Подготовка детей к школе в Приморье: борьба со стрессом, умение учиться и общаться
Детский психолог Лариса Егоркина дала советы родителям, чему стоит уделить внимание, когда их ребенок идет в первый класс
Школьные каникулы закончатся ровно через неделю. И 1 сентября, в День знаний, школы Приморья распахнут свои двери для десятков тысяч школьников, в том числе и для первоклассников. Детский психолог Лариса Егоркина дала советы родителям, чему стоит уделить внимание, когда их ребенок идет в первый класс, и объяснила, почему важно научить детей учиться и общаться со сверстниками, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
Умственная подготовка
Перед тем, как отправлять ребенка в школу, необходимо оценить его готовность по таким когнитивным процессам, как мышление, развитие, память, внимание, речь, советует Лариса Егоркина. Готовить ребенка к первому классу нужно за два года.
Рисунок. Фото: РИА PrimaMedia
— Если мы говорим о необходимости идти в школу уже подготовленным, родителям нужно обратить внимание на некоторые моменты. Знания алфавита уже недостаточно. Во многих школах требуют, чтобы первоклашки умели читать и даже не по слогам. Кроме этого, они должны уметь складывать и вычитать в пределах 10-ти, 20-ти, — сказала психолог.
Также особое внимание стоит уделить способности ребенка держать ручку, карандаш, фломастер.
— Сегодня 90% детей этого делать не умеют. Они держат, как угодно, но не тремя пальцами, как нужно. Если ваш ребенок не держит ручку или карандаш правильно, то в процессе обучения рука будет уставать гораздо быстрее, могут возникнуть спазмы. И тогда первоклассник вообще не захочет писать, — добавила Лариса Егоркина.
Помощь родителей и детских центров
В последнее время все большую популярность набирают развивающие центры, где малышей готовят к школе. Как отмечает психолог, это связано с тем, что многие современные родители не хотят заниматься со своими детьми.
— Подготовить ребенка самостоятельно очень просто. Например, когда вы едете в автобусе, можно считать проезжающие машины красного цвета. Так тренируется и память, и внимание, и счет. Или считать яблоки, конфеты. Мамочка может открыть любую картинку в журнале и попросить ребенка составить рассказ, задавать разные вопросы: кто нарисован, что делают персонажи, кто больше нравится, как можно назвать картинку. Но почему-то современные родители при всей облегченности жизни этого не делают. Поэтому этим занимаются детские развивающие центры, — отметила специалист.
Задача. Фото: РИА PrimaMedia
Также, если ребенка планируют отдать в первый класс с усложненной программой, то в детских центрах помогут "натаскать" дошколенка.
— Некоторые родители планируют отдать своих детей в классы, где проходят усложненную программу "Школа 2100". И многие из них хватаются за голову, потому что сами не могут решить подготовительных задач. Зато в развивающих центрах детей учат по специальным пособиям, так что проблем с усвоением материала при усложненной программе у первоклашек не будет, — сказала Лариса Егоркина.
Справка: "Школа 2100" — общероссийская общественная программа развития общего среднего образования, охватывающая массовые общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования. Система базируется на концепции А. А. Леонтьева "Педагогика здравого смысла", на системе принципов развивающего образования. Мнения как специалистов, так и родителей о системе "Школа 2100" далеко не однозначны. Оппоненты отмечают, в частности, сложность программы, необходимость для родителей заниматься с детьми гораздо больше и серьезнее, чем при обучении по традиционным методикам. Сторонники говорят о том, что дети, которые учатся по этой системе, действительно становятся самостоятельными, ищущими, думающими, говорящими.
Глобус. Фото: РИА PrimaMedia
Если же программа в вашей школе традиционная, любая мама может подготовить своего ребенка самостоятельно, считает специалист. Главное — уделять этому процессу 10 минут ежедневно. Это же касается и желания учиться, которое привить ребенку могут только родители.
— Кроме родителей, которые занимаются ребенком с самого рождения, никто с легкостью не поможет ему захотеть учиться. Готовность к учению и восприятию мира формируется с момента рождения. Если мама заинтересована в общении со своим малышом, интересуется тем, что происходит в мире, она передает это своему чаду. Тогда проблем с обучением в школе быть не должно. Но, если мама училась из-под палки, ей ничего не нужно, у ее ребенка тоже не будет мотивации. И ни один психолог это желание не сформирует. Если мамы не знают, как заниматься с детьми, тогда лучше ходить в развивающие центры. И там он может заинтересоваться учиться и научиться учиться. В 60% случаев, если у здорового малыша возникают проблемы с учебой, это связано с неумением учиться. Сталкиваясь с трудностями, ребенок начинает их избегать, — прокомментировала Лариса Егоркина.
С 6 или 7 лет?
Психолог Лариса Егоркина советует отдавать детей в школу с 6 лет.
— Важно определить социальную готовность ребенка к школе, то есть умение слушаться взрослых. Тем, кто не привык это делать, сложно и в 6 лет, и в 7 лет, и в 8 лет. 6-летнее начало не предполагает жесткого погружения в процесс. Оно достаточно мягко выстроено. Есть понятие в психологии – "зона ближайшего развития". И в этом смысле ребенка нельзя отдавать туда, где ему будет легко. Его нужно отдавать туда, где ему будет чуть-чуть сложно. Не бойтесь отправлять его в школу в 6 лет, потому что процесс вхождения и преодоления сложностей будет позитивным, — сказала психолог.
