Волшебство на льду и сцене: во Владивостоке раскрыли программу Нового года
17:35
Игорная зона "Приморье" привлекла 383 тысячи туристов и заплатила 745 млн налогов
18:20
Награждение лучших в туриндустрии Приморья состоится 26 декабря во Владивостоке
18:17
Проезд по Корабельной Набережной перекроют во Владивостоке 26 декабря — карта
18:10
От 69 и дороже: карта цен на мандарины во Владивостоке
18:00
"Влад приехал в Циндао": новая выставка Игоря Обухова открылась во Владивостоке
17:50
Как народ трактовал все происходящее вокруг себя: "Мифы и легенды Беларуси"
17:10
Slavda Group превратила больницы Владивостока в новогоднюю сказку
17:05
Диетолог поделилась секретом, как не поправиться после новогоднего застолья
17:00
Синоптики рассказали, когда в Приморье растает лёд
16:19
Офисы Сбера изменят режим работы в новогодние праздники
16:10
Умное кольцо Sber получило новые функции
15:48
"Цветок дьявола" из Красной книги Китая зацвёл в Приморском океанариуме
15:10
От 200 тысяч рублей: пряничную "Деревню Деда Мороза" построили в Приморье
15:05
Вдвое больше дорог успели привести в порядок в 2025 году в Приморье
14:55
Большую парковку в центре Владивостока закроют на два дня ради новогоднего салюта
14:50

Введение ответственности для повышения явки в России неприемлемо – Николай Кичатов

Председатель ВГМИК об истоках современных проблем избирательной системы и особенностях работы комиссии
29 марта 2016, 11:30 Политика
Николай Кичатов ВГМИК
Николай Кичатов
Фото: ВГМИК
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Явка как важнейшая характеристика выборов во Владивостоке снижается. На активность избирателей влияет как общая социальная усталость, так и уверенность в завтрашнем дне. О роли избирательной комиссии в организации выборов, принципах ее формирования, а также о криминальном фильтре и других новшествах в организации выборов в интервью РИА PrimaMedia рассказал председатель Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии Николай Кичатов.

В беседе также приняла участие заместитель председателя ВГМИК Ольга Шишкина.

— В феврале Вы стали председателем Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии. Новое назначение уже внесло коррективы в вашу жизнь?

Н.К.: — Несмотря на то, что сейчас так называемый межвыборный период, мы находимся в такой динамике, будто у нас идет избирательная кампания. Сразу после назначения я погрузился в работу, связанную с Днем молодого избирателя. В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии День молодого избирателя проводится каждое третье воскресенье февраля, однако мероприятия, посвященные этому дню, обычно проходят в течение месяца. Мы проводим открытые уроки в школах Владивостока у старшеклассников, различные тематические круглые столы со студентами, в частности в ДВФУ со студентами-юристами состоялось несколько таких мероприятий. Мы приглашали на такие мероприятия известных экспертов, в том числе, действующих политиков. На последней встрече присутствовал заместитель председателя Думы города Владивостока Дмитрий Пенязь. Из интересных событий можно выделить прошедшую между Сочи и Владивостоком правовую онлайн-викторину. Будущие избиратели – ученики 10-х и 11-х классов встретились в интеллектуальной битве на знание основ избирательного права, избирательного процесса, а также истории выборов. Такое мероприятие в России проходит впервые. Команда из Владивостока заняла второе место.

— Как вы оцениваете новый состав комиссии?

Н.К.: — Все мы – коллеги. Несмотря на то, кто является председателем, заместителем или членом комиссии, все мы находимся в одной плоскости.

В комиссии, в отличие от классического понимания устройства власти, вертикали нет. Мы все имеем равные права и обязанности. Оценку в целом работы комиссии можно будет дать по завершению очередного избирательного цикла, как комиссия сработала, как оперативно и квалифицированно принимались решения. Во время избирательной кампании работа носит напряженный характер, и от вклада отдельного человека зависит общий результат.

