Угрозы нашествия гастарбайтеров в Приморье не существует, здесь нет неконтролируемой миграции, а те, кто нарушает законодательство, попадают в зону действия специальных иммиграционных служб и несут административную ответственность в соответствии с законами Российской Федерации. Об этом корр. РИА PrimaMedia заявил начальник отделения противодействия нелегальной миграции отдела иммиграционного контроля УФМС России по Приморскому краю, старший лейтенант внутренней службы Александр Крестьянников.
- Александр Юрьевич, существует ли угроза нашествия гастарбайтеров в Приморье?
- Сегодня в обществе сложилась достаточно напряженная ситуация в отношении мигрантов. Многие в Приморье считают, что их количество чрезмерно увеличилось, но на самом деле это не так. Ситуация не выходит из-под контроля, она постоянно стабильная. В Приморском крае нет массового наплыва или неконтролируемой миграции, все процессы контролируются, а все, чтобы выходит за рамки закона, попадает в зону действия нашей службы. Мы практически всегда знаем, когда, что, где и происходит с мигрантами, и если есть нарушения, немедленно реагируем на них.
Все мигранты на учете, а тем, кто должен, но не хочет уезжать, мы помогаем. Угрозы нашествия гастарбайтеров в Приморье не существует, и если бы не было саммита АТЭС, на стройки которого были привлечены десятки тысяч иностранных рабочих, ничего бы не поменялось в соотношении мигрантов и коренного населения в крае.
Истерия вокруг этой темы, поднятая в СМИ, не имеет под собой никаких оснований и ни чему хорошему не ведет. У нас просто есть люди, экстремисты, которые хотят устроить провокацию на почве национальной розни.
- А как все-таки решается проблема с иностранными рабочими, которые высвобождаются со строек саммита АТЭС во Владивостоке?
- Большинство из них уедет, а по поводу тех, кто хотел бы остаться в крае, Федеральная миграционная служба Приморского края обращалась к работодателям, чтобы отрегулировать квоты на 2012 год.
Были сделаны предложения дорожникам, руководителям предприятий в сфере ЖКХ расширить им немного квоты, чтобы предложить рабочие места тем, кто работает на стройках саммита и высказывает желание остаться в крае.
В целом размер квот по сферам деятельности определяются на федеральном уровне, но здесь, на местном уровне, можно заинтересовать работодателя, чтобы он на законных основаниях привлекал высвобождающуюся рабочую силу.
- Каковы цели и задачи работы вашего отдела?
- В нашем отделе существует два подразделения: противодействия незаконной иммиграции и организации миграционного контроля в Приморском крае. Такие отделы созданы и в районах. Они проводят проверочные мероприятия, осуществляют контрольно-надзорные функции по исполнению миграционного законодательства, занимаются как иностранными гражданами, так и принимающей стороной. Мы работаем по регламенту, проверяем иностранных граждан, юридических и физических лиц, автотранспортные средства, места пребывания иностранных граждан, одним словом все, что попадает в поле зрения иммиграционного контроля. Кроме того, ведем мониторинг миграционной ситуации, отслеживая соотношение поставленных на учет с фактически выданными разрешениями на работу.
- Ведется ли в Приморье борьба с владельцами "резиновых квартир", в которых регистрируется чрезмерное количество иностранных граждан?
- Еще до выступления премьер-министра Владимира Путина по поводу "резиновых квартир" мы провели энергичную работу в этом направлении.
Наши сотрудники выявили и передали в ФСБ материалы по поводу регистрации в одной квартире Владивостока порядка 80 или 100 иностранных граждан по разрешению на временное пребывание. Как выяснилось, преступление было совершено группой лиц, куда входила хозяйка квартиры и паспортист ТСЖ.
Они могут быть привлечены к ответственности по статье "организация незаконно миграции группой лиц". Ведется работа по привлечению гражданки РФ, которая во Владивостоке на 32 квадратных метрах умудрилась прописать за год более 100 человек иностранцев, которые там не находились, да и не могли этого сделать физически. Сейчас составляются протоколы в отношении нее как физического лица.
Надо заметить, что регистрация мигрантов - это очень доходный бизнес. Например, с одного из мигрантов хозяйка взяла за регистрацию 13 тысяч рублей.
