Исторические здания, которые формируют центры многих российских городов, могут и должны оставаться теми "точками", вокруг которых создается современная комфортная городская инфраструктура. Адаптация же зданий-памятников к нынешним условиям – очень сложная профессиональная задача, это один из основных векторов градостроительной мысли. Такой взгляд на проблему сохранения и использования "исторического фонда" высказывают ведущие московские архитекторы и эксперты, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на информацию ряда СМИ и интернет-ресурсов.
По мнению эксперта в области градостроительства, специалиста по охране культурного наследия и теории консервации Натальи Душкиной, "стрелка" (в вопросе современного существования архитектурных памятников – ред.) должна быть переведена на сохранение ценностей, на адаптацию к современным потребностям, а не на разрушение.
"Я категорически не согласна с тем, что Москва - это город, существующий только ряди памятников и наследия. "Памятники" и "наследие" – прежде всего, для людей, это социальная проблема. Это разговор о том, какими люди вырастут. Книги написаны на тему, какими люди вырастают на окраинах, и какими они вырастают в центре города. Наследие - это колоссальный воспитательный, дидактический и образовательный инструмент", - заявила эксперт в ходе публичной дискуссии на тему "Реконструкция города: прошлое в будущем", которую проводил портал "Полит.Ру".
Не меньший интерес вопросы сохранения и использования исторической застройки вызывают и у действующих, "актуальных" московских архитекторов. По мнению руководящего партнера архитектурного бюро SPEECH Сергея Чобана, если сложилась яркая историческая застройка, то можно позволить себе контрастный, острый и основанный на очень современном понимании архитектурной пластики объем.
"А вот если такую среду нужно только создавать, то здесь, скорее, надо работать более тонкими методами, создавая структуру фасада и обрамление для будущего здания, которое станет жемчужиной в этом обрамлении", - заявил в интервью сетевому изданию m24.ru архитектор.
Как отмечает Чобан, все изменения в сложившуюся застройку – будь то строительство новых объектов или же изменение существующих зданий – необходимо вносить с учетом того, что получившаяся "новая" застройка могла органично "стареть" - то есть все элементы со временем должны приходить в некое "архитектурное единство".
Отметим также, что тенденция "сохранить не только историческое здание, но и его функцию" в последние годы сильно проявляется в реальных проектах реставрации и реконструкции памятников Москвы.
Готовится к реставрации "с приспособлением к современному использованию" здание кинотеатра "Форум" (фото), недавно признанное памятником архитектуры. Проект, разработанный архитектурным бюро "Проект Меганом", предполагает восстановление исторической части здания, а также строительство нового премьерного зала и паркинга в габаритах исторического здания.
В настоящее время от исторического объема здания сохранился главный фасад, построенный в стиле неоклассицизма, и фойе. Эта часть здания будет полностью восстановлена, а рядом с ней, согласно утвержденному проекту, появится новый объем с кинозалом и выставочными помещениями. Новая часть кинотеатра будет иметь три-четыре наземных этажа, а также подземных уровней.
Уже в октябре 2013 года должны завершиться реставрационные работы в Доме культуры им. Русакова, в котором находится театр Романа Виктюка. Сейчас в здании демонтируются поздние перегородки и двери, начаты работы по реставрации фасада и монтажу алюминиевых витражей.
Отметим, что ДК им. Русакова – всемирно известный памятник архитектуры. Клуб был построен в 1927-1929 годах по проекту выдающегося архитектора-авангардиста Константина Мельникова. Здание по форме напоминает огромную шестеренку. Это первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трех зубцах-выступах. При строительстве клуба Мельниковым были применены прогрессивные для своего времени технологии: железобетонный каркас, система трансформируемых перегородок, стеклянные окна-стены в зрительном зале.
Между тем целый ряд культурных и исторических зданий Москвы уже благополучно прошел через реставрацию и реконструкцию. К таким объектам прежде всего следует отнести Большой театр, где работы продолжались с 2005-го по 2011 год. Итоги реконструкции вызвали большой резонанс в культурном обществе. Тем не менее, внутреннее убранство Большого театра было восстановлено в оригинальном виде, сцены оснастили современным оборудованием, а пространство расширили.
Примеру "Большого" готовы следовать и другие "знаковые" столицы. По задумке художественного руководителя Театра им. Ермоловой Олега Меньшикова, из одного из старейших московских театров сделают аналог европейского культурного центра со специализированной школой, библиотекой и кинозалом. Он станет своеобразным английским клубом, в котором будут проходить выставки, перформансы и модные показы.
Также и кинотеатру "Художественный" вернут облик, который придал ему архитектор Федор Шехтель в 1912 году. В процессе реставрации будет восстановлена оркестровая яма. Это даст возможность проводить в "Художественном" концерты и показывать кино в сопровождении живой музыки. Еще один небольшой кинозал появится на втором этаже. На третьем этаже разместится Музей кино, у которого в данный момент нет собственной территории. Ремонт должен начаться в 2013 году и закончиться в 2014-м.