Так вышло, что понятие "социальная политика" в нашей стране как правило подразумевает очень широкий спектр проблем, над решением которых должно работать государство. Неудивительно, что в профильный комитет городской думы поступает большое количество обращений по самым сложным вопросам. Люди ждут от городских депутатов помощи и участия, ведь именно они – самый близкий и доступный уровень власти. О том, как во Владивостоке решаются вопросы лекарственного обеспечения льготников, создания новых мест в детских садах и модернизации школьного образования в интервью PrimaMediaLIVE рассказала Ольга Ворожбит, председатель комитета по социальной политике и делам ветеранов Думы города Владивостока.
- Вы возглавляете комитет Думы Владивостока по социальной политике и делам ветеранов. Что входит в сферу ответственности комитета? На каких вопросах комитет сосредоточился на первом году работы депутатов нынешнего созыва?
- Добрый день. Мы занимаемся вопросами, которые определены как область наших компетенций. Это, прежде всего, вопросы образования и здравоохранения. Хотя они и переданы на уровень края, но, тем не менее, мы их все равно постоянно решаем и жители к нам обращаются. Это вопросы социальной поддержки, это вопросы трудовых отношений, вопросы, связанные с жизнью в нашем городе. То есть социальный комитет "связан" с каждым человеком. Любая ситуация связана с жизнью в обществе, поэтому, конечно, мы занимаемся очень-очень широким спектром проблем.
- Обращения от людей, наверное, идут в основном в ваш комитет? Я имею в виду, обращения, которые поступают в думу.
- На самом деле обращаются жители города непосредственно в думу. И тогда, в зависимости от характера обращения, оно расписывается на определенный комитет. Конечно, многие обращения многие приходят к нам, в комитет по городскому хозяйству, потому что жилищно-коммунальное хозяйство, эта тема больная во все времена.
- О чем в основном пишут? Именно в социальном плане…
- В социальном плане обращаются с проблемами детских садов, то есть очень много обращений по этой теме. Речь не только об очередях в детские сады, а о проблемах с ремонтом в отдельных детских садах. С тем, что возникают вопросы в области воспитания. Мы делаем запрос в администрацию города, непосредственно обращаемся в эти дошкольные учреждения и решаем вопросы. Буквально сегодня, на заседании думы было озвучено, что родители выразили благодарность за то, что вопрос, с которым они обратились, был решен положительно, и они выразили признательность депутатам за проделанную работу.
Обращаются и с такими тяжелыми вопросами, как расселение из аварийного жилья. Здесь, понятно, предоставляется площадь, аналогичная той, которая была. Предоставляется площадь, естественно, тоже в домах, которые не являются совсем новыми, а ожидания людей несколько иные, чем то, что им предоставляется. Иногда проблема заключается в том, что человек проживал в одном районе, а новое жилье предоставляется в другом.
- То есть закон соблюдается, но у всех свои запросы?
- Да, возникают вопросы, связанные с тем, что многие семьи, действительно, находятся в тяжелом положении, но не состоят на учете как нуждающиеся, малоимущие. Они обращаются за помощью с тем, чтобы встать на учет, встать на льготную очередь. Но здесь есть полномочия, которые находятся в крае, и тогда мы обращаемся, уже соответственно, на этот уровень.
Также люди обращаются с вопросами обеспечения мест в специализированных учреждениях для инвалидов. Тоже мы решали такой вопрос, выходя на краевой уровень. Обращаются с вопросами лестниц, обращаются с вопросами ремонта дорог, то есть это больная тема, которая тоже у нас обсуждается. Обращаются с вопросами трудовых отношений, по вопросам лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. То есть самый-самый широкий спектр вопросов.
- Значит, люди не делят думу на комитеты?
- Получается так, что депутаты, избираясь, проходили по определенным избирательным участкам, по определенным округам. Они выходили к жителям и с ними разговаривали, беседовали, давали какие-то обещания, возлагали на себя обязательства. И, естественно, люди обращаются к этому депутату.
