Экспертам, принявшим участие в проекте "Экспертиза PrimaMedia", пришлось постараться, чтобы найти простейшую информацию о хлебобулочных изделиях в торговых точках Владивостока. Цена на хлеб в некоторых супермаркетах сообщается лишь на кассе, состав — судя по тому, что информация о нем отсутствует, — предлагается определить по вкусу, а дату изготовления — на ощупь. Участников проекта обнадеживает лишь то, что такая ситуация с главным "социальным" продуктом наблюдается не во всех торговых точках приморской столицы.
Напомним, "Экспертиза PM", имеющая целью проверить доступность и качество "социальных" сортов хлеба, стартовала на минувшей неделе в Приморье при поддержке представителей общественности. В экспертный состав вошли заместитель руководителя регионального приморского отделения "Единой России" Виктор Рева, депутат Думы Владивостока, член партии "Единая Россия" Зинаида Ким, представитель профсоюза работников агропромышленного комплекса Приморья Людмила Басюк.
Зинаида Ким и Виктор Рева, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
Людмила Басюк, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
На рынке хлебобулочных изделий за последние годы произошли существенные изменения: нашли себе нишу новые производители, в том числе и из других регионов страны, стали завозить хлебобулочные изделия высокой степени готовности (заморозку), расширились ассортимент и ценовой диапазон. В связи с вступлением России в ВТО и принятием технического регламента Таможенного Союза изменились требования к пищевой продукции в части ее маркировки. С середины 2013 года введен в действие Межгосударственный стандарт на хлебобулочные изделия из пшеничной муки, изделия из ржаной муки и их смесей. Руководством России Дальнему Востоку поставлена задача интегрироваться в АТР и внедрить лучший международный опыт и стандарты. Казалось бы, что все хорошо, но застарелые проблемы хлебобулочной отрасли и торговли никуда не делись — так же, как контрафакт и нелегальные производители.
Объектом данного исследования "Экспертизы PM" стали социальные сорта хлеба, которые остаются востребованными среди значительной части населения.
Хлеб, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
"Экспертиза PM" проверила, насколько внимательно относятся торговые точки к санитарно-эпидемиологическим правилам. Проще говоря, заботятся ли супермаркеты и магазины о своих покупателях и их здоровье: надевают ли специальную одежду, используют ли перчатки, упаковывают ли продукцию, маркируют ли упаковку.
Изучение маркировки экспертом, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
Проверка показала, что зачастую потребитель не может элементарно найти информацию о хлебе, входящих в него компонентах, пищевых добавках, дате изготовления и сроке годности.
Эксперты, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
Участники "Экспертизы PM" как обычные потребители изучили уголки покупателя, информацию на этикетке (или ценнике) и, собственно, их наличие. При отсутствии нормативной и технической документации эксперты проверяли, имеются ли качественные удостоверения, сопроводительные документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность хлеба.
Эксперты столкнулись с явными нарушениями на самом начальном этапе. Едва зайдя в помещение рынка, находящегося по соседству с парком "Фантазия" на Второй Речке, они отметили выкладку товара на полки без соблюдения элементарных санитарных норм – хлеб перекладывался из лотка, в котором был привезен, на полку, как вы видите, без перчаток.
Выкладка товара, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
Выкладка товара, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
Участники экспертизы руководствовались предписаниями ГОСТ 31805-2012 и ГОСТ 31807-2012, в которых прописаны требования к маркировке хлебобулочных изделий. Согласно документам к обеим группам изделий требования во многом схожи:
изделия должны быть упакованы в потребительскую тару и содержать целый комплекс информации.
Краткий перечень необходимых данных: наименование хлебобулочного изделия, наименование и местонахождение изготовителя, состав, пищевая ценность, срок годности, дата изготовления и упаковывания, обозначение настоящего стандарта или документа, в соответствии с которым изготовлены хлебобулочные изделия конкретного наименования.
Как оказалось, порой даже первый пункт "наименование изделия" торговая точка указывает не всегда.
Булка хлеба без опознавательных знаков, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
В отдельных торговых точках "секретной информацией" оказалась и торговая надбавка на социальные сорта хлеба. Естественно, ее предприниматели на этикетке указывать не обязаны, но очевидно, что
если хлеб позиционируется, как социальный, то и торговая надбавка должна быть минимальной.
Однако и в социальном супермаркете "Три кота" по улице Нейбута отказались озвучить разницу между ценой производителя и конечной ценой, указанной на товаре.
Хлеб "Подольский", Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
Вопрос, касающийся торговой надбавки на продукцию собственного производства, также остался без ответа.
