Прибрежному лову на Дальнем Востоке по-прежнему хотят привить "экспортную ориентацию". Региональные лоббисты – депутаты Госдумы РФ и члены Совета Федерации – не прекращают попыток внести изменения в закон "О рыболовстве", которые значительно облегчат отправку уловов "прибрежников" на экспорт – как правило, в страны АТР, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
Напомним, что в Госдуму РФ в 2012 году внесены поправки в закон "О рыболовстве", которые, по мнению ряда экспертов, могут ещё более усилить экспортно-сырьевую направленность рыбной отрасли Дальнего Востока.
Авторами же законопроекта являются сенаторы Геннадий Горбунов, Александр Верховский, Борис Невзоров, а также депутаты Государственной Думы Георгий Карлов и Ирина Яровая. Многие из "авторского коллектива", кстати, имеют, как предполагается, большие коммерческие интересы в крупных рыбодобывающих компаниях региона.
В очередной раз в поддержку изменений в закон "О рыболовстве" выступил недавно на Fishnotice.com один из авторов законопроекта, депутат Госдумы РФ, член думского комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Георгий Карлов.
"Надо считать экономику – специфика прибрежного лова такова, что чем быстрее обработана свежая рыба, тем качественнее и конкурентоспособнее продукция из нее. Отсюда вытекают задачи логистики, транспортировки, хранения и реализации. Пусть предприниматель решает, как ему выгоднее с экономической точки зрения организовать производственный процесс, учитывая вид рыбы, степень удаленности порта, перерабатывающего комбината. Это совсем не функция госорганов, а право предпринимателей, которые думают, прежде всего, об экономике промысла, развитии своей компании и флота", – раскрывает Карлов суть предлагаемых новшеств, направленных, по сути, на законодательное закрепление принципов почти абсолютного либерализма в рыбной отрасли.
От РИА PrimaMedia напомним, что по действующему законодательству компании, имеющие прибрежные квоты , должны обязательно доставлять уловы на российский берег для переработки или же заморозки. В итоге значительная часть улова остается на российском берегу и становится сырьем для российской экономики и продуктом для населения РФ, а не отправляется на экспорт.
Георгий Карлов же "сотоварищи" ратует за то, чтобы "прибрежники" - как и компании, ведущие океанический лов – получили возможность "морозить" и перегружать уловы прямо в море. Естественно предположить, что такие возможности прежде всего упрощают процесс отправки рыбопродукции на экспорт.
"Разве не логично было бы отдать решение о переработке и обработке уловов, о технологии и экономике промысла в целом самим рыбакам? Пусть рынок решает, где и каким образом сегодня выгоднее перерабатывать, обрабатывать и доставлять продукцию", – считает депутат.
Между тем, как ранее отмечали эксперты, экспортная направленность прочно закрепилась в рыбной отрасли российского Дальнего Востока. Для примера - согласно открытым источникам, рыбный бизнес владельца 100% акций ЗАО "Гидрострой" и сенатора от Сахалина Александра Верховского – еще одного из авторов законопроекта по "прибрежке" - имеет выраженную экспортную направленность. Компании, контролируемые Верховским, вывезли из России около 70 тысяч тонн рыбопродуктов только в 2012 году, что составило 7% от общероссийского экспорта.
По оценке экспертов, в значительной степени экспорт российской рыбопродукции в регионе осуществляется с использованием так называемых "серых схем". Основная цель недобросовестных рыбопромышленников – уход от налоговых и таможенных платежей в бюджет России, и как следствие – получение сверхприбылей, оседающих в оффшорных зонах.
Эти выводы, в частности, подтверждаются разницей в объемах экспортных поставок, которая фиксируется между данными Федеральной таможенной службы РФ и таможенными ведомствами стран АТР.