Два из трех многомилионных конкурса ДВФУ по продвижению вуза, которые университет проводил якобы по указанию Минобрнауки РФ, выиграла московская фирма "Михайлов и партнеры". Другие компании-участники направили в УФАС Приморья заявления с просьбой проверить законность проведения торгов, а также его результаты. Чем разработка коммуникационных стратегий в ДВФУ напоминает научно-исследовательскую деятельность в Сколково, сотрясаемое коррупционными скандалами, размышляет РИА PrimaMedia.
Как ранее сообщала газета "Конкурент", ДВФУ намеревался потратить более 40 млн рублей на собственное продвижение. Информация о проведении конкурсов на 3,8, 5,5 и 15 и 16,8 млн рублей появилась на официальном сайте ДВФУ и на сайте Госзакупок. Однако позже вуз отказался от самого дорогого из них. Остальные университет решил провести - якобы поступило указание от министерства образования и науки РФ.
В конкурсе на 5,5 млн рублей по разработке и реализации стратегии встраивания в федеральные СМИ на постоянной основе информации о ДВФУ, способствующей позиционированию университета как крупнейшего и авторитетного научно-образовательного центра, участвовали три компании.
Но победителем стало ЗАО "Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями", попросившее за свои услуги самую высокую цену – 4, 57 млн рублей. Две другие компании предложили осуществить такую же работу за 3,5 млн рублей и 2,8 млн рублей. Однако конкурсная комиссия подсчитала, что качество услуг и квалификация "Михайлов и партнеры" выше, чем у остальных участников.

Конкурс на 5,5 млн рублей, Тематическая иллюстрация. Фото: Автор фото: Принтскрин сайта Госзакупок
В самом капиталоемком конкурсе на 15 млн рублей принимала участие только одна компания - ЗАО "Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями". В итоге комиссия признала конкурс несостоявшимся, однако порекомендовала заказчику заключить контракт именно с этой фирмой.
"Признать конкурс несостоявшимся и рекомендовать заказчику заключить контракт с единственным участником размещения заказа, который подал заявку на участие в конкурсе, и был признан участником конкурса, на условиях и по цене контракта, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией. Цена контракта: 14 млн рублей, в том числе НДС 18% - 2,13 млн рублей", - говорится в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Конкурс на 15 млн рублей , Тематическая иллюстрация. Фото: Автор фото: Принтскрин сайта Госзакупок
Так что, скорее всего, именно "Михайлов и партнеры" будет заниматься коммуникационным сопровождением ДВФУ в федеральном и зарубежном информационном поле.
Стоит отметить, что в самом "скромном" с точки зрения цены конкурсе на 3,8 млн рублей "Михайлов и партнеры" участия не принимала. Так что победителем стало ООО "Пасифик Медиа". Компания будет заниматься разработкой концепции и осуществлением дизайна имиджевой полиграфической продукции, способствующей привлечению абитуриентов. Стоит отметить, что фирма предложила самую низкую цену за свои услуги – 499 тысяч рублей. Две другие попросили – 1 млн и 3,16 млн рублей соответственно.

Конкурс на 3,8 млн рублей , Тематическая иллюстрация. Фото: Автор фото: Принтскрин сайта Госзакупок
Участники аукционов уже написали заявления в УФАС с просьбой проверить прошедшие конкурсы на предмет соблюдения действующего законодательства и отсутствия нарушений как со стороны ДВФУ, так и со стороны компания "Михайлов и партнеры".
Справка: ЗАО "Михайлов и Партнеры" Управление стратегическими коммуникациями " зарегистрирована в Москве в 2002 году. Компания, получающая многомиллионные контракты, имеет уставной капитал 25 тысяч рублей. 75% акций принадлежат медиа-менеджеру Сергею Михайлову, остальные – пяти партнерам. Компания "Михайлов и партнеры" позиционирует своих сотрудников как специалистов в спектре внешних и внутренних коммуникаций, помогающих развивать своим клиентам отношения со СМИ и общественностью.
Успешная деятельность по зарабатыванию на федеральном вузе "михайловцами" началась в 2010 году, когда в состав группы экспертов Дальневосточного федерального университета вошел представитель PR-агентства Константин Шимбирев. После чего компания стала получать контракты на изготовления всякого рода "концепций", "тренингов", "позионирований". По словам сотрудников вуза, при каждом удобном случае москвичи утверждали, что представляют в ДВФУ интересы Министерства образования.
