Газета "Владивосток"
Фото: РИА PrimaMedia

В День печати листаем первые газеты Владивостока: смешная реклама и масса опечаток

Издания боролись друг с другом и словом, и палками (ФОТО)

Жизнь современного человека сейчас практически невозможно представить без интернета, цифровой ленты новостей, социальных сетей и мессенджеров. Несмотря на трансформацию информационного рынка, газеты, журналы, радио и телевидение не собираются уходить из медиасферы. Незименным остается то, что представители СМИ первыми рассказывают о том, что происходит в городах и селах, помогают решать проблемы, с которыми сталкиваются граждане. Профессиональный праздник 13 января отмечают те, кого уже довольно давно называют представителями четвертой власти. О том, откуда пошел этот праздник, какими были первые печатные издания Приморья и почему в текстах была масса опечаток — в материале ИА PrimaMedia.

Первый профессиональный праздник представители СМИ отметили 5 мая 1922 года, в день 10-летней годовщины выпуска первого номера большевистской газеты "Правда" — это издание было основным ежедневным печатным средством массовой информации КПСС и выходило до 22 августа 1991 года. "День советской партийной печати" отмечался ежегодно именно в мае. Но в 1991 году профессиональный праздник сменил не только название, но и дату.

Согласно постановлению Президиума Верховного Совета РФ, День российской печати "назначили" на 13 января. Установление праздника связано с исторической датой — началом издания первой в России печатной газеты "Ведомости", которая была основана указом Петра I. Именно в этот день в 1703 году вышел в свет номер, носивший название "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах". Газета издавалась в Москве и в Санкт-Петербурге.

Первые 10 лет со дня основания Владивосток обходился без своей газеты. В библиотеках, конечно, имелись многие российские и зарубежные издания, но ни о какой оперативности доставки газет и журналов на далекую окраину речи не шло — доставляли почту сюда через несколько месяцев. Да и о местных событиях в этих изданиях не писали. О том, что Владивостоку нужна своя газета, еще в 1871 году заметил военный губернатор Приамурской области контр-адмирал Александр Кроун, но тогда в городе не нашлось профессиональных издателей и журналистов.

"Только в ноябре 1881 года Николай Соллогуб, телеграфист штаба главного командира портов Восточного океана, был утвержден морским ведомством в должности редактора-издателя газеты "Владивосток". Морское военное министерство выделило ему единовременное пособие в сумме 5 тысяч рублей и плюс к тому назначило ежегодную поддержку в 2 тысячи рублей", — рассказал ныне покойный приморский учёный, журналист и писатель, член Общества изучения Амурского края Иван Егорычев.

Нужное оборудование — печатную машину и шрифты — Николай Соллогуб привез из Одессы, 17 апреля 1883 года городские обыватели впервые получили свою собственную газету. Она, по словам Егорычева, была вполне демократичной. Сам Соллогуб в программной статье писал: "Выпуская в свет первый номер нашей газеты, мы освобождаем себя от широковещательных программ. Скажем коротко: сделаем, что можем. Столбцы газеты открыты для всякого правдивого слова, ведущего ко благу края". Все первые годы выпуска "Владивостока" Соллогуб был в издании не только редактором, но и журналистом, корректором и типографским работником.

1 / 3

Отметил полемичность газет дореволюционного времени и член Общества изучения Амурского края Иван Егорычев: "Их соперничество порой принимало нешуточный размах, издания не стеснялись в выражениях по отношению друг к другу. Порой доходило и до "разборок" как в судебных инстанциях, так и с помощью физической силы. Так, в октябре 1911 года к редакции одной из газет подъехал мужчина, который палкой разбил стекла во входной двери. Сотрудники офиса опознали в нем работника конкурирующего издания".

"Сотрудники ныне существующих изданий никакими идеями друг с другом и с обществом не связаны, ни от каких кружковых мнений и взглядов не зависят и никакой дисциплине не подчиняются. В большинстве случаев — это безграмотные недоучки, потому попавшие в газеты, что ни к какой другой деятельности не способны. Вознаграждение, получаемое ими из редакции, редко достигает 100 рублей в месяц, а потому, в целях увеличения заработка, они сплошь и рядом прибегают к шантажу. Собственники изданий смотрят на это “сквозь пальцы”, ибо “для поправления дел” и сами нередко прибегают к тому же источнику" (Из секретного доклада полиции в дореволюционные годы, предоставленного В. Агаповым)

В 1914 году во Владивостоке насчитывалось порядка 11 газет, но выходили регулярно всего шесть. Но не все пережили Первую мировую войну — большинство газет были либо закрыты местными властями за оппозиционность, либо прекратили существование из-за нехватки средств у издателей.

В 1917 году, когда произошла Февральская революция, во Владивостоке выходили всего две газеты — "Дальний Восток" и "Далекая окраина".

1 из 21

Потом был период нового рассвета журналистики — период гражданской войны. В это время был хаос, учитывая недолговечность и слабость власти, во Владивостоке были десятки газет — правые, левые, монархического толка. Тогда на дальневосточную окраину приехало большое количество творческой интеллигенции — писателей, поэтов, журналистов, учителей, врачей, то есть было достаточно людей, готовых сотрудничать с газетами, но у газет, в свою очередь, не было денег, да и существовал дефицит бумаги.