У меня такой пример – дом на Нерчинской, 50. В ходе предвыборной кампании были нарекания на то, что дорога около дома совершенно разбитая, после избрания я обращалась в администрацию города, сейчас дорогу эту отремонтировали. Как правило, обращаются люди напрямую к своему депутату по округу, и не всегда обращаются с вопросом, который связан с комитетом. И здесь уже можно сделать запрос не только от комитета запрос, но и от имени конкретного депутата. А на уровне комитета мы, конечно, решаем те вопросы, которые связаны с нашими полномочиями.
Одна из актуальных тем последних месяцев – лекарственное обеспечение льготных категорий граждан. Какова ситуация в этой сфере во Владивостоке? Я знаю, что комитет проводил несколько заседаний по этой теме. Какие решения были приняты по их итогам?
- Действительно, вопрос о лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, которые относятся к льготным – очень острый. И люди, которые нуждаются в этом обеспечении, они, как правило, имеют тяжелые заболевания, которые представляют угрозу жизни.
Нужно сказать, что полномочия, все связанные с медицинским обслуживанием населения, с 2011 года перешли на уровень края, то есть город не занимается этими вопросами. Однако жители Владивостока в первую очередь идут с обращениями в думу города. Мы занимались вопросом о лекарственном обеспечении, так как поступали обращения, причем они поступали регулярно.
Мы решили, что нужно выявить проблемы непосредственно на местах. И все семеро депутатов нашего комитета пошли в медицинские учреждения, пошли в аптеки города Владивостока смотреть, что у нас не так.
Мы выявили, что проблема заключается в том, что врач выписывает рецепт, но у него нет полной информации о том, если сейчас в наличии лекарство, именно это, для льготной категории граждан. У нас несколько аптек, которые осуществляют реализацию, то есть непосредственно по рецептам отпускают эти лекарства. Человек, как правило, инвалид, который с трудом передвигается, приходит в аптеку, лекарства нет. Его не ставят на очередь, то есть проходит срок, в течение которого может быть приобретено лекарство, и он опять вынужден идти за новым рецептом и снова проделать этот путь.
- То есть обойти или обзвонить все аптеки, узнать, есть ли там что-то, опять ждать, и неизвестно получит ли он в итоге…
- Конечно! В ходе нашей такой инспекционной проверки мы выявили, что действительно есть необходимость создания единой информационной службы. И тогда мы обратились на уровень Законодательного Собрания, в департамент здравоохранения Приморского края. Мы выяснили, что, действительно, это осознаем не только мы, депутаты Владивостока, это осознают и в крае, и работа такая проводится.
Есть проект создания информационной системы, которая бы в реальном времени отражала информацию о наличии тех или иных лекарств в аптеках. Однако не хватает средств на то, чтобы обеспечить сопровождение этой системы. Для этого должен быть определенный отдел, для этого должны быть выделены средства. В отделе, который занимается этой работой, дали даже расчет, сколько средств необходимо заложить в бюджет. И тогда мы сформировали обращение в Законодательное Собрание, в администрацию Приморского края с тем, чтобы средства, которые необходимы для решения этого острого и злободневного вопроса, были предусмотрены в бюджете Приморского края.
Нельзя сказать, что проблема на сегодняшний день полностью решена. Но шаги в направлении решения этой проблемы, безусловно, есть, уже проделана огромная работа.
- Хотел бы еще поговорить об одной проблеме, но на этот раз уже чисто городской. В мае 2013 году депутаты комитета по социальной политике встречались с новым собственником здания кинотеатра "Чайка" на Чуркине. Остается ли этот вопрос на контроле у депутатов? Какова ситуация с реконструкцией здания на сегодняшний день?
- Действительно, в мае мы провели заседание комитета, куда пригласили руководство организации, которая занимается реконструкцией кинотеатра "Чайка". Нам привезли проекты, показали картинки, как это будет выглядеть, и заверили, что поэтапно будут осуществляться работы. Но исходя из того, что видно снаружи, ситуация остается на том же месте, в каком была в мае. Поэтому мы приняли решение провести заседание комитета, на которое мы снова пригласим руководство компании, заслушаем опять отчет о том, что сделано и будем принимать решение в зависимости от того что там происходит на самом деле. Вплоть до того, чтобы город расторгнул договор.
