Влияние российских сенаторов на принятие решений в регионах слишком преувеличено – у заграничных коллег оно значительно выше. Поэтому член Совета Федерации РФ от парламента Приморья Вячеслав Фетисов не может нести ответственность за реализацию ряда краевых программ и исполнение обещаний. Об этом сенатор рассказал в ходе встречи со СМИ во владивостокском концертно-спортивном комплексе "Фетисов арена". Помимо нюансов взаимодействия с краевыми и местными властями в развитии края политик прояснил ситуацию со своими офшорами, нападками Навального и поделился своим мнением о том, как остановить отток населения с Дальнего Востока, сообщает РИА PrimaMedia.
- Финансирование из бюджета Приморского края на ХК "Адмирал" превышают средства, которые идут на развитие детского спорта.
- Как раз только приехал с совещания в Покровке, где департамент спорта вместе с курирующим вице-губернатором рассказывали, что в Приморье все хорошо с детским спортом. Поэтому этот вопрос не ко мне. Хоккеистам зарплата не платится из бюджета. Это все спонсоры и то, что зарабатывает клуб. Кстати, он один из немногих в лиге зарабатывает порядка 300 млн рублей. Нужно сказать спасибо болельщикам, которые не бросают команду.
Я командой не занимаюсь. Все, что я смог сделать – это убедить КХЛ, что здесь будет успешное развитие хоккея и убедил Медведева, чтобы он дал нам право за два месяца достроить дворец, запустить его и создать команду. Это сейчас визитная карточка региона.
Но финансовая проблема существует. Не мне эти цифры озвучивать. Обязательства, которые спонсоры дали лиге, не выполняются в полном объеме. Может быть, эта нервотрепка весь сезон мешала команде набрать пару очков, чтобы попасть в плей-офф.
- Когда команда станет приморской?
- А где у нас есть команда, которая состоит только из воспитанников? В Приморском крае, никогда не было раньше хоккея. И, чтобы пятилетнего мальчишку сделать любимцем публики в составе "Адмирала", нужно 10-15 лет. Поэтому все будет зависеть от того, насколько программа даст нам такой результат, насколько правильно и эффективно будут работать специалисты. Что касается "Адмирала", он все делает для того, чтобы проводить здесь на хорошем уровне тренировочный процесс, лагеря, мастер-классы. В прошлом году приезжали лучшие специалисты мира и тренировались с мальчишками.
- Можете ли повлиять как сенатор на руководство края, все-таки выделить средства и достроить развязку от "Фетисов арены"? Потому что после любого матча выезд превращается в нервотрепку…
- Это не самый плохой выезд со стадиона в стране. Есть много арен, откуда выезжают еще дольше. Думаю, что в похожем плане находится и создание этой развязки. Влиять на это я не могу. Бюджет утверждается Заксобранием, утверждается губернатором. Логика в том, чтобы быстрее достроить, есть. Это одно из самых востребованных мест в Приморском крае. Поэтому, думаю, в ближайшее время здесь будет развязка.
- В планах администрации создание ТОРов. Это масштабные дорогостоящие объекты. Правильный ли это шаг? Может быть лучше направить средства на социальную сферу?
- Это федеральный закон. И, по мнению разработчиков, он должен создать рабочие места, наполнить бюджет налоговыми поступлениями, внедрить здесь современные технологии. Не могу сказать, как это на самом деле будет работать. Мы обсуждали закон на площадке Совета Федерации, Минвостокразвития и вместе с полпредом президента Юрием Трутневым. Есть разные мнения, но до тех пор, пока это не начнет работать, мы не сможем понять, насколько это будет эффективно. Хотя посыл правильный. Наши соседи по этому пути шли и там не только территории, но и города опережающего развития. Надеюсь, что новые законы будут работать на перспективу Приморского края.
- Второй сезон "Адмирала" тяжелый получился после первого сезона, когда мы вышли в плей-офф. Как оцениваете итоги?
