Синоптики рассказали, что ждет жителей Приморья в Рождество
09:26
Недобросовестные страховщики используют 3 хитрости для снижения выплат по ОСАГО
07:11
Дальний Восток 7 января. В бухту Золотой Рог вошел итальянский транспортный корабль Roma
07:00
Тарифы ЖКХ повысят в 2025 году сразу на 17% – жильцы взялись за головы
03:11
Грустный сюрприз для тех, кто хранит деньги в банках – кто попался в ловушку
6 января, 19:11
Подъем Раков, угрозы Дев, героизм Рыб: подробный гороскоп на 7 января
6 января, 18:30
Дурак, Маг, Сила: бодрящий таро-прогноз на эти 3 дня - перерождение судьбы
6 января, 18:00
Стыд Близнецов, выгода Дев, отвага Рыб: подробный гороскоп с 6 по 12 января
6 января, 17:30
Избившим пешехода во Владивостоке водителем оказался тяжелоатлет — СМИ
6 января, 16:51
На Рождество в торговых центрах Владивостока выступят церковные хоры
6 января, 15:55
Следком Приморья быстро вычислил агрессивного водителя, избившего пешехода
6 января, 15:23
В Хасанском районе нашли мертвого тигра с огнестрельным ранением
6 января, 14:25
В Приморье многодетная леопардесса Герда впервые замечена без выводка
6 января, 13:45
Аккаунт спикера Думы Дальнегорска обозвал людей "опарышами"
6 января, 13:10
Неадекватный водитель во Владивостоке избил пожилого мужчину на пешеходном переходе
6 января, 12:14

Московские социологи поразили экспертов данными о зажиточности НКО в ДФО

В 2013 году приморским организациям официально поступило 10,5 млрд рублей: общественники интересуются – где деньги
25 июня 2015, 09:00 Политика
Руки и деньги РИА PrimaMedia
Руки и деньги
Фото: РИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Ольга Кишаковская. Приморский край стал лидером в Дальневосточном федеральном округе как по числу зарегистрированных некоммерческих организаций (НКО), так и по уровню их финансирования. В регионе действует порядка 3 тысяч организаций, а совокупный объем вливания в приморские НКО несколько лет назад составлял 10,5 млрд рублей. Такие данные следуют из предварительных сведений (копия в распоряжении редакции) к исследованию, которое проводит компания Aventica по заказу Общественной палаты РФ (ОП), по состоянию третьего сектора в округе. Общественники считают такое финансирование хорошим подспорьем, но хотели бы также знать, где такие средства "оседают". Эксперты уверены, что делать выводы об активности и состоянии НКО по данным из налоговой не совсем корректно, но результаты развития третьего сектора в ДФО вполне закономерны - как следствие навязанного сверху процесса создания некоммерческих организаций, сообщает РИА PrimaMedia.

Напомним, что Общественная палата РФ готовит доклад о состоянии НКО Дальнего Востока, который представит на форуме "Сообщество", который состоится 1-2 июля в Якутске (Республика Саха).

Пока в документе не содержатся окончательные выводы относительно состояния третьего сектора в ДФО. Однако понятно, на основании каких сведений планируется давать оценку и характеристику активности НКО в тех или иных субъектах округа. Согласно данным исследования, на территории Дальнего Востока, по состоянию на 1 января 2015 года, зарегистрировано 11 тысяч НКО, что составляет 5,1% всех подобных организаций в РФ. Самой высокой концентрацией общественных организаций отличился Приморский край. Как говорится в записке, в Приморье действует более 28% НКО округа. То есть речь идет о 3 тысячах функционирующих (действующих) НКО.

Что касается остальных субъектов ДФО, то на втором месте по количеству НКО Хабаровский край (21%), свыше 18% – в Республике Саха (Якутия). Более чем по 8% – в Камчатском крае, Амурской и Сахалинской областях, почти 4% – в Магаданской области, немногим более 2% – в Еврейской автономной области и около 1% – в Чукотском автономном округе. При этом за последние три года их численность на всем Дальнем Востоке сократилось на 32%.

Интересные данные приводятся по финансовому обеспечению некоммерческого сектора. Так, в 2013 году в общем сложности 8,4 тысячи НКО получили для своей деятельности денежные средства и имущество на сумму около 26,9 млрд рублей. Это составляет, правда, всего 5,2% средств, предоставленных всем российским НКО.

И вновь Приморский край в передовиках – социально ориентированные НКО региона получили наибольшее финансирование: 39% всех окружных средств. В пересчете на цифры это составляет 10,5 млрд рублей. Если высчитать "среднюю температуру" по больнице, то, выходит, что на каждое приморское НКО в 2013 году пришлось по 3,5 млн рублей. Уточняется, что это средства, которые получили НКО на свою деятельность из разных источников.