— Несмотря на то, что наценка осталась в секрете, очевидно, что разница между ценами производителя, которому выделено место на "полке", и ценами на собственную выпечку составляет 30%. Конечно, руководство супермаркетов мыслит коммерчески — чтобы добиться повышения реализации собственной продукции, увеличивают торговую надбавку. За этим необходимо следить государственным органам, общаться с предпринимателями, — считает Виктор Рева.
Продукция в открытых пакетах на уровне ног, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
Заместитель руководителя регионального приморского отделения "Единой России" отметил и еще одно очевидное нарушение –
хлеб был представлен в открытых полиэтиленовых пакетах на уровне ног.
От агентства добавим, что в супермаркете "Три Кота" эксперты отметили порядок на хлебных полках, персонал в головных уборах и одноразовых перчатках. Но завсегдатаи поспешили разочаровать участников экспертизы, сказав, что преображение по адресу Нейбута, 51 случилось внезапно, словно по волшебству. Ежедневно посещая супермаркет, они видели совсем другую обстановку, в частности, полупустые полки.
Магазин "Народный", Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
В магазине "Народный" по улице Борисенко были обнаружены иные проблемы, связанные с отсутствием маркировки на большинстве видов хлеба; также недоумение вызвал уголок потребителя, находящийся под потолком. Но персонал торговой точки отнесся к замечаниям с пониманием, пообещав их учесть.
Уголок потребителя, находящийся под потолком, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
Еще один "уголок потребителя" — в "торговой точке на колесах" на улице Русской – поразил экспертов своей крайней незамысловатостью.
Так называемый "уголок покупателя", Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
Он состоял лишь из названий хлебобулочных изделий, объявления о поиске заведующей производством в мини-пекарню и номером сотового телефона, видимо, предназначенным не для потребителей, а для соискателей работы.
Тоговая точка на колесах, Фото с места события собственное. Автор фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
— Название юридического лица было выяснено путем расспросов. Никаких маркировок, пыль, грязь – вопиющие нарушения, — сказала депутат Думы Зинаида Ким.
Антисанитарные условия хранения, Фото с места события собственное. Автор фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
Возвращаясь к вопросу цены, необходимо отметить, что во всех районах Владивостока есть достаточно много магазинов, в которых эксперты не только обнаружили доступные для потребителя цены, необходимую документацию, но и персонал, который с готовностью предоставил сопроводительные документы.
Судя по посещенным магазинам и супермаркетам, эксперты сделали предварительный вывод, что
соблюдение норм и доброжелательность персонала чаще соседствуют с простотой выкладки, нежели с "богатым убранством" огромных торговых площадей.
Простота выкладки, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
Однако, как отметили участники экспертизы, отдельных покупателей не беспокоит отсутствие маркировки, если устраивают цена и вкус хлеба, это подтвердила и покупательница, которую эксперты встретили в торговом зале супермаркета "Мандарин" в ТЦ "БУМ", расположенном поблизости со спорткомплексом "Восход".
— Я люблю ржано-пшеничный хлеб, который изготовлен в супермаркете. У них он всегда свежий, даже срок годности могу определить на ощупь. У меня принцип простой: если один раз купила, и хлеб не понравился, то больше за ним не приду, — сказала пенсионерка Нина Николаевна.
Пенсионерка Нина Николаевна, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
Руками не трогать, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
На хлебе, который полюбился жительнице Владивостока, эксперты не нашли даже минимальных наклеек с наименованием, составом, ТУ.
Администратор после просьбы показать документ, на основании которого производится хлеб, скрылась в подсобных помещениях. Участникам "Экспертизы PM" не оставили другого выбора, кроме как ждать в течение длительного времени директора. Но и она не смогла рассказать о сопутствующих документах. К слову, представители супермаркета дали обещание выслать информацию на электронную почту журналистам, пока, правда, она так и не "дошла". Вывод напрашивается сам собой: проверить хлеб в лабораторных условиях стоит.
Хлеб собственного производства, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
Образцово разложенная на полках продукция собственного производства не имела и этикетки с ценой. Оказалось, что процесс в "Мандарине" отлажен следующим образом:
кассиры "на глаз" определяют разновидность хлеба и закрепленную за ним цену.
Чек в супермаркете "Мандарин", Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
Тот хлеб на фотографии, что снизу, кассир обозначила как "ржано-пшеничный" и присвоила ему стоимость 27 рублей.
Проблема отсутствия маркировки оказалась почти повсеместной.
Так, крупный супермаркет "Парус" на проспекте 100-летия Владивостоку, который одним из первых начинал развивать собственное производство, до сих пор не для всех видов хлеба обзавелся информативными ценниками и наклейками на упаковке с указанием ГОСТа, состава и срока годности. Например, хлеб "Высший сорт" собственного производства в нарезанном варианте маркировку имел, а целая булка того же вида хлеба была упакована в полиэтиленовый пакет без опознавательных знаков.
