Успешная интеграция Владивостока в Азиатско-Тихоокеанский регион возможна только при решении наболевших экологических проблем, не решавшихся многие годы. Самая злободневная из них - грязное море. В городе никак не могут запустить на полную мощность современные водоочистные сооружения из-за чего все отходы по-прежнему сбрасываются в море. Сегодняшняя интеграция Владивостока в Азию - это интеграция "отхожим местом", считает Заслуженный эколог РФ, главный научный сотрудник института географии ДВО РАН Борис Преображенский.
Каждый год морские акватории Владивостока принимают в себя новые и новые нечистоты. По ливневым коллекторам в море попадает почти 200 тонн органических веществ, при нормативе в 20. Еще сотни тонн проходят по выпускным сооружениями "Водоканала". А очистные сооружения хоть и построены, но не везде работают. К ним попросту не подведены городские коммуникации. Большая часть нечистот сбрасывается в Амурский залив.
Его объективное экологическое состояние на сегодняшний день остается загадкой, так как последнее научное обследование проводилось около 30 лет назад. Тем не менее, даже результаты 30-тилетней давности серьезно беспокоят экологов.
- В 1986 году мы сделали первую в истории ландшафтную карту морского дна Амурского залива, а также оценили его экологическое состояние, - рассказывает Борис Преображенский. - Тогда мы выявили, что Владивосток сбрасывает в Амурский залив 500 тысяч кубометров фекальных вод в сутки. Это было в 1986 году. Сколько он сбрасывает сейчас, учитывая, что город и его население увеличилось, остается только предполагать, но явно, что сейчас сбрасывает больше.
По мнению Преображенского, наибольшую угрозу заливу несут сточные воды, которые круглогодично сбрасываются в море без должной очистки, так как построенные к саммиту АТЭС очистные сооружения до сих пор не заработали даже наполовину.
- Миллиарды рублей истрачены, а очистные не работают. Сброс полуочищенных и неочищенных сточных вод идет прямо во Вторую речку. Если вы хотите понять, как сегодня работает Амурский залив, то он работает как гигантское очистное сооружение. То есть, если можно так сказать, мы интегрируемся в АТР "отхожим местом", - сообщил Борис Преображенский.
Есть претензии у эколога и к самим очистным.
- 22 года я сражался, чтобы очистные сооружения не строили в верховьях Второй речки. Альтернатива была такая – закольцевать отдельные сточные бассейны и в устьях каждого бассейна построить малое очистное сооружение. Для чего это нужно? На отдельных очистных можно применять разные технологии, потому что в одних ручьях присутствуют, например, масла и гальванические стоки, а в других – чистая "бытовка". Технологии очищения соответственно разные. Но все равно все стоки собрали и закольцевали в одно место, чем только ухудшили ситуацию. Потому что распределенный сток уже очищенной воды в Амурский залив не может ухудшить экологическую ситуацию, а концентрированный сток, даже самой чистой воды, неизменно пагубно повлияет на экологическое состояние морского бассейна.
Напомним, что в ближайшее время во Владивостоке пройдет круглый стол, посвященный экологическим проблемам бухты Золотой Рог, Амурского залива и всего залива Петра Великого. Кроме того, масштабы загрязнения морской акватории Владивостока планируют обсудить уже на следующем заседании экологического экспертного совета.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Ходить под себя" продолжает Владивосток
Бухта Золотой Рог во Владивостоке превратилась в помойку
Речка Объяснения во Владивостоке будет избавлена от канализационных стоков