— Насколько значительно изменилась Владивостокская избирательная комиссия?

Н.К.: — Она изменилась персонально. У нас уже было несколько встреч, в том числе и заседаний комиссии. Все проходит в рабочем режиме, я не вижу каких-то существенных отличий в работе комиссии от предыдущих составов, а это уже, кстати, четвертый состав Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии.

— А в профессиональном плане?

Н.К.: — Традиционно в комиссию входят люди, которые имеют высшее юридическое образование. Иногда это большинство, но как минимум половина. Ту же картину мы видим и сегодня. У нас четверо из восьми членов комиссии – это юристы. И даже больше — присутствующая на нашей встрече Ольга Евгеньевна является кандидатом юридических наук, она была так же в составе предыдущей комиссии. Интересный факт. У нас, кстати, паритетное соотношение мужчин и женщин, как и в прошлом созыве.

— Какие политические силы влияют на формирование городского избиркома?

Н.К.: — В первую очередь, это политические партии. По действующему законодательству, Дума города Владивостока обязана назначить не менее половины состава городской избирательной комиссии из числа кандидатур, которые предлагают политические партии. Это партии, которые представлены в Государственной думе: "Единая Россия", "Справедливая Россия", ЛДПР, КПРФ. Четырех членов комиссии предлагает Избирательная комиссия Приморского края. При этом, в соответствии с действующим законодательством, есть субъекты, которые вправе внести кандидатуры в Избирательную комиссию Приморского края. Это опять же политические партии, собрания избирателей по месту работы или жительства. В период с декабрь по январь субъекты, обладающие таким правом, подали свои предложения в Избирательную комиссию Приморского края, которая путем обсуждения из всех претендентов определила только четыре кандидатуры. Во время периода приема предложений в состав городской комиссии в Избирательную комиссию Приморского края было внесено 24 предложения по кандидатам.

Интересна процедура избрания председателя. Если при формировании территориальной или участковой комиссии председатель назначается вышестоящей избирательной комиссией, то в нашем случае Избирательная комиссия Приморского края предлагает кандидатуру для избрания на должность председателя, а члены городской комиссии уже сами принимают решение. Могут и отклонить предложенную кандидатуру путем тайного голосования.

— По какому принципу ведется отбор кандидатов?

Н.К.: — В первую очередь, надеюсь, при формировании любой комиссии обращают внимание на профессиональные качества. Необходимо обладать всей полнотой знаний и профессионального опыта, чтобы комиссия на должном уровне смогла выступить как организатор выборов. Конечно, не у всех членов комиссии есть богатый опыт участия в избирательных компаниях. У некоторых опыта больше, у некоторых чуть меньше. Но даже у самых молодых членов горизбиркома такой опыт имеется. Поэтому необходимо при подборе членов комиссии обращать внимание на соблюдение принципов преемственности. То есть в комиссии должен быть баланс между новыми и более опытными членами комиссии, чтобы в текущей работе избирательной комиссии не было перерыва. В новом составе комиссии — половина членов была в прежнем составе.

— Какие избирательные новшества повлияли на жизнь и работу избиркома?

Н.К.: — Самое большое новшество – это отмена прямых выборов главы. Если ранее у нас выборы главы Владивостока проходили путем всеобщего голосования, то после прекращения полномочий действующего главы города будет несколько иная процедура наделения полномочиями. Если говорить о процессуальных деталях организации выборов, то принципиальные нововведения мы уже пережили.

Все новое – это хорошо забытое старое. Принципиальные – это, например, возвращение института досрочного голосования. Федеральный закон, вплоть до 2010 года, предоставлял субъектам Российской Федерации выбор между альтернативой досрочного голосования и голосованием с использованием открепительных удостоверений. В связи с кодификацией избирательного законодательства Приморского края в 2003 году, была исключена возможность проведения досрочного голосования для всех избирателей. Такое голосование сохранилось лишь в определенных случаях (голосование на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые находятся в плавании — прим.ред.). Сегодня процедура досрочного голосования опять вернулась.