2115940.jpgВладивосток газетный: "Инглишменская газета", или "Далекая окраина" и предприниматели

Одно из самых ярких СМИ начала XX века заслуженно пользовалось успехом у читателей и часто меняло "политику редакции" в пользу инвесторов

По словам экспертов, первые газеты по качеству бумаги и печати тогда были гораздо хуже. Довольно долго не печатали фотографии, вместо них статьи иллюстрировались картинками, причем довольно четкими. Были и опечатки, причем в большом количестве — буквы местами переставляли, и строчки. Но зачастую это происходило по невнимательности наборщиков текста. А вот сами тексты были вполне литературными, читать их интересно и сейчас.

В 20-е годы прошлого столетия появляются большевистские газеты вроде "Красного знамени".

Кстати, Маркеловский переулок во Владивостоке (по фамилии владельца этого участка) впоследствии получил название Краснознаменного — именно в честь газеты "Красное знамя".

"Советская журналистика, по моему мнению, была построена для просвещения и формирования положительного образа общества и гражданина. В этом был ее плюс. Более ранние газеты были нацелены на информирование. Любая дореволюционная газета Владивостока производит впечатление прессы для интеллигенции, потому что газеты для рабочих были даже по формату раза в три меньше. Современная пресса нацелена на информирование и развлечение, газеты переходят в формат таблоидов, чтобы их удобнее было читать. Но все равно их мало кто покупает, потому что новости все могут посмотреть в Интернете. Интересны только издания-гиды, глянцевые журналы", — посетовал Вадим Агапов.

2093328.jpgВладивосток газетный: как в прошлом веке сбывали контрафакт и делали псевдожурналы

Цикл очерков, посвящённых газетам начала XX века, начинает кандидат исторических наук, доцент ДВФУ Вадим Агапов

Приморские журналисты вспоминают, что раньше могли запросто позвонить любому чиновнику и задать прямой вопрос, а сейчас все чаще натыкаются на фразу "все через пресс-службу".

"Были годы, когда с журналистами еще разговаривали, и первый мой вызов на ковер был связан с публикацией в "Огоньке" нашей с коллегами телеграммы о том, что "коллективу краевого комитета по телевидению и радиовещанию слишком мало выделили экземпляров журнала для подписки". Потом "воспитывал" губернатор Евгений Наздратенко. Часа четыре объяснял нам с коллегами, что хватит "гнать чернуху о Приморье в центр". Наивный, он реагировал на СМИ! Тогда никто и предположить не мог, что лучшая позиция для губернатора — не замечать", — писала в "Новой газете" журналист Ольга Журман.

Главный редактор "Новой газеты во Владивостоке" Андрей Островский считает, что отмечать День печати 13 января честнее, чем 5 мая. Но все равно праздник остается в тени других дат — Первомая и 9 мая, Старого Нового года. По его мнению, День печати более объединяет журналистов, чем, например, День радио или телевидения.

Андрей  Островский
Андрей Островский

главный редактор "Новой газеты во Владивостоке"

Автор фото: РИА PrimaMedia

При активном участии генерального директора ООО "Прима Медиа" Виктора Суханова мы создали краевую организацию Союза журналистов, и в прошлом году губернатор Приморья вручил награды 15-ти лучшим журналистам, которых выбрали. Среди них не было сотрудников "Золотого Рога", "Конкурента" или других владивостокских изданий. Определяя лучших по профессии, мы умышленно сделали акцент на работе журналистов из районной прессы – вот где самый тяжкий труд.

Согласно данным исследования, проведенного по заказу департамента информационной политики Приморского края, по большей части изданий, выпускаемых в муниципалитетах, ударил экономический кризис. Многим редакциям в условиях падения тиражей, доходов от рекламы и увеличения затрат на печать пришлось сокращать кадры.

С 2015 года редакции СМИ могут на конкурсной основе получить субсидии из краевого бюджета на реализацию социально значимых проектов. Помимо того, пресса выживает за счет договоров на информирование о деятельности администрации региона и муниципальных образований, депутатов Законодательного собрания. Помогают и целевые субсидии и дотации на полиграфические услуги, распространение, обучение сотрудников, техническое переоснащение редакций.

1 из 12

Когда-то в Приморье в честь профессионального праздника представителей СМИ проводили настоящие балы при губернаторе, на который приглашали элиту местной журналистики, кто писал, снимал, готовил репортажи о жизни региона и создавал его историю.

"Мне довелось участвовать в журналистских губернаторских балах несколько раз. По мне, так это очень хорошая возможность надеть вечерние платья, которые мало где еще можно показать. Мне особенно запомнился один бал, где я танцевала с вице-губернатором Александром Костенко. На мне было бархатное платье с глубоким декольте. Одна проблема была — некуда засунуть сотовый телефон. Тогда они еще были очень маленькие, и я ничего лучше не придумала, чем положить его в декольте. Из-за особенностей моего телосложения он туда с легкостью провалился. Но в середине танца телефон начал звонить. Вице-губернатор был удивлен и с тех пор всегда очень нежно смотрел в мою сторону, — рассказывает журналист Лада Глыбина. — То, что сегодня нет больше балов, я считаю упущением. Теперь почти негде завести неформальные отношения с первыми лицами, а это вредит журналистской деятельности. Конечно, именно сегодня устраивать "пир во время чумы" не очень красиво. Но все равно, неформальное общение необходимо. И форма новогоднего бала могла бы быть красивым и нужным мероприятием, если проводить его без помпы".

14099
Общество