Операцию по подъему обломков советского самолета Ил-2, потерпевшего крушение у берегов острова Русского в 1944 году, проводят драйверы ДВФУ во Владивостоке. Планируется, что обломки будут подняты на поверхность в канун 70-летия Великой Победы. Организатором операции выступает Подводный клуб Дальневосточного федерального университета при поддержке Института биологии моря Дальневосточного отделения Российской академии наук, сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе ДВФУ.
Дайверы ДВФУ, Фото с места события из других источников. Автор фото: Пресс-служба ДВФУ
Проведению операции предшествовало разведывательное погружение, которое выполнил руководитель Подводного клуба, тренер-инструктор Школы искусства, культуры и спорта ДВФУ Сергей Тесленко. В 800 метрах от мыса Ахлестышева на глубине 17 метров опытный дайвер обнаружил обломки фюзеляжа, двигатель, артиллерийское орудие и винт самолета, который будет поднят на поверхность в первую очередь.
Штурмовик Ил-2 Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота пропал 21 июля 1944 года, Фото с места события из других источников. Автор фото: Пресс-служба ДВФУ
Штурмовик Ил-2 Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота пропал 21 июля 1944 года. Согласно архивным данным, при выполнении задания по корректировке артиллерийского огня по движущейся цели самолет вышел под облачность в районе мыса Житкова и на высоте 40-50 метров продолжал полет вдоль восточного берега острова Русского. Через несколько минут самолет резко перешел на кабрирование с последующим переходом в пикирование и с работающим мотором врезался в воду недалеко от мыса Ахлестышева. На борту находились летчик, младший лейтенант Гавриил Марышев и штурман-корректировщик, лейтенант Федор Лопоухов. Последующие поиски самолета и его экипажа оказались безрезультатны.
Обломки планируют поднять на поверхность в канун 70-летия Великой Победы, Фото с места события из других источников. Автор фото: Пресс-служба ДВФУ
- Во время и после войны поиски Ил-2 по "горячим следам" ничего не принесли. Лишь в 2014 году на него случайно наткнулись местные жители, которые и передали нам координаты уникальной находки, - рассказал Сергей Тесленко. - Обнаруженные обломки самолета рассредоточены в радиусе 20-30 метров, поиски осложняет мусор, скопившийся на морском дне. Тем не менее, удалось найти такие показательные части штурмовика, как двигатель, артиллерийское орудие и винт, который в ближайшее время мы планируем поднять. К нашей операции также подключились сотрудники Учебно-научного музея и ученые Школы гуманитарных наук ДВФУ, готовые помогать в работе с найденными обломками.
Организатором операции выступает Подводный клуб ДВФУ, Фото с места события из других источников. Автор фото: Пресс-служба ДВФУ
В дальнейшем планируется продолжить подъем уже обнаруженных деталей и поиски главной части самолета — его кабины. К 70-летию Великой Победы Подводный клуб ДВФУ совместно с Учебно-научным музеем вуза намерены организовать в кампусе на о. Русском экспозицию, посвященную погибшим летчикам. В нее войдут архивные данные, подводные фото- и видеосъемки, а также поднятые на поверхность детали штурмовика.
Справка: Ил-2 - советский штурмовик, созданный под руководством конструктора Сергея Ильюшина. Разрабатывался в конце 1930-х годов, на вооружение стал поступать накануне Великой Отечественной войны. Самолет использовался для ударов по наземным целям и нес различное артиллерийское и бомбовое вооружение, в том числе и реактивные снаряды. Ил-2 - самый массовый самолет в истории. Всего было выпущено более 36 тысяч машин, которые эксплуатировались вплоть до первой половины 1950-х годов.