Другое, не такое новое, но очень важное изменение в избирательном законодательстве — это уточнение криминальных фильтров.

Как известно, у нас ограничено пассивное избирательное право в связи с рядом обстоятельств, которые связаны с наличием криминального следа в биографии кандидатов. Конституционный суд повлиял своим решением на внесение изменений в нормы, регулирующие такие ограничения. Необходимо проверять наличие не только непогашенной или неснятой судимости, но еще и погашенной или снятой судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления. Для того, чтобы кандидат получил пассивное избирательное право после погашения или снятия судимости должно пройти по особо тяжким преступлениям не менее 15 лет, а по тяжким преступлениям не менее 10 лет.

Проверка этих сведений очень важная процедура в период кампании.

— Есть расхожее мнение: неважно, как голосуют, важно, как подсчитывают. В этом мнении есть доля истины?

Н.К.: — В фильме "Банды Нью-Йорка" один шериф примерно так и выразился. Думаю, что эта фраза, конечно, во многом отражает дух того времени.

На нашей онлайн-викторине был вопрос: почему в Америке в позапрошлом веке при голосовании мужчины долго не брились, а потом сбривали бороды в день голосования? Это происходило, потому что не было удостоверения личности с фотографией, и мужчины голосовали дважды, а бороды сбривали, чтобы их не узнали. Возможно, и в России период становления избирательной системы, когда избирательные нормы и процедуры не были совершенны, имели место многочисленные нарушения, которые такое недоверие породили и подпитали это расхожее мнение.

Но если сравнить период 15-летней давности и сегодняшние дни, то качество работы избирательных комиссий, особенно действующих на постоянной основе, в целом, возросло.

— Но не всегда же в эту фразу вкладывается такой смысл. Бывает, что это выражение ассоциируется со способом распределения депутатских мандатов.

— Способ распределения депутатских мандатов закреплен законодательно. Мы могли бы в эту фразу вложить этот смысл, если бы комиссия определяла этот способ. В теории существуют разные способы распределения депутатских мандатов, но Избирательный Кодекс Приморского края закрепляет только один. Избирательные комиссии каждого уровня не влияют на итоги голосования и результаты выборов, они через законные процедуры определяют результаты выборов.

— У нас в этот год пройдут большие выборы — депутатов Государственной думы России и Законодательного собрания края. Какая роль отведена владивостокской комиссии?

О.Ш.: — На предстоящих в сентябре 2016 года выборах Владивостокская городская муниципальная комиссия не является комиссией, организующей выборы. На выборах депутатов Государственной думы такой комиссией является Центральная избирательная комиссия, а на выборах депутатов Законодательного собрания Приморского края комиссией, которая организует выборы, является Избирательная комиссия Приморского края.

Тем не менее, городская комиссия готова оказывать Избирательной комиссии Приморского края содействие в обучении членов недавно сформированных территориальных, а также и участковых избирательных комиссий. Мы вот говорили об изменениях в избирательном законодательстве. И они во многом касаются работы окружных и участковых избирательных комиссий. Кстати, об изменениях. 15 сентября 2016 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства. Это повлияет на процедуры обжалования. При рассмотрении дел судами об обжаловании действий и решений избирательных комиссий, об отмене регистрации кандидатов, уже будет применяться не Гражданско-процессуальный Кодекс, как ранее, а Кодекс административного судопроизводства, который содержит ряд новых процессуальных аспектов.

— Государственная Дума будет избираться по вновь возвращенной смешанной избирательной системе. Это влияет на работу избиркомов?

Н.К.: — Конечно, это повлияет и на процедуру, и на форму избирательного бюллетеня, на их количество. Так, избирателю выдадут два бюллетеня. Кроме того, одновременно с общероссийскими выборами в Государственную думу в Приморском крае будут проходить выборы Законодательного собрания. Поэтому нужно будет проводить большую информационную работу среди избирателей по разъяснению порядка заполнения бюллетеня. Чтобы не запутались, как в Польше. Там большое количество избирателей не смогли правильно заполнить бюллетени, и было порядка 20% недействительных, то есть испорченных.

