Первый резидент ИНТЦ "Русский" запустит производство российских глюкометров и тест-полосок
15:33
Три браконьера из Приморья осуждены за незаконную добычу трепанга
15:06
На Дальнем Востоке открыт новый авиатерминал
14:58
Приморцы проводят онлайн-встречи и вебинары до полуночи
14:56
Микрорайон Снеговая Падь во Владивостоке станет комфортнее: что запланировано на 2025 год
14:49
Очарую Змею и родню 1 махом: от этих подарков на Новый год запищат даже привереды
14:20
В Уссурийске женщину из заброшенного дома направили на реабилитацию
13:53
Новые "Эмоции" появляются у Владивостока
13:44
Работающие пенсионеры Приморья получат прибавку к пенсии в 2025 году
13:28
Зима диктует правила: температурные "качели" и волны холода в Приморье – прогноз
12:59
Туриндустрия ждёт запуска российского поезда "Владивосток – Гродеково – Суйфэньхэ"
12:42
В Находке баржа "Катамаран 1" частично ушла под воду
12:24
ДРСК завершила реконструкцию ЛЭП в Приморье по программе МиРЭК
12:15
Неосторожное курение привело к смертельному пожару в Приморье
12:11
Россия нарастила объем и долю поставок рыбных филе и фарша на экспорт, потеряв в стоимости
12:05

Обновленная Приморская картинная галерея откроется в июне – Алена Даценко

О том, как после ремонта будет выглядеть художественная сокровищница края, рассказала ее директор (ВИДЕО)
2 июня 2014, 10:40 Общество

Приморская картинная галерея готовится к своему открытию после длительного ремонта. О том, что нового ожидает ее посетителей, как взрослых, так и юных, какие экспозиции будут постоянными и какие станут регулярно сменными, а так же о многом другом в ходе прямого эфира PrimaMediaLIVE рассказаладиректор Приморской государственной картинной галереи Алена Даценко.

- Что в прошлом году стало самым заметным изменением в жизни Приморской картинной галереи?

- Наконец-то закончился самый длительный в нашей истории (по крайней мере, за последние 18 лет) ремонт, во время проведения которого наша галерея, по сути дела, на десятилетие выпала из культурной жизни края. Выставочная, да и научная деятельность была парализована, потому что даже сотрудникам не был обеспечен доступ ко всем имеющимся у нас коллекциям. К счастью, сейчас все уже позади, и ко дню рождения Приморской государственной картинной галереи, которое отмечается 29 июня, планируется открыть в ней постоянную экспозицию "Русское искусство XVIII-го - начала ХХ веков", а так же "Западно-Европейское искусство". И любители искусства из Владивостока и Приморья снова смогут увидеть многочисленные шедевры, которые у нас хранятся.

- За прошедшее десятилетие какие-нибудь картины пострадали или вам удалось все сохранить в целости?

- В этом плане у нас все отлично, потому что даже проходившая в период ремонта серьезная проверка всей фондовой коллекции не выявила никаких нарушений с нашей стороны. Отсутствует только работа, которая была украдена в ходе вооруженного нападения еще в конце 1990-х годов и до сих пор находится в розыске. Также отсутствовала еще одна картина, но она находилась на реставрации в Центре имени Грабаря. Впрочем, сейчас она уже возвращена в галерею.

- В тот период, насколько мне известно, вы являлись главным хранителем галереи.

- Да, поскольку была назначена на эту должность именно в 2004 году. Под моим контролем проходила перевозка фондов в выставочный центр на Партизанском проспекте. Но уже за пять первых месяцев экспонирования мы убедились, что выставлять там коллекцию не представляется возможным. Дело в том, что холсты привыкают к определенным местам и очень чувствительны к переменам. Поэтому когда привозишь работы на выставку в другой регион, их нельзя распаковывать сразу, важно чтобы они привыкли к новым условиям (в первую очередь, к климатическим особенностям: температуре, влажности и т.п.). И как только мы убедились, что на Партизанском проспекте экспонировать коллекцию невозможно, было принято решение перевести картины снова в помещение на Алеутской, и там их законсервировать. Конечно, время от времени кое-что мы все же экспонировали и на Партизанском проспекте, но, в основном, выставочная деятельность осуществлялась за счет выставочных проектов извне.

- А много у вас реставраторской работы при подготовке галереи к открытию?

