"Адмирал" уступил "Ак Барсу" во Владивостоке
19:51
Пенсионерам доплатят за январь: объявлен размер новой индексации с 1 февраля
19:11
Во Владивостоке проходят рейды против незаконных казино, изъято 4 игровых автомата
18:30
Талант Львов, власть Весов и воля Рыб: подробный гороскоп на 19 января
18:30
Отшельник, Башня, Мир: исцеляющий таро-прогноз до 20 января — звонкий гул кармы
18:00
На промышленной базе в Артеме произошла кража оборудования на 30 млн рублей
17:40
Как не навредить здоровью на Крещение: советы врачей и спасателей Приморья
17:32
Овнам приступ богатства, Рыбам писк монет — прогноз на деньги с 20 по 26 января
17:30
Более 300 млн рублей требуют с яхт-клуба во Владивостоке
16:50
"Загоны" и кризис в 30 лет: опасный момент для мужчины или незначительный пустяк
14:20
Готовим сани летом, а вентилятор — зимой
14:00
Дети в зоне риска: как защитить их от онлайн-мошенничества
13:00
Основатель ГК "Дело" Шишкарев видит в нацпроектах новые возможности для логистики страны
12:50
Трагедия в Приморье: ревность мужчины привела к смерти его сожительницы
12:30
Сергей Шишкарев был одним из авторов сделки с ТМХ и сохранит долю в 50%
11:40

Таинства крещения и венчания в Приморье становятся данью моде – священнослужитель

Игумен Никита рассказал о храме в центре Владивостока, дорогих авто, ребрендинге РПЦ, отношении к йоге, Хэллоуину и мистике (ВИДЕО)
4 декабря 2013, 11:30 Общество
Игумен Никита Балашов Антон, PrimaMedia
Игумен Никита
Фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Крещение детей, ношение нательных крестиков и обряд венчания в Приморье становятся данью моде. При этом многие просто не понимают важности этих обрядов и символов. Духовное развитие современного поколения нередко хромает настолько, что даже в церкви можно встретить пьяного человека. О том, как бороться с бездуховностью и богохульством, откуда у священнослужителей дорогие авто и зачем храм в центре Владивостока, в эфире PrimaMediaLIVE рассказал настоятель храма Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы, руководитель молодежного отдела Владивостокской епархии, преподаватель Владивостокского духовного училища игумен Никита.

- Отец Никита, какие знаменательные религиозные события или праздники ждут нас в ближайшее время?

- В конце ноября начался Рождественский пост, который продлится до Рождества Христова. В этот пост, конечно, нужно потрудиться нам, больше внимания уделять своему характеру, своему поведению, чтобы не гневаться, не раздражаться, работать над собой, одним словом, быть ближе к Богу. А в декабре у нас Введение в храм Пресвятой Богородицы и Рождество. В принципе эти два месяца не так плотны большими двудесятыми праздниками.

- Как русские люди относятся к посту? 

- Всякий религиозный человек очень внимательно относится к тем правилам, которые есть в его религиозной конфессии. Соответственно, православные, верующие люди внимательно относятся к постам, которые церковь заставляет их соблюдать.

-  Как быть с теми, кто носит крестик и считает, что в этом и заключается вся вера в Бога?

- Честно говоря, не знаю, как с ними быть. Церковь призывает всех нас к покаянию и исправлению своей жизни, и то, что человек носит крест и говорит, что он – православный, уже первый шаг. Значит, этот человек не отвергает ни церковь, ни Бога, ни духовную жизнь. Может быть, со временем он сделает и еще более важные шаги к духовной жизни. Если человек просто носит крест и говорит, что он – православный, но при этом не знает ни заповедей, не читает Евангелие, не молится, не кается в своей жизни, не работает над собой, вряд ли такая вера может его спасти. Эта проблема не только русских людей, эта проблема всех людей. 