- Интересный получился плей-офф. Поздравляю Санкт-Петербург, они сейчас гуляют. Впервые за всю историю они выиграли серьезный трофей. Что касается "Адмирала", повторюсь, что, набрав команду с нуля, мы сумели сотворить чудо и в первый сезон попали в плей-офф и потрепали нервы будущему чемпиону. Естественно, второй сезон обычно сам по себе проблематичный. Мы потеряли игроков, которые могли быть лидерами. Некоторых игроков не смогли удержать финансово. Других причин нет. С другой стороны, такие игроки как Энвер Лисин и Рихард Гюнге, которым полюбился Владивосток. Они готовы играть, с уважением относятся к менеджменту, который профессионально ведет дела "Адмирала". Не может не радовать то, что на карту мирового хоккея попал Владивосток. Но финансовая стабильность – это залог к успеху.
- У вас сейчас на пиджаке закреплена георгиевская ленточка, а есть семейная история Победы?
- Мои родителя 1930 и 1931 года рождения. Во время войны они были маленькими. И в то время они пришли в Москву, потому что Смоленск и Рязань (откуда они родом) – это те регионы, которые подверглись тяжелым испытаниям. Воевали трое старших братьев отца, они вернулись с ранениями.
- Два с половиной года назад во время интервью в редакции РИА PrimaMedia вы достаточно негативно высказались о планируемом названии арены в вашу честь. Как сейчас?
- Не понимаю, откуда пошел этот слух, что Дарькин (экс-губернатор Приморья) это со мной за стаканом обсудил… Неприятно, что именно из Владивостока это пошло. Ведь и имя арене дали и ввели в строй уже при новом губернаторе. А он мог принять любое решение. Ко мне поступало официальное обращение вице-губернатора по поводу использования моей фамилии. Я ответил, что как решите, так и будет. Официального разрешения не давал. А то, что так произошло, это беспрецедентно. И я знал, что кому-то не понравится. Мне очень неприятно читать, что я назвал арену своим именем. Это не мой стиль, во-первых. А, во-вторых, думаю, это не совсем корректно и некрасиво манипулировать тем, к чему я отношения не имею. Это немножко даже подловато. Вопросы, наверное, не ко мне.
- Фонд борьбы с коррупцией Навального опубликовал информацию о том, что у вас есть офшоры. Были офшоры?
- Целое движение блогеров образовалось, которые побежали впереди паровоза. Могу сказать, что этот фонд сначала и квартиру нашел. Та квартира тоже фигурирует в обвинениях ко мне. Но она всегда декларировалась. Изначально было их две. А потом во время ремонта мы их объединили, площадь, естественно увеличилась. Через суд это все узаконено. Но вдруг у некоторых людей она оказалась новой. На самом деле она не новая и была приобретена у друзей задолго до того, как цены взлетели. Тогда я еще даже не был чиновником. Поэтому история получилась некрасивой. Нужно было разобраться до конца, а не бросаться такими заявлениями.
Что касается офшоров. В 2011 году законом не было запрещено владеть офшорами. Мы с партнерами, тремя замечательными российскими изобретателями, решили их изобретения зарегистрировать на Кипре. Две фирмы зарегистрировали, а одну приобрели за 100 евро. И в декабре 2011 года я передал их моем партнеру. Но по каким-то причинам мое имя из регистрационного листа не было убрано. По факту, даже если я захочу этими компаниями владеть, я этого сделать не смогу. Сейчас в этом разбирается комиссия по этике Совета Федерации. Немного отнимает времени, чтобы получить все апостилированные данные и юридически обоснованные ответы.
Могу сказать четко, что никаких хозяйственных действий эти компании не вели. Несмотря на то, что офшор звучит так грозно, никаких самолетов, пароходов, яхт и миллиардов там нет. Даже счета не открыты. Там ничего не спрятано, кроме патентов, которые имеют российское происхождение. А так как я последние 15 лет поддерживаю изобретателей, которые в нашей стране никому не нужны, финансово, то надеемся, что эти изобретения увидит мир.
- В одном из интервью вы высказали сомнение в будущем "Адмирала".
- Кто-то, наверное, переврал. Я не мог говорить об этом. Я знаю о финансовом положении. Может, есть моя ответственность в том, что я рекомендовал спонсором "Сумму групп".