- Летом был принят краевой закон "Об образовании". Потребует ли это внесения изменений в нормативные документы на уровне города? Какие вопросы, связанные со школьным и дошкольным образованием, остаются в ведении комитета?
- Вы затронули очень больную проблему для страны, для образования. Вообще, новый закон об образовании, который полностью начал действовать с 1 сентября 2013 года – это революция. Конечно, особенно этот закон сказывается на высшей школе, но, тем не менее, он затрагивает и общее образование: школьное и дошкольное образование.
В связи с тем, что в конце 2012 года на федеральном уровне был принят закон об образовании, на уровне края тоже нужно было внести соответствующие изменения и принять закон Приморского края "Об образовании". Это было сделано.
Что касается школьного и дошкольного образования, то в принципе здесь будет продолжаться обеспечение конституционных прав граждан на бесплатное образование. Некоторые видят сложность в разграничении понятий в дошкольном образовании: а именно само дошкольное образование, и уход и присмотр за детьми. В средствах массовой информации проходят высказывания, определенные опасения в том, что будут приняты соответствующие документы, которые повысят оплату родителей. Но на ближайшую перспективу, во всяком случае, в городе Владивостоке не планируется принимать подобные документы.
В то же время, на муниципальном уровне есть документы, которые были приняты на основании ранее действовавшего закона об образовании, поэтому нужно внести изменения в устав Владивостока и в Положение о предоставлении общедоступного, бесплатного дошкольного образования. Но корректировки, которые нужно внести – лишь технические, глобальных изменений на уровне города вносить не нужно.
- В связи с тем, что с 1 января 2014 года дошкольное образование также передается на уровень региона, смогут ли депутаты администрации города регулировать ту же плату за детские сады?
- Нужно посмотреть, если полномочия по реализации дошкольного образования останутся на уровне города, а краем будут лишь выделяться субсидии на заработную плату, как сейчас это в школьном образовании, то, безусловно, да. Если все полномочия, как по здравоохранению, будут переданы на уровень края, то здесь все равно депутаты города могут обращаться и на уровень законодательного собрания и на уровень края.
Так что рычаги воздействия на ситуацию остаются и, более того, мы можем выйти с инициативой в ЗС ПК и обратиться на федеральный уровень. Если мы видим проблему и знаем, как ее решить, мы можем с этой инициативой пойти на любой уровень.
- Президент ставил задачу, чтобы к 2016 году очередь для детей от трех до семи лет в детские сады была полностью ликвидирована. Депутаты Думы Владивостока как-то могут помочь в решении этой задачи?
- Что касается очереди в детские дошкольные учреждения, то этот вопрос находится на особом контроле на сегодняшний день и в администрации города, и у депутатов. Только в этом году планируется во Владивостоке ввести 935 мест в детских дошкольных учреждениях. Будут введены новые детские сады по улицам Пихтовой, Русской, Маковского. Это будет способствовать тому, что очередь несколько продвинется.
Задача состоит в том, чтобы обеспечить путевками в детсад детей в возрасте от трех лет. Но, на самом деле, родители хотят отдавать в детские сады детей и с полутора лет, и раньше хотят отдавать. То есть вот это тоже вопрос.
Та очередь, которая существует в городе Владивостоке, она не совсем отражает ситуацию. Потому что многие родители отдают детей в частные детские сады, при этом встают в очередь на муниципальный детский сад, причем многие из них никогда в этот муниципальный детский сад и не приходят. Еще одна проблема состоит в том, что есть льготные категории, которые установлены на федеральном уровне - это работники прокуратуры, судов, системы исполнения наказаний. Они имеют право на внеочередное получение путевок в детские сады. Кроме того, в соответствии с решением, которое принято на уровне города Владивостока, у нас работники детских дошкольных учреждений, школ имеют право на внеочередное получение мест в детских садах. Получается, что очередь есть среди жителей в целом, и есть еще льготная очередь. Конечно, в первую очередь обеспечиваются льготники.