Людям проще думать, что для того чтобы подтвердить свой статус верующего, достаточно поставить свечку в храме, на Преображение яблочки освятить, на Крещение взять водички.

- Если говорить о других религиях, как вы относитесь к проблеме мигрантов?

- Это острая проблема для нашего Отечества, и, на мой взгляд, острая она из-за демографического кризиса. Нужно бороться не только с теми, кто приезжает сюда, придумывать для них запреты и т.д., но и следить за тем, что происходит внутри страны.

 Нам стоит обратить внимание на количество детей-сирот и работать над тем, чтобы семьи в стране были крепче. Необходимо вести политику поддержки рождаемости в стране, тогда и других проблем станет меньше.

- Как Вы относитесь к постройке мечети во Владивостоке?

-  Насколько я знаю, у нас вопросы выделения земли под какое-либо строительство решает администрация, поэтому здесь я решать "за" или "против" не могу.  С другой стороны, выскажу свое личное мнение: странно застраивать город мечетями для мигрантов, которые приезжают на год, на два, на три. Во всяком случае, мы должны понимать, что Владивосток – это русский город, форпост России. А, с другой стороны, мы, конечно, не можем не видеть проблемы в отсутствие мест для молитв для мусульман.  В любом случае, вопрос со строительством мечети не должен решать православный священник.

- Много копий сломали о тему строительства храма в центре города. Отмечалось и наличие Покровского храма на возвышении, откуда его хорошо видно, и "революционное" название площади Борцов за власть Советов. Как к этому относитесь?

- То мнение, что храмы нужно строить только на возвышении, с точки зрения энергетики оккультное, а совершенно не христианское. Всякое место может быть достойно для прославления Бога. Мы строим храм, и через него освящается место, где он построен.  Более того, всегда храмы в городах строились в центре, именно в центре, чтобы людям было удобно в него приходить, а не где-то на сопках, куда еще добраться надо. Храм будет построен в центре города, в центре захода кораблей к нашему порту, и, входя в порт, люди будут видеть, что это не просто город с многоэтажными домами, это – русский город с  православными ценностями, мировоззрением и культурой.

- Вас не смущает,  что главный храм, он же  - главный кафедральный собор, будет находиться на площади Борцов за  власть Советов?

- Совершенно нет. Никакой здесь проблемы нет. Наоборот, люди будут видеть площадь и на ней – храм. И, слыша колокольный звон, еще и перекрестятся, задумаются о душе, о духовной жизни.

- Хотелось бы поговорить о проблеме  поведения в церкви: почему за границей в храм пускают любого желающего, говоря "вы же к Богу пришли", а у нас нередко прихожане, особенно преклонного возраста, со входа начинают осуждать за внешний вид, за растерянность и т.д.  Как быть с такой культурой нахождения в церкви?  

- Эта проблема очень остро стояла в 90-е годы и начале столетия. Дело в том, что многие люди пришли в храм со всем своим багажом мирской культуры, и, соответственно, порой вели себя не так, как церковь учит, а так, как привыкли. Плюс, мы знаем состояние новообращенного, или, как говорят, неофита, который очень ревностно относится к любым действиям, обрядам, традициям церкви. Порой, похожие проблемы возникают в семьях, где один человек – верующий, а другой нет, и верующий начинает сильно навязывать свою веру неверующим членам семьи. Всю  семью заставляют поститься и ходить в храм. А ведь человек еще, как говорят, не созрел. В любом случае это вопрос культуры поведения этих людей.

- На сегодняшний день  эта проблема так же остра, как и 15 лет назад?

- Практически снята. Если где-то какие-то казусы возникают, что вполне возможно, то не нужно думать, что церковь такому учит.

Церковь как раз учит деликатному отношению к каждому человеку, и все настоятели храмов, священники регулярно беседуют и работают с теми, кто трудится в храмах у свечного ящика, у подсвечников, чтобы они вели себя аккуратно и деликатно. Но не стоит забывать, что  человек, идущий в храм, должен понимать, куда он идет и должен, конечно, с уважением относиться и к церкви, и к верующим людям, к традиции, которая сформировалась за многие века.