- Но ведь закон не ограничивает регистрацию?
- Да, гражданин РФ в собственной квартире может зарегистрировать неограниченное количество жителей. Но те, кто прибывает в страну по разрешению на временное пребывание, должны пребывать по месту регистрации. Если они не проживают по месту регистрации, это является нарушением. Выводы делаются на основе опроса соседей, работы с управляющей компанией. У нас налажено взаимодействие с другими отделами УФМС, они предоставляют нам информацию о местах, где больше всего регистрируется иностранных граждан.
- Бывают случаи, когда в одной из квартир многоквартирного дома реально проживает большое количество иностранцев, что вызывает негативную реакцию соседей. Вас интересуют такие ситуации?
- Да, интересуют. Чаще всего в таких квартирах проживают иностранные граждане, которые не зарегистрированы и не поставлены на учет. Владельцы квартир не регистрируют постояльцев, потому что сдают квартиры нелегально и боятся ответственности со стороны налоговой службы.
Сейчас законодательство в этом плане стало более либеральным по отношению к иностранцам. Если иностранец не поставлен на учет по месту проживания, он не подлежит административной ответственности. Отвечать будет лицо, не поставившее его в течении семи дней на миграционный учет.
Если у жителей Приморья есть информация о подобных нарушениях, когда в квартире, где раньше жили русские, проживают иностранные граждане, они могут обратиться к нам письменно, либо по телефону доверия. Причем, желательно представляться, чтобы это было не анонимное обращение.
- Какие санкции могут применяться к нарушителям?- По федеральному закону иностранные граждане могут работать в стране только при наличии разрешения на работу. Если нет разрешения, значит имеет место нарушение, как у самого иностранного гражданина, так и у работодателя, которые могут понести довольно серьезное наказание. Штрафы за такие нарушения одни из самых серьезных в Кодексе об административных правонарушениях.
Иностранный гражданин может быть оштрафован от двух до пяти тысяч рублей, работодатель как физическое лицо от двух до пяти тысяч рублей, как должностное лицо от 25 до 50 тысяч рублей, а как юридическое лицо от 250 до 800 тысяч рублей.
Есть и еще более суровые меры, такие, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, но такое решение принимает суд. Поэтому особого желания нарушать законодательство у работодателей нет.
- Проводите ли вы проверки на улицах, и есть ли у ваших сотрудников оружие или хотя бы наручники?
- Спецсредства нам не выдаются, поскольку нашим основным оружием является информация. В УФМС есть информационная база данных по постановке на миграционный учет, есть центральная база данных учета иностранных граждан. Когда иностранец пересекает границу, его паспорт сканируется и составляется досье с фотографией.
Если иностранный гражданин подозревается в нарушении законодательства, его приводит в отделение милиции для составления протокола или просят прийти к нам в отдел. Наряды патрульно-постовой службы могут остановить на улице иностранного гражданина и проверить, не нарушен ли им срок пребывания с стране.
В паспорте иммигранта стоит печать с датой пересечения границы, там же есть миграционная карта с отметкой о постановке на миграционный учет, в законодательстве оговорены сроки пребывания мигрантов в стране. Если это безвизовое гостевое посещение, то для граждан бывшего СНГ оно не может превышать 90 дней. Сейчас есть такое понятие, как патент, который дает право мигрантам вести трудовую деятельность в России. Оплаченный патент дает право мигранту находиться в стране более 90 дней.
- Как вы поступаете с нарушителями миграционного законодательства?
- Сейчас законодательство немного ужесточилось, и в нашем распоряжении есть различные методы пресечения нарушений. Мы можем, в частности, передать в суд материалы на административное выдворение нарушителя за пределы страны.
Суд может принять решение о самоконтролируемом выезде мигранта-нарушителя. В этом случае мы лишь проверяем, выехал он или нет. Второй вариант - решение о принудительно-контролируемом выдворении.
Здесь у нас налажено взаимодействие со службой судебных приставов. Приставы из зала доставляют нарушителя в спецучреждения УМВД в Артеме, Владивостоке, Уссурийске или Находке, где они содержатся до вступления решения в силу. Затем его принудительно передают пограничникам, которые и выдворяют его из страны. Это уже стало вполне наработанной и успешной практикой.