Многочасовые ожидания на границе с КНР в Приморье - это результат особого отношения к своей работе и к людям сотрудников пункта пропуска "Пограничный". На другом подобном пункте в Краскино, где работает столько же людей, успевают пропускать гораздо больше нерегулярных автобусов в день, и никаких проблем. Об этом в беседе с корр. РИА PrimaMedia сообщил заместитель начальника управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Решетников.
Напомним, более восьми часов простояла делегация из Приморья в пункте пропуска "Пограничный" 21 августа. В целом, чтобы добраться до границы с Китаем, люди потратили почти 12 часов. Из-за этого было сорвано международное мероприятие в городе Муданьцзян.
- Владимир Алексеевич, в СМИ сообщалось, что такие многочасовые очереди на границе возникают из-за несогласованности действий федеральной погранслужбы, Дальневосточного таможенного управления и приморского управления Гостранснадзора. Так ли это?
- Простои автотранспорта в ожидании прохода через автопереход от нас абсолютно не зависят. Мы осуществляем свои функции на территории РФ. Нормативное время на проведение транспортного контроля АТС составляет от 3 до 7,5 минут. И до начала работы пункта пропуска у нас оформлено уже 4 - 5 АТС. таким образом наша работа никак не влияет на ситуацию.
Дело в том, что сегодня существует расписание прохождения границы пассажирскими автобусами. По нормативам, на каждый такой автобус сотрудники пункта пропуска должны потратить не более 23 минут. Мы же за это время можем оформить не менее трех автобусов, и у нас всегда стоят в ожидании оформленные нами автобусы. Расписание составлено так, что с 9.00 и до 21.00 - время работы пункта пропуска - каждые 23 минуты к пункту подъезжает рейсовый автобус. Утром, пока свободна встречная линия, первые два раза пропускают по два автобуса. Таким образом, пропускная способность пункта на выезд - 31 автобус. И все они рейсовые. А ведь есть еще нерегулярные автобусы, разрешение на проезд которым выдает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). И таких автобусов приходит в некоторые дни по два или три, а иногда и больше. А согласно межправительственного российско-китайского соглашения о международном автомобильном сообщении, преимущество имеют именно рейсовые автобусы. Получается, что в расписании прохождения границы для нерейсовых автобусов вообще нет окна.
- Как же проходят границу нерейсовые автобусы?
- Дело в том, что норматив 23 минуты рассчитан на автобус с 45 пассажирами. Бывает, что в автобусе меньше пассажиров, или же просто на пункте пропуска неожиданно справляются быстрее. Накапливается время, и в это окно можно пропустить нерейсовый автобус. Мы в таких случаях стараемся сделать так, чтобы люди не сидели на границе отправляем нерегулярные автобусы. Но сбивать расписание рейсовых автобусов нельзя. Отвечать, в случае чего, будут все. Ведь люди купили билеты заранее и им гарантирован проезд
Жалею, что в пункте пропуска службы порой совершенно не торопятся, могут 23 минуты принимать семиместный автобус. Главное, что они поднимают шлагбаум каждые 23 минуты и выполняют нормативы. А пассажиры нерейсовых автобусов ждут часами.
- Зачем вообще нужны нерейсовые автобусы, если рейсовые заполняют все свободное время? Зачем АСМАП выдает разрешения на такие маршруты, заведомо зная, что люди будут стоять на границе?
- Без нерейсовых маршрутов не обойтись. Так проходят границу официальные делегации. Многие жители края стараются выезжать в шоп-тур в Китай именно на нерейсовых автобусах, потому что турфирмы берут за путевку на 1,5 тысячи меньше. Правда, не всегда предупреждают своих пассажиров, что переход границы под вопросом. Может получиться пройти ее, а может нет. Вот люди и возмущаются.
АСМАП не имеет права не давать разрешения. Проблема в том, что если получил разрешение, имеешь право пройти границу в любой день в любом пункте пропуска, не согласовываясь с его пропускной способностью. Из-за этого такие нестыковки.
- И как много нерейсовых маршрутов успевает пройти в день пункт пропуска "Пограничный"?