- Что делать, если желание посетить церковь возникло спонтанно?

- Если мы идем в храм Божий, нужно подумать, подготовиться и одеться соответственно, но если человек идет и спонтанно заходит в храм, это совершенно другая ситуация. Но опять же нужно понимать, куда именно ты попал.  Если человек пьяный, то зачем тогда заходить в храм? Такие случаи, к сожалению, очень часто бывают.  Хорошо еще, если он в храме ведет себя тихо, спокойно. В этом случае никто ему замечаний не сделает. Но бывают ведь агрессивные люди в пьяном состоянии. И, к сожалению, порой приходится вызывать полицию, потому что поведение их бывает опасным для других. Очень жаль, но это уже вопрос культуры общества. Очень больное место – это воспитание детей, молодого поколения, воспитание людей культуре поведения.  

- Как быть с такими людьми, которые  крестятся, молятся, затем выходя, совершают плохой поступок и  идут обратно  грехи замаливать?

- То, что человек вновь идет каяться, это уже - слава Богу. Гораздо страшнее, когда человек падает в какую-то грязь и лежит в этой грязи. Это не так хорошо. Уточню важный момент: если ты согрешил, нужно каяться, и покаяние уже значит работу над собой и исправление. Если не получается исправляться, значит нужно внимательнее  отнестись к исповеди и к своей жизни, к своему поведению. Если же для человека становится нормой схема "грех-покаяние-грех", то церковь такому не учит. Священники на проповедях и духовные книги об этом очень четко и ясно говорят. Это не норма для православного человека – все время грешить и оправдывать себя тем, что, мол, я пойду, покаюсь. Норма в том, чтобы не грешить вообще.

- Скоро у нас Рождество. Согласно православному канону, что нужно делать в этот день и как к нему подготовиться?

- То же, что и во все другие дни – быть с Богом, не удаляться от Бога своими грехами и т.д. Тем более в какие-то особые дни, святые  дни, когда церковь соборно совершает, празднует какое-то событие либо отмечает двудесятые праздники. Нужно постараться еще больше осветить этот день молитвами и добрыми делами.

- Есть категория людей, которые не то, чтобы верят, а больше сочувствуют. Они не атеисты, они расположены к церкви, но не являются ее завсегдатаями.  Этих людей очень много,  как с ними ведете контакт?

- Таких людей много, но церковь здесь развивает различные направления своей церковной работы. У нас в епархии есть целый ряд, так называемых, епархиальных отделов, каждый из которых развивает свое направление:  работу с вооруженными силами, миссионерское, образовательное, социальное, молодежное и т.д. Конечно, мы хотели бы, чтобы наша миссионерская работа, образовательная деятельность велась более активно, более широко, но здесь возникают и другие вопросы, такие, как содержания штата и т.д.

- Насколько популярна во Владивостоке исповедь?

- Обо всех жителях города сложно сказать, у меня такой статистики нет, но то, что верующие люди регулярно исповедуются, это да. И исповедуются не раз в год, как было до революции, к примеру. Исповедуются еженедельно, а то и чаще. Плюс в дни постов, приближаясь к большим церковным праздникам, конечно, исповедей и причастий намного больше, чем в будние дни.

- Бывают ли случаи нарушения тайны исповеди?

- Священник обязан молчать и забывать о том, что говорят ему на исповеди. Тайна исповеди нерушима, и никто не может разглашать то, что говорилось на исповеди.

- Даже в случае убийства?

- Я на проповеди не буду говорить, что, к примеру, Василий Иванович убил человека. Нет, конечно.

Это тайна личной жизни, личного покаяния, покаяния этого человека и разглашать ее – тяжкий грех.  Даже если по мирским законам нужно сообщить в органы.

- Зачем нужно крестить ребенка? Что собой представляет обряд крещения и как это помогает в жизни?

