"Лазейки" в законах порождают "серые схемы" в рыбодобывающей отрасли Дальнего Востока. Рыбопромышленники-экпортеры используют несовершенство законодательства РФ для того, чтобы "уходить" от уплаты налогов и таможенных платежей в бюджет страны. Такое мнение в беседе с корр. РИА PrimaMedia высказал руководитель приморского представительства Национального общественного комитета по противодействию коррупции Николай Черентаев.
- Пресловутое постановление правительства №184, утверждающее порядок захода и выхода рыбопромысловых судов из портов Российской Федерации и призванное облегчить рыбакам осуществление таможенных процедур, сыграло, как представляется, злую шутку с отраслью и с госказной. Некоторые недобросовестные рыбодобывающие компании, пользуясь тем, что судно с экспортной рыбопродукцией нельзя досматривать более трех часов, а количество контрольных органов было сокращено, стали декларировать вместо ценной, валютоемкой продукции более дешевую, что приводит к занижению стоимости груза, и, естественно, уменьшения налоговых и таможенных платежей, - отмечает Черентаев.
Сейчас пограничники в российских портах, по сути, не имеют возможности удостовериться, что рыбопродукция на борту судна соответствует по количеству и качеству той, что заявлена в документах, считает борец с коррупцией. По его мнению, такая "либерализация" в сфере госконтроля в рыбной отрасли породила целый поток неучтенного и неконтролируемого экспорта вылютоемкой рыбопродукции в страны АТР.
- Арифметика здесь простая: под видом, допустим, мороженного минтая, одна тонна которого на рыбных рынках стран АТР стоит 1,2 – 1,6 тысяч долларов США, провозится более дорогая продукция – мороженная ястычная икра минтая. Ее же стоимость уже совсем другая – 5,5 тысяч долларов США. А ведь известно, что делается еще проще – под видом дешевой рыбопродукции из страны вывозят неучтенные дорогие морепродукты: креветки, краб, гребешок, трубач, стоимость которых – от 6-ти до 50 долларов США за кг, - сообщил Николай Черентаев.
Также, по мнению правозащитника, упомянутое постановление №184 сейчас противоречит целому ряду международных документов: Таможенному кодексу Таможенного союза, решению комиссии Таможенного союза "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе", международным соглашениям и стандартов по применению санитарных и фитосанитарных мер в рамках ВТО.
От РИА PrimaMedia напомним, что в Госдуму РФ в 2012 году были внесены поправки в закон "О рыболовстве", которые, по мнению ряда экспертов, могут ещё более усилить экспортно-сырьевую направленность рыбной отрасли Дальнего Востока.
По действующему законодательству компании, имеющие прибрежные квоты, должны обязательно доставлять уловы на российский берег для переработки или же заморозки. В итоге значительная часть улова остается на российском берегу и становится сырьем для российской экономики и продуктом для населения РФ, а не отправляется на экспорт.
Инициаторы поправок ратуют за то, чтобы "прибрежники" - как и компании, ведущие океанический лов – получили возможность "морозить" и перегружать уловы прямо в море, а контроль в портах в отношении "прибрежников" осуществлялся бы по постановлению №184, то есть, по сути, формально. Естественно предположить, что такие "новации" прежде всего упрощают процесс отправки рыбопродукции на экспорт и провоцируют использование "серых схем".
Авторами же законопроекта являются сенаторы Геннадий Горбунов, Александр Верховский, Борис Невзоров, а также депутаты Государственной Думы Георгий Карлов и Ирина Яровая. Многие из "авторского коллектива", кстати, большие коммерческие интересы в крупных рыбодобывающих компаниях региона.
Так, согласно открытым источникам, рыбный бизнес владельца 100% акций ЗАО "Гидрострой" и сенатора от Сахалина Александра Верховского – соавтора господина Карлова и коллеги господина Зверева в советах АДМ и ВАРПЭ - имеет экспортную направленность. Компании, контролируемые Верховским, вывезли из России около 70 тысяч тонн рыбопродуктов только в 2012 году, или 7% от общероссийского экспорта.
Георгий Карлов – в отличие от Верховского – не сообщает в своих декларациях о владении какими-либо активами в рыбодобывающих компаниях. Однако, согласно информации в СМИ, Карлов был признан самым богатым депутатом Госдумы от Дальнего Востока по итогам 2011 года. Согласно декларации о доходах, в 2011 году он заработал 12475609,93 рублей - при средней зарплате депутата ГД РФ в 150-200 тысяч рублей в месяц. За счет чего повышал свое благосостояние депутат – помимо зарплаты – на сайте Госдумы, к сожалению, не указано.
Как ранее сообщалось, инициативы "рыбного лобби" пока не находят отклика ни в правительстве РФ, ни среди коллег-депутатов. Тем не менее, Георгий Карлов неоднократно заявлял в СМИ, что он и его коллеги намерены "идти до конца" в деле "снятия административных барьеров" в прибрежном рыболовстве.
От РИА PrimaMedia отметим, что решение властей РФ "вернуть" водные биологические ресурсы, выловленные в исключительной экономической зоне страны, на российский же берег формировалось на фоне расследования комиссии Федеральной антимонопольной службы в отношении ряда рыбодобывающих компаний Дальнего Востока и Ассоциации добытчиков минтая (АДМ).
Напомним, что ФАС считает, что компания из Гонконга "Пасифик Андес", которая является одним из крупнейших в мире производителей замороженной и готовой рыбной продукции, могла использовать крупнейшее в России рыбопромысловое объединение Ассоциацию добытчиков минтая (АДМ) как инструмент по регулированию добычи рыбопродуктов в российской части Тихого океана, а также как структуру, имеющую возможности по выходу на органы государственной власти Российской Федерации.
Российские антимонопольщики установили, что так называемый "русский отдел" гонконгского холдинга "Пасифик Андес" через скупленные ранее рыбодобывающие компании Дальнего Востока, по сути, и стал инициатором создания Ассоциации добытчиков минтая (АДМ). В дальнейшем же Ассоциация "поймала в иностранные сети" и ряд других предприятий, чтобы позволить "Пасифик Андес" скупать российские биоресурсы по заниженным ценам.