- Безусловно, потому что вся коллекция (а в нашей экспозиции будет около 250 полотен) должна быть приведена в надлежащее состояние. И этим сейчас занимаются специалисты высокого уровня, включая двух реставраторов по живописи. Светлана Антоновна Плешивцева, реставратор первой категории, работает в Приморской галерее более 40 лет и в сентябре 2013 года была делегатом первого международного съезда реставраторов, а Анна Геннадьевна Калмыкова, реставратор второй категории, сейчас готовится к аттестации. Также во время ремонта мы создали мастерскую по реставрации графики, и теперь у нас в штате еще один реставратор – Евгений Александрович Босов, выпускник нашей Дальневосточной академии искусств.

- К открытию галереи планируете показать картины, которые находились в запасниках и никогда до этого не экспонировались?

- В основном, в экспозиции будут представлены картины Боровиковского, Репина, Рокотова, Айвазовского, то есть те, что уже регулярно выставлялись в нашей галерее. Мы хотели выставить и картину Кандинского, но, к сожалению, сделать пока этого не сможем, потому что она в составе экспозиции Государственного Русского музея "Кандинский и Шаманов в искусстве" отправляется в международный тур. Зато будет представлена картина Марка Шагала "Портрет брата Давида с мандолиной", которая очень полюбилась приморцам. Гости галереи даже оставили в книге отзывов потрясающие по своей искренности эмоциональные сообщения во время ее экспонирования в рамках проекта "Одна картина" в августе прошлого года. Кстати, реализация этого проекта порадовала нас тем, что у нас немало образованных людей, которые любят, понимают искусство и хотят поскорее увидеть нашу постоянную экспозицию. Причем, многие помнят свои посещения галереи в школьные времена, когда их водили сюда учителя и вожатые, и даже помнят, где висели те или иные картины.

Кроме этого, мы сейчас реконструируем экспозицию древнерусского искусства, чтобы выстроить всю экспозицию галереи более логично. В связи с этим в галерее будут впервые выставляться плащаницы, которые все это время находились в запасниках из-за невозможности их выставить. Мы приобрели специальные панорамные витрины, позволяющие при сохранении определенного климат-контроля экспонировать произведения древнерусского искусства.

- Во сколько обошлось галерее новое оборудование?

- Оно обошлось нам почти в 2 млн рублей. Помимо двух больших панорамных витрин были закуплены точечные витрины под размещение серебряных изделий XIX века и современные подвесные системы, рассчитанные под определенный вес картин.

- Как сейчас обстоит дело с обеспечением безопасности галереи?

- В настоящее время она оснащена самыми современными системами, обеспечивающими безопасность экспонатов. Определены зоны доступа к картинам, и в случае перехода их границы срабатывает сигнал тревоги для военизированной охраны.

- Сейчас многие галереи во Владивостоке или уже закрылись, или, образно говоря, их владельцы сидят на чемоданах. Каково ваше отношение к этому?

- Чем больше выставочного пространства (музеев и галерей) в городе, тем это лучше для его жителей, поскольку предоставляет им возможность стать культурными членами современного российского общества. Поэтому хотелось бы, чтобы подобные проблемы у наших коллег успешно разрешились. Да и у нас желательно чтобы их было поменьше. Раньше, к примеру, в нашей картинной галерее были выставочные залы для временных экспозиций, а сейчас в связи с увеличением экспонатов они используются в качестве фондохранилищ. Таким образом, возникли проблемы с реализацией выставочных проектов, в том числе и с организацией персональных выставок художников. И очень радует, что при поддержке департамента культуры краевой администрации нам в настоящее время передаются площади, которые прежде занимали наши соседи из Сбербанка.

- Сколько потребуется времени и средств для переоборудования этих помещений под выставочные залы, где как раз и будут проходить выставки наших художников?

- После передачи помещений на это уйдет около года, а может быть и меньше. Потребуется, конечно, провести небольшой ремонт, но средств на это понадобится не так уж много, поэтому надеемся данную проблему достаточно быстро решить. Кстати, и выставочный зал на Партизанском проспекте сейчас обновляется. Причем, не на бюджетные деньги, а благодаря финансовой помощи одного из меценатов. Кроме того, есть очень интересные музейные проекты, которые мы можем принять, создав им необходимые условия для размещения. Именно поэтому экспозиция Западно-Европейского искусства у нас будет, так сказать, съемно-разъемной: после ее демонтажа в зале разместятся, к примеру, литографии Ивана Ивановича Шишкина из красноярского художественного музея имени Сурикова, а затем "Мадонна" Рафаэля, которую нам привезут из Нижнего Тагила. Но после этого экспозиция Западно-Европейского искусства опять займет свое прежнее место. Также мы намереваемся провести в галерее выставку картин Николая Константиновича Рериха, юбилей которого мы таким оригинальным образом и отметим.