- У нас в России традиционно люди стремятся крестить детей. Многие даже  не понимают, зачем делают это, как дань обычаям, моде.

 Именно в связи с этим, чтобы разъяснять людям важность таинства крещения, смысл крещения, перед подготовкой к этому таинству с родителями и крестными ведутся образовательные беседы, где эти вопросы разъясняются и объясняются.

- Зачем крестить ребенка в таком раннем возрасте? Ведь он еще не понимает важности и не может для себя решить, нужно ли ему это?

- Родители часто делают с младенцем то, что он не понимает и иногда даже противится. Но родители знают, что это необходимо для него, и поэтому делают.

Поэтому крестить детей не является грехом, крестят детей для того, чтобы они были ближе к Богу, чтобы хранитель был всегда с ними.

И второе: не надо записывать младенцев-детей сразу в богоборцы, что, дескать, они не хотят быть с Богом. Дети наиболее открыты к Богу в своем младенчестве, в чистоте своей души. Ведь стремятся родители решать вопросы физического развития ребенка, делают ему массаж и т.д. То же самое и с заботой о духовном развитии ребенка, а духовное развитие может быть только в единстве с Богом.

- Нередко это заканчивается тем, что родители просто вешают на ребенка  крестик  и забывают  дорогу в церковь. Как быть в этом случае?

- Очень часто, к сожалению, к церковной атрибутике, к духовным святыням относятся магически, оккультно, с таким нездоровым суеверием: "дайте мне какой-то амулетик, чтоб у меня было все хорошо".

 Это, конечно, не христианское отношение, и в храмах, и в иконных лавках стараются объяснять, как правильно относиться к этому. Это опять-таки вопрос преодоления церковного невежества в нашем обществе.

- Можно ли быть верующим, но не быть крещенным?

- Я думаю, что это невозможно. Все-таки верующий человек носит святой крест, и для него это один из важнейших символов исповедования веры. 

Скажу так: вера, которая есть у нас в душе, неизбежно должна выявляться и проявляться во внешней нашей жизни. Если мы верим только в душе, но никак наша внутренняя вера не проявляется в нашей внешней жизни, значит, мы не верим, неправильно верим.

- Как относиться к тем крестам, которые богачи инкрустируют драгоценностями, выставляя тем самым на показ свое материальное состояние?  

- Отношение к кресту должно быть, как к святыне, а не как к бижутерному украшению.

 И крест миряне носят к сердцу, под рубашкой. Только священник носит не только нательный крест, но и крест священнический, который как раз напоминает и ему, и другим, что он – священник.  Но мирянин носит крест к телу, потому что он, прежде всего, должен своей жизнью свидетельствовать о принадлежности к христианству, а не атрибутикой. Относиться к кресту, как к бижутерии, носить ее в ушах и покупать очень дорого, чтобы быть не хуже других, это уже вопрос тщеславия и надменности, но не православия.  Верующие люди, поверьте, так не делают.

- Венчаться жители города сейчас стали чаще? И зачем нужен этот обряд? Опять-таки, не превратилось ли все это в модные тенденции?

- Могу сказать  только по нашему храму: венчаются не так часто. Плюс к каждому венчанию священники стараются серьезно беседовать с теми, кто собирается это сделать. Это очень важное таинство для верующих людей. Когда муж и жена верующие, крещеные расписаны, они должны, конечно, стремиться к венчанию. Потому что через это таинство дается благодать Божья к их совместному несению креста в их семейной жизни. Поэтому для верующих это таинство очень важно. Если семьи неверующие, то как требовать от них венчания? Проблема возникает, когда кто-то в семье - верующий, а кто-то - нет, и верующий требует от неверующего пойти повенчаться. Не думаю, что это верно, потому что нельзя насильно заставить человека быть с Богом. Верующему человеку надо молиться, чтобы мужа или жену Господь привел к вере и к покаянию христианской жизни, но не загонять в храм насильно.  