Чтобы к 2016 году решить проблему с местами в детских садах, нужно строить новые дошкольные учреждения. Это реконструкция, модернизация действующих детских садов, когда за счет оптимизации использования площадей создаются и вводятся в действие дополнительные группы в существующих детских садах. Конечно, это и развитие дошкольных учреждений, которые не являются муниципальными.
Мы в Думе Владивостока на базе нашего комитета провели два круглых стола, связанных с дошкольным образованием. Первый – на тему предпринимательства в сфере дошкольного образования: рассмотрели все доводы за и против. Хотя закон об образовании говорит, что нет предпринимательства, есть услуги, связанные с дошкольным образованием, открываются частные детские сады, и это решает вопрос. Открытый частный детский сад - это семьи, которые работают полностью, это решение определенных социальных вопросов. Другое, что плата за частные детские сады высокая и не всегда это доступно для молодой семьи. 12 и более тысяч рублей – это существенная сумма. Но я хотела бы подчеркнуть, что социальная ответственность предпринимателей у нас очень высокая: во Владивостоке есть частные детские сады, которые берут детей из очереди муниципальной и оплачивают их содержание за счет собственных средств.
- То есть схема реально работает и есть люди, которые готовы и дальше развивать ее?
- Да. Немаловажным вопросом в сфере дошкольного образования является не только наличие мест, но и качество этого дошкольного образования. Здесь новый закон именно подчеркивает дошкольное образование, а не присмотр и уход за детьми. А качество образования – это качество педагогических работников, которые работают с детьми. По этой теме мы тоже провели круглый стол на базе нашего комитета, где рассмотрели проблемы, почему люди не хотят идти работать сегодня в детские сады.
Выявили четыре проблемных блока, среди которых - и заработная плата, и низкий престиж профессии. Мы рассматривали вопрос о том, как повысить статус педагогического работника, нужно ли ему предоставлять жилье.
Наша дума начала работу с того, что мы приняли документ, в соответствии с которым в городе Владивостоке появилось общежитие для работников образования. Но не так много желающих было поселиться в это общежитие.
Вообще, этот круглый стол был очень продуктивным, так как непосредственно там администрация города заключила соглашение с колледжем ДВФУ о совместной работе по привлечению талантливой молодежи в детские дошкольные учреждения.
- Чтобы они, поступая, имели виды на будущее место работы…
- Имели виды и приходили работать. Потому что у нас ситуация такая: заканчивают училище педагогическое, а работать не идут в детский сад. То есть идут работать куда угодно, продавцами, идут работать в любые сферы, кроме дошкольного образования.
- Еще в этом году несколько заседаний комитета были посвящены ситуации с частной школой "Гармония", которая находится в районе Второй Речки. Какие решения были приняты там? Знаю, участвовали и депутаты, на место выезжали, и представители администрации очень подробно свою позицию излагали. Удалось ли в итоге соблюсти право детей с ограниченными возможностями на обучение и не ущемить при этом право детей на место в детском саду?
На сегодня школа "Гармония" продолжает работать в том же помещении, в котором работала раньше. Действительно, мы проводили несколько заседаний нашего комитета с приглашением руководства, родителей школы "Гармония". Мы проводили комитеты, затем заслушивали депутатов, которые выезжали непосредственно в школу, приглашали представителей администрации Владивостока.
Ситуация следующая: школа "Гармония" находится в здании, которое в собственности у города Владивостока. Не продлен договор аренды и есть решение суда о том, чтобы школа "Гармония" освободила это помещение. Я лично встречалась с руководством школы "Гармония", пытались найти компромисс. Администрация предлагала варианты школе, куда она может выехать, но, ни один из вариантов не удовлетворил руководство "Гармонии". Мы в свою очередь просили, чтобы были соблюдены требования, которые установлены законодательно, то есть дать возможность школе закончить учебный год, провести выпускной вечер и выехать в другое здание.
Сейчас начался учебный год, соответственно, до конца учебного года школа будет продолжать работать. Но и в течение этого периода будут подбираться варианты для того, чтобы школа переехала и продолжала работать с детьми, которые также являются жителями города Владивостока. Некоторые из них имеют ограниченные возможности, и обучаясь в школе "Гармония", получают то, что в другом образовательном учреждении для них вряд ли будет предоставлено.