- Обычно два автобуса. На них времени хватает. В тот день, 21 августа, когда "застряла" делегация спортсменов, пройти границу пытались сразу четыре нерейсовых автобуса. Рейсовое сообщение оформлялось так, что окон свободных не было совсем. Люди ждали весть день. И уже после 16.00 мы пошли на крайние меры - на срыв регулярного сообщения. Договаривались о сдвиге регулярных автобусов, чтобы делегация все-таки смогла пройти контроль. Однако начали возмущаться пассажиры регулярного сообщения, так как у многих на руках были билеты на транзитный проезд по Китайской территории на других видах транспорта.
- А бывает ли, чтобы на пункт пропуска в один день приехало сразу 10 нерейсовых автобусов? Что происходит тогда? Туристы разворачиваются и едут домой?
- Знаете, на другом приморском пункте пропуска в Краскино так бывает, что успевают и 10 нерейсовых автобусов обработать за день. А ведь там такой же пункт пропуска, там работает столько же людей, такое же оборудование. Да дело и не в оборудовании. Просто сотрудники пункта заинтересованы в том, чтобы люди проходили быстрее. Это просто другое отношение к своей работе.
За семь месяцев текущего года через МАПП "Пограничный" прошло 429 нерегулярных автобусов, а через МАПП "Краскино" 868 и никаких чрезвычайных ситуаций. Кстати, в тот же день, после того, как мы пошли на срыв расписания, в условиях нехватки времени, на пункте пропуска "Пограничный" автобус с 53 пассажирами был обработан всего за 12 минут. Ведь могут, когда захотят. Но чаще всего не хотят.
Конечно, бывает, что на пункт приезжает слишком много автобусов, но редко. С начала года у нас было всего около 10 случаев, когда автобусу пришлось разворачиваться и ехать домой. Ближе к вечеру, обычно, в автобусах уже меньше пассажиров, проходят границу они быстрее, появляются окна. Или иногда группы с нерейсовых автобусов частями пересаживают на свободные места в рейсовые. Так и проходят границу.
Вообще, трудно угадать, как будет двигаться поток в какой-то конкретный день. Так на следующий день после упоминавшихся событий уже к 13.00 возникло окно размером в 1,5 часа. Я же говорю, при желании, сотрудники пропускного пункта могут работать быстро. Но чаще всего они просто открывают шлагбаум раз в 23 минуты и не торопятся ускоряться.
- А влияет ли на скорость прохождения границы необходимость прохождения осмотра Ространснадзора?
- Каким образом? Если пункт пропуска открывается в 9.00, то уже за пять минут до этого наши специалисты успевают осмотреть автобусы, которые зайдут на пункт пропуска первыми. Вся процедура осмотра занимает от трех до семи минут. А если есть нарушения, то до 15 минут. Это все равно быстрее, чем в пункте пропуска. Поэтому с нашей стороны не бывает задержек. Мы успеваем осмотреть и подготовить к прохождению границы сразу несколько автобусов, которые ожидают своей очереди на нашей площадке, чтобы люди могли выходить из автобуса на свежий воздух, в кафе.
Мы на всех пяти пунктах пропуска в Приморье находимся в непосредственной близости к пункту. Это очень удобно абсолютно для всех. Ко всему за нами важная функция - организовывать движение на выезд, регулировать ситуацию. Ведь еще совсем недавно, когда регулярную сетку только начинали вводить, а большинство автобусов шли без всякого расписания, на границе царил настоящий хаос: стараясь занять очередь пораньше, автобусы прибывали на границу в 5-6 утра, и пассажиры томились в автобусах (это сегодня они комфортабельные, а в наших "ЛАЗах" зимой холодно, летом - жарко, ни видео, ни аудио), кто-то пытался пробиться вне очереди, возникали драки, люди выбивали стекла в автобусах, протыкали шины, блокировали проезд. Поэтому и было введено регулярное сообщение.
Теперь все изменилось в лучшую сторону. Но проблема с задержками на границе все еще существует. Павда, ее решение не зависит от нашей службы.