Подготовка к школе. Фото: РИА PrimaMedia
Адаптация
На адаптацию к школе и умение выстраивать отношения в коллективе влияют несколько факторов. Один из них – общительность родителей первоклассника.
— Дети учатся на примере родителей. Если они не показывают, как работать в команде, если у них нет друзей, и при этом хотят, чтобы ребенок влился в коллектив, был успешным, это невозможно. Помочь в этом может педагог, который знает методики по сплочению класса. Сам ребенок справиться с этим не сможет. Если родители видят, что их чадо вне группы, вне класса, тогда они должны устраивать вечеринки, походы, игры после уроков. Они должны сделать все, чтобы обратить внимание других детей на своего ребенка и показать, как с ним можно взаимодействовать, — отметила Лариса Егоркина.
Второй важный фактор – ходил ли ребенок в детский сад.
Карандаши. Фото: РИА PrimaMedia
— Если родители не отдают ребенка в детский сад, при этом у них много друзей, они куда-то ездят, ребенок общается со своими сверстниками, тогда ничего сложного не будет. Если же родители замкнуты, считают, что мир враждебен, чрезмерно опекают детей, никуда не ходят, то у детей будут сложности в процессе включения в коллектив. Вообще, детский сад – подготовка к школе в плане социальной адаптации, — сказала психолог.
Домашнее задание: вместо ребенка или вместе с ним
Как правило, все родители делают домашнее задание вместе с детьми. Главное, как советует психолог, развивать в малышах способность думать самостоятельно.
— Родители должны помогать делать уроки, но важно разграничивать понятия: "вместе с ребенком" или "вместо ребенка". Вместе с ребенком: вы берете задачу из учебника, придумываете аналогичную с другими действующими лицами, фигурами. Задавая наводящие вопросы, вы заставляете его думать. Например, говорите специально: "Два плюс два будет пять". Детям нужно иногда давать неправильные ответы, чтобы они научились мыслить. Кроме этого, таким образом они видят во взрослых людей, которые тоже могут ошибаться. Ребенок должен знать, что ошибку может совершить любой, и в этом нет ничего страшного. Если же вы не научили ребенка учиться, вам придется делать с ним домашнее задание. И дети, не привыкшие трудиться, не понимают, что им нужно приложить усилия, — сказала Лариса Егоркина.
Канцтовары. Фото: РИА PrimaMedia
Строгий учитель
В школьной жизни учеников встречаются строгие учителя. Чтобы дети не боялся таких педагогов, на помощь должны прийти родители. Самостоятельно они с этой ситуацией не справятся, отмечает психолог.
— Присутствие взрослых в школьной жизни ребенка – необходимое условие. Если учителю нельзя доверять, невозможно расслабиться в его присутствии, чтобы было психологически комфортно, это не хорошо. Задача родителей — помочь принять эту ситуацию и поддерживать ребенка ежедневно. При этом авторитет учителя нельзя никогда принижать. Также нужно быть очень чутким к несправедливости учителя по отношению к вашему чаду. Школьник должен знать, что он может рассказать об этом родителям, пожаловаться и что его не только поддержат, но и побеседуют с учителем. Я рекомендую в этом случае книгу Михаила Литвака "Психологическое айкидо". Там очень хорошо даны рекомендации, как отвечать человеку, который агрессирует, — сказала Лариса Егоркина.
Школа. Фото: РИА PrimaMedia
Школа – стресс, с которым можно справиться
— С точки зрения психологии стресса, каждая секунда нашей жизни – это стресс. Если мы говорим о походе в детский сад, первой поездке куда-нибудь, походе в школу, это огромнейший стресс. Адаптация к этому занимает некоторое время. В идеале это один месяц. В это время у школьника могут быть проблемы со здоровьем, проявляется агрессия, раздражительность, подавленное настроение. Если в течение года в школе он каждый месяц болеет, изменился в поведении, закрылся в себе, тогда можно говорить, что адаптация проходит очень сложно, и нужно принимать определенные меры, разбираться, с чем не справляется ребенок. Как правило, это социологические сложности, когда он не может наладить контакт с другими детьми, или кто-то его унижает. Тогда, раскопав, в чем причина, мы можем эту ситуацию разрешить, — отметила Лариса Егоркина.
Главное в этом моменте – позитивный настрой родителей.
— Дети – зеркало родителей, а родители – зеркало своих детей. Я бы посоветовала родителям поддерживать своих детей каждый день, независимо от того, идут они в школу или не идут. Чаще их обнимать, целовать. И своим поведением показывать детям, что в мире практически нет проблем, с которыми невозможно справиться. Чаще говорить своим детям, о том, что вы – одна команда. Такая идея в отношениях позволит ребенку справиться со всеми сложностями не только в первом классе, — добавила психолог.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Ползарплаты выкладывают родители, чтобы отправить детей в первый класс во Владивостоке
Режим первоклашек в Приморье: гимнастика, прогулки и сон не менее девяти часов