- Сегодня популярны различные духовные практики: йога, медитация. Люди часто  высказывают мысль, что все в руках человека, а точнее в его голове. Насколько это соответствует церковному православному учению?

- Вообще не соответствует. Оккультизм и языческие практики совершенно не являются церковными практиками. И всякий, кто занимается такими делами, отлучает себя от церкви, даже если он крещен. Он не может причащаться в храме, и даже стоять на службе он не имеет права. 

Поэтому церковь людей, которые занимаются такими оккультными практиками, призывает к покаянию и исправлению. Оккультные практики – это те действия, которые приближают человека к злой, бесовской силе. И, уж простите, это не безопасно.

Только Бог – есть источник жизни, а бес, злые духи – они разрушители.

-  Как Вы относитесь к празднику Хэллоуин, и насколько это страшно для умов людей?

- Это страшно. Это сатанинский шабаш, который искусственно навязывается нашему обществу. В школах в принципе не имеют права проводить его, потому что министерство образования запретило. Есть исследования об этом, так называемом "празднике", о его сатанинской подоплеке. 

Этот "праздник" не приближает человека к добру, к Богу, к нравственности, а, наоборот, сжигает в нем всякую святыню.

К сожалению, это для многих источник дохода – продажа масок и других атрибутов, но такие  навязывания стремятся разрушить нашу культуру, нашу нравственность, совесть, быт и т.д.

- Как быть с Новым годом? Ведь в это время идет пост.

- Вопрос намного сложнее, чем нам кажется. В Советском Союзе он был практически семейным праздником, и сейчас это в меньшей степени, но сохраняется.  Сложность здесь заключается в том, что Новый год совершается в дни проведения Рождественского поста, и верующие здесь всегда становятся перед дилеммой: или сохранять пост, или быть на какой-то вечеринке с друзьями, с семьей и встречать Новый год. 

Церковь, конечно, не дает разрешения на разговение: дескать, раз Новый год, то поститься не надо. Такого нет. Но как вести себя, быть ли со своей семьей в сам праздник, что кушать, что не кушать, каждый решает самостоятельно. Во всяком случае, более строгие дни поста начинаются с первого января, за семь дней до Рождества.

Больше проблем возникает не в вопросе отношения к празднику, а в том, что в этот праздник у нас спиртное употребляется просто рекой. Исходя из этого, надо всегда помнить, что праздник – это не есть разрешение на вседозволенность, это не есть разрешение на пьянство, и этого нужно избегать. Тем более сейчас, когда алкоголизация нашей страны идет очень стремительно и страшно. 

Алкоголь всегда был, как вы знаете, оружием уничтожения нации. Чтобы завоевать какую-либо нацию без оружия, достаточно развратить ее, - это известно с древнейших времен.

Мы уже не замечаем, что такое норма, грех, добро, что такое хорошо и что такое плохо. Это беда, и поэтому всему обществу необходимо просыпаться и стремиться к более трезвенной жизни. Ведь у нас уже дети – алкоголики. Если ничего с этим не делать, мы вымрем, прежде всего, от алкоголя.

- Люди не совсем понимают, откуда у служителей церкви дорогие авто? 

- Не знаю, надо спросить у них. Во всяком случае, в каждом храме  есть епархийские советы, епархийские бухгалтера, есть казначеи, которые ведут учет церковных средств, и приходы отчитываются перед епархией за все пожертвования. Мы прекрасно понимаем, что церковь живет за счет пожертвований верующих. Если приходу для его деятельности необходим автотранспорт, то приход приобретает автотранспорт для своей деятельности.