Но есть и другая проблема. Ведь мы с вами говорили, что к 2016 году мы должны полностью ликвидировать очередь в детские сады, а школа располагается в здании, которое является зданием бывшего детского сада. То есть на самом деле, это тоже вариант решения проблемы, которая так же остра для нашего города. То есть здесь нужно найти компромисс, который был бы приемлем и для руководства школы и для детей с родителями, которые обучаются в этой школе.
- Решение социальных вопросов, кроме компромиссов, как правило, предполагает и довольно значительное финансирование. На ваш взгляд, бюджет Владивостока на текущий год, насколько его можно назвать социальным, и насколько там отражены те вопросы, которыми занимается ваш комитет?
- Бюджет любого муниципального образования можно назвать социально ориентированным: исходя из тех полномочий, которые есть у города, это прежде всего, расходы, связанные с социальным направлением.
Возьмем бюджет города Владивостока на 2013 год. 47% в структуре расходов - это расходы на образование. А если взять расходы, связанные с социальным обеспечением, культурой, развитием спорта, то в целом вы ходит 52%, то есть больше половины расходной части связано с социальной сферой. Поэтому наш бюджет социально ориентирован.
- Стоит ли ожидать, что бюджет на 2014 год уже не будет таким социальным? Ситуация в экономике продолжает оставаться неопределенной…
- Сейчас идет формирование бюджета на 2014 год и на трехлетний период последующий. Можно сказать, что первоочередные социальные обязательства, они в этом бюджете заложены. Первоочередные социальные обязательства связаны с оплатой труда работников учреждений образовательных, повышением заработной платы.
- То есть индексация будет?
- Это все заложено. Но другой вопрос, что, если бы у нас все было по-другому и у нас бы не снижались налоговые доходы, то есть собственные доходы муниципального образования? А это характерно для всех уровней – и для уровня субъектов, и для уровня федерации, то есть у нас в целом по стране такая ситуация. Налоговые доходы сократились, причем, где-то на 20% по налогу на прибыль. Это существенно, и мы это увидим в следующем году.
Поэтому первоочередные обязательства, безусловно, будут исполнены. А что касается мероприятий, необходимых городу, таких как развитие физической культуры, спорта, развитие культуры, памятники, скверы, которые у нас есть - здесь, конечно, будет сокращение. Но депутаты проследят, чтобы первоочередные социальные обязательства были исполнены.
- Еще один вопрос, который связан с деньгами. Летом комитет по социальной политике, а позднее дума, принимали решение по изменению порядка выплат премии талантливой молодежи. Хотел уточнить, что-то поменялось, и какие суммы теперь могут получать талантливые деятели, если так выразиться, за свои проекты?
- Если говорить о том, что поменялось у нас на макроуровне, в целом, то не поменялось ничего: сколько было заложено в бюджете на поддержку молодежи, столько и осталось. Но если рассмотреть структуру, то здесь произошли существенные изменения. Если ранее выплачивались премии в незначительных суммах, то сейчас премия молодежи будет выплачиваться в размере 100 тысяч рублей. Естественно, увеличение размера премирования конкретно на одного человека приводит к тому, что количество премируемых сокращается.
Почему принято такое решение? Потому что произошло обесценивание премий: если есть грамота, ты уже претендуешь на премию. Принес ее, оформил документы и получаешь деньги. Цель состоит в том, чтобы привлечь, именно, талантливых молодых людей к выполнению проектов, четко оговоренных в области культуре, искусстве, которые прописаны в Положении о присуждении премии. И если человек действительно вносит существенный вклад, если этот человек создает что-то полезное для города, полезное для общества, то он премируется, то есть молодые люди в возрасте до 35 лет могут участвовать в этой премии ежегодно. Результатом должно стать закрепление талантливой молодежи в городе Владивостоке, чтобы наши талантливые молодые ребята не уезжали в другие регионы, в другие страны, а работали здесь и понимали, что они не только нужны, но и признаны.
- Это, наверное, и есть самый главный вопрос социальной политики. На этом, пожалуй, закончим наше интервью. Спасибо большое за ответы на вопросы!