"1 марта вступил в силу закон "О полиции", но в принципе ничего не изменилось. В районных отделах работают все те же милиционеры, перед которыми стоят прежние задачи. В законе о полиции ставится задача привлечь специалистов с новым мышлением, но таких пока нет. Более того, нет положения о прохождении службы в полиции, и эта неопределенность настораживает тех, кто хочет продолжить работу в органах после переаттестации", - отметил Юрий Оборин.
Как считает эксперт, недостаточно укреплено такое важно звено в деятельности правоохранителей, как работа участковых милиционеров.
"Уполномоченный участковый, чтобы закрепиться на месте, должен знать своих подопечных в лицо, должен жить на участке, а у нас сегодня 60 % участковых не живут на своих участках. Более того, в их распоряжении даже нет помещений, где они могли бы проводить работу с населением. Раньше была такая хорошо зарекомендовавшая себя форма работы, как опорные пункты милиции, которые открывались в каждом районе города, там собиралась общественность, туда гражданин мог прийти, чтобы подать заявление, поговорить с участковым. Таких пунктов сейчас нет. В сельской местности, в соответствии с законом, участковый должен иметь машину, но этого тоже нет. Сегодня в Приморском крае автомобиль в дежурной части райотдела милиции получает на смену 10-15 литров бензина - куда она может поехать? Если бы милицию обеспечили всем необходимым, она могла бы работать лучше, и не надо было бы ничего переименовывать. На новые вывески, печати, бланки полиции уйдут миллионы рублей, эти средства можно было использовать лучшим образом", - считает Оборин.
По мнению экс-начальника краевого УВД, в настоящее время правоохранительные органы не готовы к переходу в новое качество.
"Я пока не могу понять, зачем так резко надо было вводить закон о полиции. Можно было укрепить существующую милицию, дать ей все рычаги, поднять на более высокий уровень аттестацию, которая проводилась и раньше. С другой стороны, если желание проводить реформу было настолько сильным, нужно было сначала утвердить на уровне законодательных органов бюджет, положение, финансирование, а потом уже вводить в действие закон о полиции. В настоящее время, по моему мнению, правоохранительные органы не готовы к переходу в новое качество", - сказал полковник милиции.
Изменение названия еще не означает, что само собой произойдет изменение содержания работы полиции, считает эксперт.
"В свое время так произошло с ГАИ, которое переименовали в ГИБДД, но с введением нового названия ничего не поменялось. В новом законе прописано, что полицейский должен быть вежливым, внимательным, культурным. Но закон милиции тоже гласил: милиционер должен быть вежливым, внимательным, чутким. Видимо, дело не в названии, а в самих людях, в уровне решения их социальных проблем. Сегодня говорят, что у полицейского будет зарплата 45 тысяч рублей. Но не говорят, откуда возьмутся деньги на решение всех вопросов, связанных с материальным обеспечением работы полиции, как полицейский будет отдыхать, как будет лечиться, какие у него будут условия службы. Чтобы привлечь подготовленного специалиста, ему нужно предложить достойный социальный пакет. Если говорить о целесообразности сокращения личного состава, то она тоже вызывает сомнение. И не следует забывать, что в Приморье на протяжении многих лет хронически не хватает сотрудников в райотделах, потому что в местных бюджетах нет свободных средств для привлечения специалистов", - сказал Юрий Оборин.
По его мнению, успех реализации закона "О полиции" во многом будет зависеть от участия в работе правоохранительных органов общественных организаций.
"При старой милицейской системе было много общественных формирований, которые занимались правовым воспитанием населения, работали нештатные сотрудники, добровольная народная дружина, а сегодня получается, что охраной общественного порядка должна заниматься одна полиция, а милиция общественной безопасности ликвидируется. Я считаю, это неправильно, нужна не только криминальная полиция, но и структура, которая подчинялась бы муниципальной власти, финансировалась из местного бюджета и решала задачи правового воспитания населения, занималась профилактикой правонарушений.
В целом в новом законе многое прописано правильно, но сможет ли местная власть выполнить эти положения, хватит ли средств, это пока неизвестно. При ГУВД Владивостока, как и в других муниципальных образованиях, создан общественный Совет, в который вошли люди с большим практическим и жизненным опытом. Мы будем в меру сил и возможностей помогать органам полиции в проведении реформы правоохранительных органов", - заключил Юрий Оборин.