Развитие международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2" стало ключевой темой заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона 25 мая в Москве. Работа по их созданию в крае уже начата, продолжить предстоит за счет частных инвестиций, об этом губернатор Приморья Владимир Миклушевский заявил по итогам совещания, сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе администрации Приморского края.
В ходе совещания озвучено, грузооборот МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" к 2030 году может достигнуть 45 млн тонн: 23 млн тонн — это зерно, соя, кукуруза, 22 — контейнеры.
При этом отмечено, успешная реализация проектов напрямую зависит создания благоприятных условий при пересечении границы и инвестиций в инфраструктуру.
Владимир Миклушевский подчеркнул, что председатель правительственной комиссии Дмитрий Медведев дал поручение профильным ведомствам облегчить таможенные процедуры — именно этот фактор сейчас препятствует быстрому транзиту грузов через территорию Дальнего Востока.
"Сейчас за счет таможенных процедур везем товар 18 дней по транспортному коридору, оформление идет долго. С этого надо начинать работу", — отметил губернатор.
Определенные подвижки в этом направлении уже сделаны. С 1 октября пункты пропуска начинают работать 7 дней в неделю, 24 часа в сутки, создается свободная таможенная зона и вместо множества контролеров вводится единый контрольный орган при пересечении границы.
Ведется работа по созданию инфраструктуры транспортных коридоров. Так, за счет средств федерального и краевого бюджетов идет строительство МТК "Приморье-1". Совсем скоро будет сдан участок трассы "Владивосток — Находка — порт Восточный" в обход Артема, далее начнется работа по участку до Большого Камня, в котором реализуется крупнейший федеральный проект — судостроительный комплекс "Звезда". Остальные участки планируется реализовать с привлечением частных инвестиций, при условии совместных гарантии.
"Думаем, прежде всего, о китайских инвесторах. Потому что северо-восточные провинции Китая заинтересованы в получении доступа к приморским портам. Это снизит для них расстояние доставки товаров в 3-3,5 раза. Инвестор должен быть уверен в возврате своих средств, поэтому власть, федеральная или региональная возьмет это обязательство на себя. Но мы хотим, чтобы это был режим совместных гарантий. С их стороны — гарантия грузопотока. Это зависит как от частных фирм, так и от правительства КНР. Дмитрий Анатольевич Медведев готов провести переговоры по этому вопросу и поручил внести в планы встречу с вице-премьером правительства КНР", — сообщил Владимир Миклушевский.
Как подчеркнул глава Минвостокразвития Александр Галушка, привлечение частных инвестиций предлагается не потому, что проблематично бюджетное финансирование в таких объемах, а поскольку проект — экономически рентабельный.
"Готова финансово-экономическая модель, которая показывает, что минимум 10% годовых инвесторы могут заработать на инвестициях в инфраструктуры, а возможно и до 15%", — сказал он.
Верхнеуровневая оценка инвестиций составляет около 145 млрд рублей для МТК "Приморье-1" и около 170 млрд — для МТК "Приморье-2". Подчеркнуто, что средства требуются не одномоментно, а постепенно — до 2030 года.
"Эффект для экономики Приморского края — ежегодное увеличение ВРП на 4-5 % и создание более 4 тысяч новых рабочих мест. Это хороший проект для экономики юга Дальнего Востока", — обозначил глава Минвостокразвития.
Справка: Международный транспортный коридор (МТК) представляет собой совокупность транспортных систем нескольких стран, концентрирующую значительные транспортные потоки между центрами экономической активности, при перемещении которых зачастую используется более одного вида транспорта, и включающую в себя как инфраструктурную, так и регуляторную составляющие.
Международный транспортный коридор "Приморье-1" является составной частью коридора Суйфэньхэ (порты Приморья – Харбин – Транссиб).
Транспортную инфраструктуру МТК "Приморье-1" составляют пункты пропуска через государственную границу РФ (автомобильный "Пограничный", железнодорожный "Пограничный"), автомобильные дороги (Уссурийск – Пограничный – Госграница, от Уссурийска (км 658) до дороги федерального значения А-370 "Уссури" Хабаровск – Владивосток (км 733) и Владивосток – Находка – порт Восточный), железнодорожную инфраструктуру и портовую (морские порты: Владивосток, Находка, Восточный).
Международный транспортный коридор "Приморье-2" – Чанчунь – Цзилинь – Хуньчунь – Краскино – порты (Зарубино/Посьет) – далее морские линии – является сегментом Туманганского коридора.
Транспортную инфраструктуру МТК "Приморье-2" составляют пункты пропуска через госграницу РФ (автомобильный "Краскино", железнодорожный "Махалино"), автомобильные дороги (Раздольное – Хасан – Зарубино, Раздольное – Хасан), железнодорожную инфраструктуру и портовую (Зарубино).
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
На реализацию проектов транспортных коридоров в Приморье не хватает 280 млрд рублей