В организации избирательного процесса много тонкостей. Рядовому избирателю, не погруженному в электоральную сферу, кажется, что выборы – это только день голосования. Обычно избиратель не может заглянуть дальше этого дня. Однако это долгий и серьезный процесс – подготовка ко дню голосования, которая занимает несколько месяцев. Да и вообще она не прекращается с учетом постоянно меняющегося законодательства. На плечах комиссии лежит большая ответственность.

— Все чаще звучит мнение, что народ устал от выборов. Такое есть?

О.Ш.: Нужно понимать, что все зависит от жизненного опыта людей. Возможно, речь идет об определенное поколение людей, которые голосовали и в советский период, и очень много выборов застали во время перехода от советского периода к современному. Они пережили многие перемены и жизненные перипетии. Усталость, наверное, носит общий социальный характер, а не связана только с выборами.

Н.К.: — Каков эталон бодрости или усталости избирателей на выборах, мы не знаем. Единственно, о чем можем говорить в этом контексте – о явке. Может, это является неким показателем. Не только усталость, но и еще, наверное, какие обстоятельства влияют. На сегодня явка бесспорно мала. На федеральных выборах, как правило, большее количество избирателей участвует в выборах, чем на региональных и муниципальных. Обычно, чем ниже уровень публичной власти уровень, тем меньше явка избирателей. И со временем она, к сожалению, только снижается.

О.Ш.: — Обычно в качестве причины абсентеизма называют недоверие избирателей к выборам и власти в целом. Однако,

на деле, низкая явка может быть связана и с тем, что людей все устраивает, и они не хотят ничего менять.

Они не чувствуют опасности, что что-то может поменяться. Если опросить людей, которые не ходят на выборы, многие ответят так: "Нас все устраивает, мы уверены, что все так и будет, главное налоги не повысятся, ничего кардинально не поменяется. Но если бы мы почувствовали какую-то опасность, что к власти могут прийти силы, которых мы опасаемся и не поддерживаем, например, отстаивающие возврат к тоталитарному режиму" — то, уверяю, большинство бы пошло на выборы, почувствовав угрозу привычному укладу жизни. Поэтому на абсентеизм влияет не только социальная усталость одних избирателей, но и, напротив, не плохой уровень жизни, стабильность и уверенность в завтрашнем дне других избирателей.

— А как же гражданская позиция? Ведь гражданин от жителя отличается именно активной общественной позицией.

О.Ш.: — Был сложный период в жизни страны, когда воспитанию гражданственности уделялось меньше внимания, чем в советское время. Сейчас этот пробел пытаемся восполнить. Поэтому есть пласт людей, преимущественно молодых, у которых этот уровень гражданственности понижен. Не всегда же он заложен генетически.

— Тогда как вы относитесь к возможности на одном из уровней ввести гражданскую ответственность за уклонение от голосования? В Австралии, кстати, есть такое.

О.Ш.: — Действительно, есть такие предложения. Я все-таки склоняюсь к тому, что нужно как можно реже менять законодательство, чтобы люди привыкли к действующим законам и научились их исполнять. Это формирует в человеке внутреннюю нормативность, которая способствует законопослушности.

Чем чаще меняется законодательство, тем меньше люди готовы его соблюдать, особенно это касается ответственности.

Часто ужесточение санкций не способствует повышению гражданственности, а как раз, напротив, может рождать обратную реакцию. Ну и, главное, что по Конституции участие в выборах – это право, а не обязанность.

— Николай Владимирович, Ваше мнение.

Н.К.: — Перспектива подобного рода отсутствует. Думаю, что введение ответственности за уклонение от участия в выборах не приемлемо в современной России.

149013
43
8