Порядка 3,7 млрд рублей этих средств – отчисления на целевые поступления в адрес социально ориентированных НКО Приморского края из бюджетов разных уровней. Остальное – 6,8 млрд рублей – это и спонсорская помощь, и грантовая поддержка.

Такие сведения приморских общественников откровенно удивили: по сути, активных действующих НКО в регионе не более сотни, а большинство – "дутые" организации. Во-вторых, возник вопрос о внушительных объемах финансирования, а точнее – об их реальных получателях.

Геннадий Антропов

Геннадий Антропов. Автор фото: РИА PrimaMedia

- Я знаю, что в Приморье некоторые организации финансируются из бюджета края. Это ветеранские организации, Примкрай ВОИ (отделение "Всероссийского общества инвалидов – прим. ред.) получает 10 млн рублей в год. Но все равно эти суммы не сопоставимы с теми, что указаны в докладе. Организации, партнеры, с которыми работаем мы, никаких субсидий не получали. Хочется отметить, что из 3 тысяч организаций, зарегистрированных статистикой, реально работающих, в разы меньше, - поделился директор автономной некоммерческой организация "Содействие реабилитации и социальной адаптации инвалидов "Благое дело" Геннадий Антропов.

По направлению грантовой поддержки социально-ориентированных НКО из, так сказать, отечественных источников, в 2015 году Приморье впервые за последние три года подало заявку на гранты Минэкономразвития РФ.

- В этом году первый раз прошел конкурс грантов, на который было выделено 4,4 млн рублей на 54 заявки, - уточнил собеседник агентства.

Что касается президентских грантов, то, как сообщала ранее пресс-служба администрации края, в 2014 году приморские НКО вошли в тройку лидеров среди регионов Дальнего Востока по суммам полученной президентской поддержки. Тогда 12 организаций поделили между собой 18,8 млн рублей. Однако эти цифры даже в сумме с другими видами поддержки далеки от представленных статистикой миллиардов.

- Было бы интересно узнать получателей всех этих сумм, если это, конечно, не опечатка в документе, - добавил Геннадий Антропов.

Остальные окружные средства на НКО поделили между собой субъекты ДФО в следующих пропорциях: организации Республики Саха (Якутия) получили 19% от 29,9 млрд рублей, Хабаровского края – 16%, СО НКО Чукотского автономного округа и Сахалинской области – по 7%. Амурская и Магаданская области, а также Камчатский край получили каждый от 2 до 5%, Еврейская автономная область – 1%.

Эксперты, профессионально занимающиеся исследованиями, к предварительным данным по докладу ОП относятся скептически и предлагают не торопиться с выводами.

- То, что представлено, социологическим исследованием не является. Это информационная записка о НКО, где основным источником информации о НКО является налоговая инспекция. Описание сфер деятельности и специфики работы я не увидел, - дал свою оценку директор "Дальневосточного консалтингового центра" Петр Ханас.

Впрочем, помимо статистических данных, очевидно, еще не подвергшихся анализу, исследователи провели опросы руководителей организаций третьего сектора и гражданских активистов Дальневосточного округа. Анкетирование показало, что условия, в которых работают НКО, становятся для них все менее комфортными.

Многих беспокоит излишняя отчетность, большая сложность в получении разных льгот и послаблений (по налогам, по коммунальным платежам, по арендной плате и пр.).

Одной из основных проблем (наряду с нестабильным финансированием), которые не позволяют НКО планировать свою деятельность на продолжительный период, является отсутствие собственного помещения, которое имеется лишь у каждой десятой организации. Отмечается также потребность в информационно-методической поддержке, которую ожидают от ресурсных центров, создаваемых за счёт бюджетов разных уровней.

Одна из проблем, которую упоминают представители третьего сектора – недоступность грантов. Получение грантов небольшой общественной организацией и, тем более, неформальным сообществом или отдельным активистом представляется практически невозможным.

Виктор Суханов
Виктор Суханов

председатель Приморского отделения Союза журналистов России

Автор фото: РИА PrimaMedia

Приморскому отделению "Союза журналистов России" в этом году впервые удалось получить грант на реализацию крупного проекта. Действительно, важная составляющая для любого НКО и хорошо, что государство поддерживает социально ориентированные организации через фонды. Это серьезные средства, но остро стоит вопрос доступности грантов.

Если посмотреть данные операторов президентских грантов, то можно подумать, что до Дальнего Востока они практически не доходят. Это связано не с низкой активностью НКО, напротив, заявок много. А с неспособностью их грамотно оформить. Вот с этим есть большие сложности.