Вот, допустим, у нас при храме работает молодежный отдел епархии, и мы постоянно организуем выезды молодежи: и на природу, и в лагеря, и т.д. И нам очень необходимы средства для приобретения различных машин: грузовых, автобусов и т.д., но, к сожалению, мы не можем тратить деньги из прихода, потому что их нет. Если какой-либо спонсор нам пожертвует какую-либо машину, мы будем рады. То же самое в большинстве случаев и происходит, когда какие-то богатые люди могут помогать священнику приобретать какие-либо средства для передвижения. Тем более, нужно иметь в виду, что мы находимся в Приморском крае, где многие церкви отдалены друг от друга на большие расстояния, а многие священники являются настоятелями сразу нескольких храмов, и им необходимо передвигаться от одного к другому, преодолевая большие расстояния. 

Мы вполне поймем, что на плохом автомобиле, старом автомобиле, в ремонт которого нужно вкладывать много средств, священник это не сможет сделать. Следовательно, лучше иметь нормальное средство передвижения. Но если мне лично кто-то подарит "БМВ" или какой-то "Ягуар", то я, наверное, постыжусь ездить на нем, потому что это роскошное средство передвижения, а я все же разделяю нормальное средство передвижения и роскошное. И, скорей всего, я его просто продам и куплю три другие автомашины, чтобы они больше работали.

Но каждый священник здесь действует по своей совести.

- Не могу не задать вопрос про PussyRiot.  Ваше отношение к тому, что сейчас происходиn: одна - по этапам, другая  проблемами женщин в тюрьмах занимается. Как относиться к их деяниям?

- Не церковь их посадила в тюрьму. Они совершили глубоко отвратительный поступок, оскорбительный для русской культуры, для России, для всех православных. И то, что государство проявило свою власть, мне кажется вполне правильным. Потомe что преступление не должно быть безнаказанным.

Замечу, что свои святыни народ должен защищать. Если этого не происходит, то народ либо умер, либо слишком свят и подставляет левую щеку вместо правой.  Но вряд ли мы сейчас скажем, что у нас вся Россия достигла всех высот святости. Поэтому действия власти здесь, мне кажется, правильные.

- Как вы считаете, суд в России - честный и неподкупный?

- У меня нет полной информации, боюсь комментировать. Но, исходя из той информации, которую криво-косо мы получаем из Интернета и новостей, то мы видим, к сожалению, коррупцию в самых разных органах власти. Нам необходимо говорить об этом с судьей. Он должен быть неподкупен, честен, и совесть у него должна быть чиста. Я уверен, что у нас есть такие судьи, и хочется верить, что все-таки у нас больше судей честных, чем других.

- Нужен ли Русской православной церкви ребрендинг? Понятно, что речь о замене креста не идет, но счастливых людей в церкви не встретишь:  почему-то все выходят грустными.

- Это связано с тем, что переживает народ в последние десятилетия. Сложная жизнь налагает тяжелую печать усталости и равнодушие на лицо человека, и проблема некой угрюмости есть везде. 

Но опять же: церковь не призывает быть угрюмыми – нет такой добродетели.

Самый главный праздник церкви – это Пасха, и когда люди выходят с пасхального богослужения, зачастую они не угрюмы. Вы придите в храм на Пасху, и Вы увидите совершенно других людей. Но для того, чтобы прийти к пасхальной радости, наверное, надо пройти путь Великого поста, путь покаяния. Покаяние может иметь два характера. Одно может иметь характер молитвы покаянной: "Господи, прости меня грешного, я в чем-то согрешил, помилуй меня", и слезы покаянные. Здесь, конечно, человеку сложно радоваться. Но есть и другой путь, когда он благодарит Бога за то, что он простил его за грехи. Каким путем человек пойдет, он определяет сам. Во всяком случае, церковь и призывает непрестанно радоваться, по словам апостола. Мы перед Богом стоим и перед Богом каемся. Но когда мы общаемся друг с другом, вот как раз здесь должна проявляться общительность и приветливость.

Справка: Игумен НИКИТА, настоятель храма Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы, руководитель молодежного отдела Владивостокской епархии, преподаватель Владивостокского духовного училища (Ветхий Завет, Учительные книги).

20810
43
37