28 января 2011 года прошел конкурс на разработку концепции коммуникационного развития Дальневосточного федерального университета на период до 2014 года. Обладателем контракта на 2 млн рублей стало Закрытое акционерное общество "Михайлов и партнеры".
Спустя три дня, 31 января 2011 года та же компания подрядилась на "Проведение медиа-тренингов для руководства и сотрудников Дальневосточного федерального университета". Сумма контракта составила 1 млн рублей. За эти деньги неизвестные общественности тренеры готовили руководство вуза к выступлению в стрессовых ситуациях и к дискуссиях с журналистами. Одной из услуг стала запись "стрессов" вузовских работников на видеопленку.
В последний день января 2011 года "михайловцы" получили контракт на разработку фирменного стиля Дальневосточного федерального университета. Новый стиль обошелся вузу в 2 млн рублей. Любопытно, что уже через несколько дней после подведения итогов торгов, вуз (с подачи Константина Шимбирева?) объявил еще один конкурс, на этой раз бесплатный, среди студентов и иной творческой молодежи. Потенциальным участникам обещали планшетник iPad за... самый лучший логотип и слоган вуза. Поговаривают, подобный краудсорсинг и аутсорсинг - нормальная практика для компаний, позиционирующих себя как уважаемые коммуникационные структуры в столице, но работающих спустя рукава за пределами МКАД.
18 октября 2011 года ставки выросли до 9,2 млн рублей – именно столько "управленцы стратегическими коммуникациями" смогли заработать по контракту на оказание услуг по проекту: "Ре-позиционирование коммуникационной деятельности и взаимодействия со СМИ Дальневосточного федерального университета на новых рыночных сегментах на федеральном уровне и в странах Азиатско-тихоокеанского региона".
29 февраля 2012 года "ре-позиционирование" понадобилось уже для привлечения в вуз талантливой молодежи. Контракт с соответствующим мудреным названием "Ре-позиционирование коммуникационной деятельности и взаимодействия со СМИ Дальневосточного федерального университета на новых рыночных сегментах на федеральном уровне и в странах Азиатско-тихоокеанского региона с целью привлечения талантливой молодежи (в том числе представителей других регионов РФ и иностранцев)" "Михайлов и Партнеры" выиграли за 11,88 млн рублей.
После этого финансовый дождь над михайловцами временно иссяк, чтобы вновь пролиться летом 2013 года.
Может быть это было связано с тем, что руководство вуза было недовольно спорами, которые не раз вспыхивали внутри университета от попыток внедрить продукты мыслительного труда коммуникаторов из Москвы. Кроме того, у общественности уже стали возникать вопросы в реальной необходимости череды всякого рода "концепций", которые, судя по названию, повторяют друг друга, а также в запредельной стоимости их написания.
Недавнее заявление УФАС Приморья о завышении стоимости контрактов в университете вполне можно рассматривать как предостережение михайловцам в структуре вуза.
Такой известной консалтинговой структуре должен быть знаком пример недавнего скандала в Сколково, где научно-исследовательскую деятельность проверил Следственный комитет России. Закончилась проверка, как известно, отставками в правительстве и возбуждением уголовного дела с высокопоставленными фигурантами.
При этом министерство образования и науки не располагает оперативной информацией о многомиллионных конкурсах ДВФУ, которые ведомство якобы поручило провести университету. Специалисты министерства не смогли сразу подтвердить, что такие указания были. РИА PrimaMedia направило в ведомство официальный запрос, чтобы прояснить ситуацию, на который до сих пор не получило ответа.
По словам экспертов, существовала большая вероятность, что конкурсы выиграет столичная коммуникационная компания "Михайлов и партнеры", на сайте которой ДВФУ значится в числе таких крупных клиентов, как Минобрнауки РФ и школа управления "Сколково". По словам юриста Галины Антонец, то, как вуз проводит аукционы, должно вызвать много вопросов у УФАС Приморья.
При этом антимонопольная служба уже возбудила два дела в отношении Дальневосточного федерального университета. Вуз подозревают в завышении цены контрактов при проведении аукционов на поставку оборудования в 1,5-2 раза. Позже в ДВФУ подтвердили, что цена была завышена.