- А другие выставки вы тоже будете проводить в зале Западно-Европейского искусства?

- Нет, большинство других выставок пройдут в обновленном выставочном зале галереи на Партизанском проспекте.

- Как обстоит в дело в Приморье с современным искусством?

- Я думаю, что не все так уж плачевно. Просто необходима консолидация сил для его развития и продвижения в крае. У нас есть очень интересные авторы, которые достаточно востребованы. Но талантливую молодежь необходимо поддерживать. Кстати, часть работ молодых приморцев в ближайшее время покажут жителям Санкт-Петербурга на одной из выставок современного российского искусства. Да и во Владивостоке  планируется чаще знакомить горожан с современным искусством. Правда, создать постоянно действующую экспозицию на острове Русском будет пока достаточно сложно, так как для этого необходимы специализированные помещения, которых в настоящее время там попросту нет. Да и не каждый сможет туда прийти, а в центр города приехать в выходной день совсем несложно.  

- А каким образом можно привлечь молодых художников в Приморскую картинную галерею?

- Сейчас многое делается для того, чтобы посещение музеев стало все более модным и привлекательным. В первую очередь, для молодежи. Она не должна видеть в музеях нечто похожее на шкаф с забытыми старинными вещами. Музеи должны меняться вместе с обществом, и если в них появится больше интерактивных приложений, то это привлечет внимание не только студентов, но и школьников. В частности, к открытию Приморской картинной галереи мы готовим контенты к выставляемым произведениям. В том числе электронное приложение "Маугли", которое можно будет бесплатно скачать себе на мобильный телефон, чтобы получить дополнительную информацию о картинах, которые у нас есть.

Также мы намерены разработать электронные приложения к экспозициям, чтобы посетители смогли узнать гораздо больше того, что обычно дается им во время проведения экскурсии. Причем, для различных возрастных категорий граждан. Впрочем, все это ни в коем случае не вправе отодвигать общение с подлинным искусством на второй план, потому что ни одна интерактивная выставка не может заменить собою экспонируемый в музее или галерее шедевр. Тем более, если его при желании можно подробно рассмотреть.

- Как вы думаете, нужен ли Владивостоку филиал Эрмитажа, и какой будет судьба картинной галереи после открытия здесь подобного филиала?

- Во Владивостоке будет открыт один из двух Центров Эрмитажа в России. Он должен стать для нашего города дополнительным притягательным брендом. В Центре будут размещаться экспонаты из фондов Эрмитажа, с которыми далеко не всегда могут ознакомиться даже жители Санкт-Петербурга. Причем выставки будут проходить в течение трех-четырех месяцев, а затем экспозиция будет полностью обновляться. Сюда же с выездными лекциями станут приезжать и ведущие специалисты Эрмитажа.

Кроме этого, Центр Эрмитажа разместится во Владивостоке на базе Приморской картинной галереи. Хотя часть экспозиций будет размещаться непосредственно в помещении Центра по Светланской, 38 и 42 (эти исторические здания будут выделены именно Центру Эрмитажа). Потому что из-за нехватки помещений в Приморской картинной галерее мы сможем там размещать только какие-либо временные выставки, а, к примеру, организовать постоянно действующую выставку даже приморского искусства возможности не имеем. Кстати, на Светланской, 38 и 42 помимо экспозиционного зала будут также творческие мастерские и ресурсный центр для детско-юношеской аудитории. Поэтому появление Центра Эрмитажа во Владивостоке мы только приветствуем.

- Каковы планы Приморской картинной галереи на ближайший год? Произведения кого из великих художников мы сможем увидеть в ближайшее время?

- О работе Рафаэля "Святое семейство" и литографиях Ивана Ивановича Шишкина, которые мы привезем во Владивосток, я уже вам говорила. Работы других известных художников, которые и сегодня работают, мы постараемся обязательно представить в нашей галерее после того, как окончательно решится вопрос с дополнительными помещениями.

