационной зоне. Почему и возникает проблема с выделением земельных участков для многодетных. Вроде человек видит, что очень много земли. Но часть ее – федеральная, часть – военная, часть – в рекреационной зоне, где, в принципе, строить ничего нельзя.
— Давайте вернемся к Думе города и текущей ситуации. Нынешний созыв уже 4 года работает. Какие в рамках вашего комитета были приняты важные МПА для развития города?
— Наш комитет принимает МПА, которые задают правила игры в области экономической политики и управления муниципальной собственностью. Поэтому все МПА, касающиеся приватизации, проходят через наш комитет. Недавно было принято решение, с моей точки зрения, крайне судьбоносное для города. При аукционе на право аренды муниципального имущества, должен быть предметом торгов не первоначальный взнос за право арендовать это имущество по установленной цене, а именно размер арендой платы. По этому поводу было много дискуссий с предпринимателями. Они говорили о том, что 300 рублей за "квадрат" – это стоимость имущества, ему сейчас надо вложить на торгах несколько миллионов, он должен заплатить, чтобы это имущество арендовать. Поэтому теперь уже они сами будут увеличивать эту ставку на торгах это правильно. Нужно этот порядок утвердить, нужно его внести в ранг МПА, утвердить на Думе. Один из важных примеров, который мы приняли во время работы нашего комитета.
— Вы говорили о стратегии развития Владивостока. Тем более, она сейчас актуализируется до 2030 года. Можете по памяти назвать примерные направления развития, которые предполагаются согласно этой стратегии. Куда пойдет Владивосток?
— Сейчас идет этап оценки нынешней ситуации города. Для того чтобы сделать стратегию, нужно сначала определиться, на каком мы этапе находимся сейчас, и как будут изменяться экономические, демографические и прочие условия в ближайших перспективах у нас и у соседей. Только потом можно принимать решения. Например, есть вопрос: сколько населения будет в Приморском крае и во Владивостоке к 2030 году? Для ответа на него есть институты, ученые. Мы приглашаем специалистов из различных отраслей, которые и показывают текущие тренды, различные показатели. Сейчас мы пока устанавливаем эту ситуацию, где мы находимся сейчас, и как ситуация изменится через 10 лет.
— На одном заседании в рамках социального комитета шла речь о том, чтобы дать Владивостоку статус города федерального значения.
— Владивосток может претендовать на звание города федерального значения, прежде всего, из-за своего географического положения. У нас самая большая по площади страна, самая растянутая. Поэтому необходимо на востоке создавать узлы развития государственности, цивилизации, на которые будут опираться будущие поколения. Нужно закономерное развитие территории, потому что мы находимся в геополитическом соперничестве с нашими соседями. Нужно "закрепляться" здесь. Для этого нужно вкладывать ресурсы, не пускать на самотек. У нас население уезжает на запад. Нужно создавать комфортные условия, прежде всего, для реализации карьеры, чтобы молодежь оставалась здесь. А именно, привлекать молодых, энергичных людей, чтобы они здесь развивали свои таланты, чтобы это шло на благо города и страны. В рамках этой стратегии уже ясно вырисовывается контур отраслевой структуры, которая будет во Владивостоке. Какие отрасли будут сворачиваться, а какие развиваться. К 2030-му году приоритетной отраслью предлагается сделать финансовые услуги. Как Сингапур, Лондон, Гонконг. У них же львиная доля ВВП формируется именно из этой отрасли. Это банки, это трейдовские площадки.
— То есть перспектива Владивостокской международной биржи?
— Почему бы и нет? Россия – мощный игрок. Не думаю, что мы сильно отстаем от Японии и Китая по этому показателю. Почему бы нам это не сделать? Эпицентр мировой экономики перемещается сюда, на восток. Кстати, по исследованиям ученых IQ жителя азиатских стран Японии, Кореи и Китая — порядка 105%. Если брать европейца — это 100 %. Да и работоспособность у жителей Востока значительно выше.
— Их менталитет ставит работоспособность приоритетом для личности.
— Да. Поэтому эти страны активно развиваются. Нам тоже надо попытаться встроиться в вектор этого развития, чтобы получить дополнительный импульс.
— Спасибо за разговор и перспективы для обдумывания и обсуждения.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Оставить призывной пункт на Тигровой в ведении военкомата рекомендуют депутаты Думы города
Татьяна Курлеева: Депутат, как и врач, должен знать все "больные точки" на своих округах
Более 74 млн рублей запланировано в 2017 году на выполнение наказов жителей Владивостока