Хлеб собственного производства, Фото с места события собственное. Автор фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
Другую негативную тенденцию — наличие исключительно хлеба собственного производства (среди которого еще и ограничен выбор ржаных хлебов), соответственно, отсутствие хлебобулочной продукции производителей, полюбившихся приморцам, — отметили участники экспертизы и покупатели в супермаркете "5+" по адресу Красного Знамени, 86-а.
"5+", Фото с места события собственное. Автор фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
По мнению экспертов, руководство торговой точки тем самым лишает потребителя выбора.
"Фреш 25", который находится по соседству, выгодно отличается от большинства проверяемых торговых точек. Однако и здесь эксперты обнаружили, что сторонние производители представлены не столько широко, как продукция собственного производства, найти срок годности на которой тоже оказалось задачей нелегкой.
Выкладка товара, Фото с места события собственное. Автор фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
На упаковке отмечено, что потребитель может посмотреть дату на клипсе.
Но рассмотреть цифры на пластмассе оказалось невозможно даже экспертам с хорошим зрением.
В поисках срока годности, Фото с места события собственное. Автор фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
Доска с сопутствующей хлебу документацией была скрыта от глаз того самого покупателя, которому адресована.
Доска с сопутствующей хлебу документацией, Фото с места события собственное. Автор фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
Представители магазина объяснили, что это ситуация временная, так как обратная сторона стенда, на котором представлена информация о хлебобулочных изделиях, в преддверии Пасхи используется для продажи красителей для яиц и прочей атрибутики. Обещали, что через неделю все встанет на свои места.
Недоброжелательный "Михайловский", Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
К сожалению,
не все торговые точки доброжелательно встретили представителей общественности.
Некорректным поведением выделился супермаркет "Михайловский" по проспекту 100-летия, администратор которого при поддержке охраны грозилась выгнать журналистов и представителей общественности из торгового зала и вызвать полицию. Неадекватное поведение имело под собой основу – полное незнание закона о СМИ.
Информация о ГОСТе или ТУ в доступном для потребителя месте отсутствовала, выяснить об их наличии или отсутствии не удалось. Позже к экспертам подошел представитель супермаркета, извинившийся за "негостеприимный прием" коллеги и предоставивший номер сотового телефона коммерческого директора, который, по словам мужчины, ответит на все вопросы участников "Экспертизы PM".
От агентства добавим, что, осуществляя проверки таких продовольственных товаров, как молоко, колбаса, салаты, хлеб и других, выявляя нарушения и добиваясь их устранения, "Экспертиза РМ", прежде всего, заботится о здоровье жителей Приморья, развитии экономики, социальной стабильности и продовольственной безопасности.
Экспертиза, Фото с места события собственное. Автор фото: Евгения Кокурина, РИА PrimaMedia
В ходе посещения торговых точек участниками "Экспертизы PM" были закуплены социальные сорта хлеба – "Подольский" и "Кишиневский" различных производителей, опечатаны и отправлены в лабораторию. Подробнее о ходе экспертизы, а также о ее результатах читатели РИА PrimaMedia узнают в ближайшее время.
Справка: Информационное агентство PrimaMedia стало инициатором проведения ряда экспертиз пищевых продуктов в рамках проекта "Экспертиза PM". В частности, в декабре 2011 года тотальной проверке подверглась консервированная сайра местных производителей. Стремясь защитить покупателей Приморья от покупки молочной продукции, не соответствующей заявленным на маркировочной надписи параметрам, в феврале 2013 года РИА PrimaMedia проверило молочную продукцию пяти производителей в независимой лаборатории. Молочная эпопея длилась до августа. Кроме того, в июле-августе 2013 года анализу подвергли вареную колбасу, реализуемую в торговых сетях Приморья. И там результаты были неутешительные.
Эффективность акций РИА PrimaMedia была доказана ранее в ходе проверок молочной продукции, рыбных консервов и кондитерских изделий. После публикаций объективных критических материалов некоторые образцы продукции были изъяты из реализации, проводились совещания на уровне администрации Приморского края.
Подробнее: https://primamedia.ru/news/vladivostok/27.12.2013/326094/personalu-mihaylovskogo-vo-vladivostoke-vinesli-preduprezhdenie-pos.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Есть ли "жизнь" в роллах – экспертиза РМ проверяет кафе и суши-бары Владивостока
Магазины Владивостока продолжают торговать яйцами сомнительного качества
Общественный контроль в виде "Экспертизы РМ" стимулирует общепиты Владивостока
Жители Приморья отказываются от покупки роллов после проведенной экспертизы