- А вы не собираетесь вывозить на заграничные выставки произведения из основных фондов Приморской картинной галереи?

- Мы бы с радостью. Но вывоз музейной коллекции всегда предполагает немалые затраты, в том числе и для принимающей стороны. Кстати, сейчас мы работаем над выставочным проектом с художественным музеем китайского портового города Нинбо. А именно над размещением там произведений советской графики, имеющейся в нашей галерее. Мы начинаем именно с этого, потому что живопись гораздо сложнее перевозить. Хотя и ее мы, к примеру, экспонировали на выставки в Японии. Вообще, нам проще сотрудничать с музеями Азиатско-Тихоокеанского региона, потому что Европа уже давно сотрудничает с такими российскими музеями, как Эрмитаж и Русский музей. Но как раз именно они формируют свои выставки с учетом региональных музейных фондов, поэтому шедевры, хранящиеся, к примеру, в Приморской картинной галерее (в частности, произведения Марка Шагала, Козинского, Попова) регулярно экспонируются в лучших музеях мира.  

- Кто из владивостокских художников выставлялся у вас больше остальных?

- За последние 10 лет, к сожалению, у нас не так много было персональных выставочных проектов приморских художников. Поэтому, начиная с сентября 2013 года, мы стараемся как можно в большем объеме показать именно наш кластер. Ведь приморское искусство очень интересное и разнообразное. В частности, мы провели ретроспективную выставку Василия Никаноровича Доронина, которого, к сожалению, уже нет с нами, но его творчество мы все хорошо помним. Он мало выставлялся при жизни, поэтому даже для специалистов данная выставка стала неким открытием. Также мы организовали и провели выставки Сергея Горбачева и Ильяса Зинатулина.

- Что вы планируете выставлять, так сказать, на потребу публике?

- Конечно, в нынешних условиях галерея ни в коей мере не должна отказываться и от проведения коммерческих проектов. Именно поэтому в прошлом году мы организовали выставку Никаса Сафронова. Нечто подобное планируем осуществлять и впредь, но все-таки нам хотелось бы организовывать, в основном, художественные проекты. В том числе и  мастер-классы для учащихся художественных школ непосредственно в ходе проведения персональных выставок художников. Эта идея была нами реализована на выставке Сергея Горбачева: десятки юношей и девушек из художественного училища и Академии уходили после мастер-класса с таким позитивным настроем, что мы решили эту практику продолжить.

- Почему у вас такой неудобный график работы в будние дни?

- Мы сейчас работаем над этой проблемой, и в будущем в один из будних дней собираемся продлить часы посещения галереи до 20.00, чтобы те, кто не имеет возможности посетить наш музей с 10.00 до 18.00, смогли при желании сделать это до 20-00. Это практика мировая, прижившаяся в Москве и ряде других российских городов, и мы ее примем на вооружение.

- Насколько легок на подъем коллектив вашей галереи?

- У нас разновозрастной коллектив, но абсолютное его большинство прекрасно понимает, что музей должен с течением времени меняться. Правда, есть в нашей среде и консерваторы в хорошем смысле слова. К ним принадлежат, в частности, реставраторы, которые считают, что старинные произведения искусства нужно переносить с места на место как можно реже. И они, безусловно, правы, но в связи с отсутствием необходимых выставочных площадей нам все-таки время от времени придется это делать, чтобы познакомить владивостокцев и гостей города с произведениями, хранящимися в наших фондах.                         

 - Что бы вы хотели пожелать многочисленным поклонникам искусства из Владивостока и других населенных пунктов края, которые уже соскучились по любимым экспозициям Приморской картинной галереи?

- Я бы хотела пригласить всех в нашу галерею, где можно будет увидеть и постоянные экспозиции, и наши выставочные проекты, а так же поучаствовать в мастер-классах и других мероприятиях. Информацию об этом можно получить со страниц приморских СМИ и нашего сайта. Безусловно, мы работаем для Вас, уважаемые любители русского и зарубежного искусства, и постараемся в меру наших сил сделать Владивосток мощным культурным центром российского Дальнего Востока. Мы всегда готовы рассмотреть любые Ваши предложения и пожелания с тем, чтобы Приморская картинная галерея стала ближе к нашим зрителям. Добро пожаловать в наши залы сразу после открытия галереи и сейчас на временные выставки. Мы всем очень рады!

17547
43
37