Мнения экспертов:

Илдус Ярулин
Илдус Ярулин

Доктор политических наук, профессор, директор Института социально-политических технологий Тихоокеанского государственного униве

Автор фото: Из архива эксперта

Первое. Представляется, что  результаты развития третьего сектора в ДФО вполне закономерны - как следствие навязанного сверху процесса создания НКО. Это была очередная попытка власти проконтролировать процессы социальной самоорганизации, а заодно направить эти организации на решение местных, локальных проблем путем предоставления грантов. Сходная ситуация по результатам в становлении малого и среднего бизнеса в ДФО. 

И второе. Вызывают настороженность и цифры. В 2013 году Закдума Хабаровского края приняла бюджет на 2013 год в размере 74,9 млрд рублей, Законодательное собрание Приморского края в размере 63,8 млрд рублей. Сколько же средств субъекты ДФО могли направить на поддержку "третьего сектора"?

Леонид Бляхер
Леонид Бляхер

Философ и социолог, заведующий кафедрой Философии и культурологии ТоГУ, главный редактор журнала «Полития»

Автор фото: Из личного архива эксперта

Строго говоря, приведенные данные трудно назвать исследованием, даже если оно заказано ОП. Это ряд статистических данных, где очень разные организации соединены в одну группу по простейшему признаку – правовой форме. Вместе с тем, НКО, как и все остальное, бывают очень разными. Какие-то созданы для элементарного "отсоса грантов" от спонсоров или от бюджета, какие-то существуют потому, что при всех проблемах НКО (они абсолютно реальны и, к сожалению, лишь обозначены в "исследовании"), они пока еще намного свободнее, чем государственные структуры. Последние и создают при себе такие организации, делегируя им часть своих функций. Есть и те, которые выступают формой самоорганизации граждан с целью  совместного решения каких-то насущных проблем: подбора кота для кошечки или сбора средств для лечения онкологических заболеваний. Есть и совсем экзотические НКО, связанные с этнокультурными группами (национально-культурные общества). При всем том, что входят в них считанные единицы, для чиновников их существование очень важно, поскольку они их "назначили главными" над всеми узбеками, татарами, евреями, эвенками и т.д.

При таком обилии вариантов (мой перечень далеко не полон) говорить о том, насколько эффективно они работают, довольно сложно. Они очень разные. Да и не вполне понятно, что для каждой из них считать эффективным? Если какому-то сообществу нравится вместе справлять праздники и отдыхать под этническую музыку, то оно вполне имеет право на существование. Тем более, что средств от государства они, чаще всего, не имеют. Если какое-то НКО смогло помочь даже 2-3 маленьким дальневосточникам получить необходимое, но не доступное им медицинское обслуживание – честь им и хвала. Даже, если какой-то пожилой даме НКО помогло найти ее Мурзика, тоже дело благое.  Потому и не берусь что-то говорить о востребованности НКО.

Теперь о финансах. Понятно, что сумма почти в 29 млрд выглядит очень внушительно. Но, если разделить ее на число некоммерческих организаций, то выходит менее 2,5 млн в год. Это бюджет очень маленькой организации. А ведь ей еще нужно арендовать какую-то площадь, платить минимальную зарплату техническим работникам, осуществлять деятельность, ради которой они, собственно, и были созданы. А если вспомнить, что из этих 2 с чем-то млн в год, приходящихся на одно НКО, менее 700 тысяч – государственные средства, то затраты "общих" денег оказываются и совсем смешными. При этом, как отмечалось выше, проблемы НКО – совсем не выдумка. Только технические издержки (аренда, зарплата, налоги) способны проглотить в год гораздо большую сумму, чем та, что приходится на одну организацию. Постоянно возрастающая жесткость со стороны контролирующих органов затрудняют привлечение добровольных пожертвований. Да и время, когда желающих жертвовать было больше, чем тех, кто может эти деньги как-то использовать, похоже, осталось в прошлом.

Иными словами, из тех данных, что приведены в исследовании, встает картина настоящих альтруистов, жертвующих своими интересами, ради интересов сообщества. Может быть, что это не так, или не совсем так. Но, чтобы понять это, нужно провести большую серьезную полевую и аналитическую работу. А ее пока нет.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Общественная палата РФ приглашает НКО и гражданских активистов Дальнего Востока на опрос

Активные граждане и НКО всего Дальнего Востока встретятся на форуме Общественной палаты РФ

Шанс "пригреть" Общественную палату РФ появился у общественников Дальнего Востока

17456
43
8