- Вы обещали в Находке посодействовать, чтобы построили каток…
- Это снова ко мне претензия? Граждане Находки, я в который раз буду все делать, чтобы каток в Находке был построен. Но опять же существует региональная программа по строительству катков. В ближайшее время будет построено их пять, один из них в Находке. Но все, к сожалению, не так быстро. На заседании комитета в Покровке резюмировали, что программа развития спорта выполняется на 118%, все счастливы, все хлопали. Я высказал свое мнение по этому поводу. Считаю, что пока не работает система по подготовке резерва и программа по развитию массового спорта. Я в этом плане опытный человек: писал ФЦП, по которой сейчас живем, федеральный закон, писал все нормативные документ. Считаю, что если программа и законы не будут работать на наших детей, то будут проблемы. Я публично сказал, что системы пока в Приморском крае нет. Мы не можем быть уверенными, что у нас появятся олимпийские чемпионы, не говоря уже о хоккеистах. Только системный, программный подход позволит нам получить ощутимый результат. Это связано со всем: и с софинансированием трехуровневым, и с участием федеральных средств. Здесь нужно желание местной власти – все услышать и сформировать это в программы, в законы, которые должны работать на людей, прежде всего.
- Как к Вам можно обратиться тем, кто болеет за определенные виды спорта. Вот потеряли хоккей с мячом…
- Потерять все очень легко. У меня есть официальный сайт, там есть электронный адрес. Я запустил программу с молодыми ребятами недавно, называется "Команда 2", где мы собираем проблемы по стране. Больше того, решили создать карту спортивных сооружений, проверить насколько они задействованы. Второй месяц уже приходят картинки, и хочется плакать: хоккейные коробки, где бурьян по колено, собаки бегают бездомные... Обращаюсь к приморцам: если у кого-то по месту жительства есть такие картинки, то присылайте с адресом. Мы тогда будем понимать, насколько те сотни тысяч объектов, которые есть по стране, работают на людей и на будущее нашей страны.
- Приходят новые команды и постоянно обещают развитие региона – саммит, теперь ТОРы. Но, по словам экспертов, главное, чего не учитывают разработчики программ развития ДФО – место Человека на территории. За последние 15 лет Приморье потеряло 200 тысяч человек, а после саммита АТЭС отток только усилился. Как по-вашему, спасут ли ТОРы?
- Мы на днях были в театре оперы и балета с Александром Могильным (президент ХК "Адмирал"). Оба много по миру поездили. Находясь в театре, мы не понимали, во Владивостоке или в Милане, Париже мы находимся. Кто мог себе представить, что это будет во Владивостоке? Президент задавал новый вектор, когда вкладывал деньги в саммит и понимал, что нужно создавать новые стандарты жизни, чтобы люди хотели оставаться.
Вообще я уже не одну записку писал на все уровни по тому поводу, о чем вы говорите – об оттоке. Я ведь не паркетный политик, хожу к народу, люблю общаться со студентами. Половина хочет уехать. Проблема в ДФО простая – стартовый капитал и доступное жилье. Это то, что сейчас должно государство каким-то образом понимать. Если сегодня отсюда ребят отпустим, то они уже не вернутся. Значит, нужно создавать условия, когда ребята смогут получить ипотеку не такую, как везде, создать свой бизнес, семью. По-другому не удержишь.
Я эту точку зрения высказал. Но насколько от сенаторов что-то зависит… Наверное, слишком преувеличиваете наши возможности. Хотя в других странах они имеют серьезное влияние на то, что происходит. Но ситуацию мы знаем, в сенате работают профессионалы, знающие, что происходит в том или ином регионе. Насколько ТОРы повлияют на развитие, не могу сказать. Сейчас только один на слуху и неизвестно, когда он заработает. Сидеть и ждать, что придут сюда ТОРы и жизнь наладится, неправильно: кушать хочется сегодня, а работа нужна была еще вчера. При освоении Сибири и Дальнего Востока государство уже ранее предоставляло льготы. Придумывать нечего. Нужно двигаться далее в этом направлении, чтобы молодежь могла понимать, что они здесь родились, могут здесь построить дом, развить бизнес и завести семью. Это забота правительства РФ вместе с избранными губернаторами.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Алексей Навальный нашел несуществующие "хоромы" у сенатора от Приморья
Совфед РФ разбирается с "бывшими-настоящими" офшорами приморского сенатора Фетисова
Сенаторы от Приморья получили в 2014 году 16,5 млн рублей на двоих