Законопроект "О свободном порте Владивосток", подготовленный министерством по развитию Дальнего Востока во исполнение поручения президента РФ Владимира Путина, вызвал резко отрицательную оценку ряда приморских экспертов, со ссылкой на публикацию федерального ИА REGNUM сообщает РИА PrimaMedia. По мнению опрошенных REGNUM директора института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александра Латкина и директора Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности Александра Сухаренко, концептуально законопроект Минвостокразвития весьма далек от традиционной идеи "порто-франко", поэтому такой "свободный порт" вряд ли привлечет инвесторов. Кроме того, отмечают инвесторы, в нынешних политико-экономических реалиях у государства может просто не найтись средств для реализации амбициозного проекта.
Напомним, что с инициативой наделить Владивосток статусом свободного порта выступил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года. Глава государства поручил правительству разработать соответствующий закон до июня 2015 года. Минвостокразвития поспешило выполнить поручение главы государства, и уже 3 марта законопроект появился в открытом доступе, сейчас он проходит процедуру публичных обсуждений.
Как сообщает ИА REGNUM , представленный Минвостокразвития законопроект "О свободном порте Владивостока" раскритиковали эксперты в Приморье. По их мнению, документ подготовлен на скорую руку, а сама идея современного порто-франко - искажена. В то же время, пишет информагентство, федеральной инициативе о скорейшем экономическом развитии Приморского края и всего Дальнего Востока в целом не дадут реализоваться глупость, непрофессионализм и казнокрадство на местах.
По мнению директора института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александра Латкина, к которому обратилось ИА, новоиспеченный, пока только на бумаге, свободный порт Владивостока ничем не отличается от территорий опережающего социально-экономического развития.
"Разработанный законопроект — это очень сильное отступление от классической формулы свободного порта. Весь проект закона пропитан тем, что создаются преференции для предпринимательства. Я не вижу никакой разницы между территориями опережающего социально-экономического развития и представленным законопроектом "О свободном порте Владивостока". Я считаю, что министерство сделало хитрый ход: не дав Владивостоку полной свободы, как это предусмотрено в классическом варианте порто-франко,
они решили просто объявить Владивосток свободным портом только для имиджа. Полная таможенная свобода на Дальнем Востоке оставит бюджет страны без огромных денег. В таком виде свободный порт не привлечет ни одного иностранного инвестора",
— цитирует господина Латкина ИА REGNUM.
Также федеральное агентство приводит ранее высказанные Александром Латкиным опасения: реализация идеи свободного порта потребует больших финансовых вливаний в портовую инфраструктуру, поскольку сам Владивосток попросту не готов к увеличению объемов грузопотока - мало железнодорожных путей, перевозка грузов автотранспортом уже сейчас полностью блокирует движение в столице Приморья, бухта Золотой Рог не в состоянии принять современные большегрузные суда.
"Было сразу понятно, что эта идея мало реалистична, с учетом того что сейчас творится в бюджете страны. То "порто-франко" которое было при царской России, несравнимо с современным законопроектом. Я думаю, что
все это само собой потухнет со временем. Так же как и госкорпорация "Сибирь и Дальний Восток", которая в итоге ничего не сделала.
Как можно делать свободный порт в городе, где снег не чистится, люди ноги ломают? Если бы в городе было бы все хорошо и комфортно, инвесторы бы давно сами сюда пришли, их не пришлось бы заманивать", — приводит агентство слова директора института международного бизнеса и экономики ВГУЭС.
Также негативно в своем комментарии федеральному СМИ оценил законопроект – да и саму идею - Директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности Александр Сухаренко.
"Данный закон был подготовлен на скорую руку во исполнение поручения президента Владимира Путина по аналогии с ранее принятым законом о территориях опережающего развития. Основной целью документа является неудержимое желание федерального центра обустроить опустевающий и технологически отсталый Дальний Восток. Между тем, пока не ясно, как это желание будет реализовано и профинансировано, учитывая прогрессирующий финансовый кризис и необходимость серьезной модернизации портово-транспортной инфраструктуры.
Привлекут ли предоставляемые налогово-таможенные льготы крупных инвесторов в край, имеющий пониженный инвестиционный потенциал? Не ясно и то, как будут стыковаться экспортно-ориентированные ТОРы и таможенно-очищенный "порто-франко",
— высказал свое мнение Александр Сухаренко.
Кроме того, сообщил эксперт информагентству, в процессе реализации президентской инициативы по созданию во Владивостоке свободного порта, существенное влияние на инвесторов и их поведение в регионе окажет имидж территории с высокими криминально-коррупционными рисками.
"Не утратили своей актуальности и криминально-коррупционные риски. По итогам прошлого года в общероссийском рейтинге по количеству зарегистрированных преступлений Приморский край занял 14-е место, а по количеству злоупотреблений чиновников и взяточничеству — 20-е и 10-е места соответственно. Не все благополучно в крае и с точки зрения преступности иностранцев: 35-е место в общероссийском рейтинге. Таким образом,
федеральная инициатива по скорейшему насыщению бюджета за счет экономического преобразования Приморья может натолкнуться на пресловутые для России проблемы: глупость, непрофессионализм и казнокрадство",
— подытожил господин Сухаренко.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, "зона покрытия" режимом свободного порта Владивостока (СПВ) может быть расширена за счет Большого Камня и Находки. Об этом 4 марта сообщил советник министра по развитию Дальнего Востока Павел Волков на обсуждении законопроекта, которое прошло на площадке Законодательного собрания Приморского края .
Сейчас законопроект о введении особого таможенного режима, разработанный Минвостокразвития, уже объединяет семь территорий, в которых планируется ввести режим свободного порта: собственно Владивосток, а также - Артемовский городской округ, Надеждинский, Шкотовский, Партизанский, Хасанский и Пограничный районы Приморья.
Согласно законопроекту, свободный порт создается на 70 лет, его зона предполагает деление на четыре спецтерритории: портовую (в том числе и аэропорт Владивостока), промышленную, научно-внедренческую и туристско-рекреационную. Кроме того, резиденты зоны могут рассчитывать на льготное налогообложение (по земельному налогу и налогу на имущество) и помощь государства в строительстве инфраструктуры. Также предполагается наделение резидентов государственными землями и введение особого таможенного режима на всей территории.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Экспертное сообщество Приморья погрузили в рамки свободного порта Владивосток
Свободный порт Владивостока может прирасти Большим Камнем и Находкой
Свободный порт Владивосток накроет половину Приморья
Концепция свободного порта Владивосток будет готова до конца 2015 года – Юрий Трутнев