Перенасыщенность рынка пит-стопов во Владивостоке диктует предпринимателям новые правила игры, уверена директор Coffee Homies. Удержаться на плаву и сохранить клиентов можно только с помощью качества еды и напитков, обученного персонала и правильного оформления "точки". О том, как сохранить и расширить свой бизнес председатель Клуба молодых предпринимателей, владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа в рамках проекта "Бизнес 2.0" на PrimaMediaLIVE беседует с директором автокафе "Coffee Homies" Яной Гончаровой, сообщает РИА PrimaMedia.
- Расскажите о своем бизнесе.
- Мы представляем недавно появившееся в Приморье направление – стрит-фуд. Занимаемся продажей качественного фаст-фуда и кофе. Ритм жизни современного города диктует свои правила. Время – деньги. Все бегут, спешат, порой настолько, что даже поесть некогда.
- Первые точки, которые появлялись во Владивостоке, имели колоссальную рентабельность, пока их количество не стало резко расти. Действительно ли был огромный спрос, и люди очень быстро зарабатывали?
- Да, как только стали появляться авто-кафе и пит-стопы, спрос был сумасшедшим. Очереди стояли огромные. Это был непрерывный нон-стоп.
Сегодня этот рынок уже перенасыщен. На том же Фуникулере стоит очень много точек, и они сменяют друг друга чуть ли не каждый месяц.
- А в Артеме, Находке, Уссурийске не так занята эта ниша?
- Находка уже подходят "к краю", а в Артеме мало качественных мест. Там, мне кажется, все застыло в "девяностых" - чебуреки и пян-се. В Уссурийске тоже пока какой-то свой отдельный мирок.
- В чем заключается ваша бизнес-модель?
- Мы готовим сами, из качественных продуктов и прямо на месте. Это полноценная кухня, только площадь меньше. Все чисто, согласно санитарным нормам. Это тот же ресторанчик, только размер меньше.
- Основной страх, с которым сталкиваются автолюбители – это качество еды. Как обстоят на этом рынке дела? Насколько ответственно те, кто занимается этим бизнесом, подходят к вопросу качества?
- Не могу сказать за всех, но у нас нет залежалой продукции. Мы ежедневно делаем заявки поставщикам. У нас идет непрерывный оборот. Я знаю, есть много мест, где за этим не добросовестно следят. Но я уверена, на этом рынке главное – качество.
- Вход на рынок затратный?
- Нет, среднестатистический предприниматель может себе это позволить. Это намного дешевле, чем открыть полноценное кафе.
- А надзорные органы контролируют вашу деятельность?
- Конечно. Все так же, как и в кафе.
- Является ли ключевым моментом для успешного развития вашего бизнеса его местоположение?
- Это один из ключевых моментов, но главное - качество. Точку можно поставить и не в очень проходимом месте, но если тебя уже запомнили и знают, что здесь вкусно и безопасно, то приезжать точно будут. Нужно заработать репутацию.
- Почему на Фуникулере точки так часто сменяют друг друга?
- Я думаю, там уже есть определенные пит-стопы, которые завоевали клиентов. Если мы посмотрим на ту же CoffeeMania, то по меркам пит-стопа они готовят достаточно долго, готовят как в ресторане. И у них постоянно очереди, люди ждут. А многие, кто ставятся, на мой взгляд, часто начинают бизнес с мыслью "лишь бы продавать".
Встали и думают, что раз поток людей большой, то можно продавать по принципу "лишь бы как" и сразу заработать кучу денег. Но это же не так. Поэтому люди не выдерживают, тем более аренда растет.
- К саммиту АТЭС все ларьки сносили, а спустя какое-то время они вновь стали появляться. Это муниципальные земли или частные?
- По-разному. Бывает, что договариваешься с городом, бывает – с частным лицом. Мы изначально выбираем место, которое нам интересно, и ищем его хозяина.
- Ваш рынок насыщен. Как сделать так, чтобы клиент вас запомнил?
- Во-первых, это реклама. Когда ставится новая "точка", мы обязательно всем выдаем скидочные карты, привлекаем промоутеров. Также на других действующих точках проводим рекламные акции, чтобы люди знали об открытии нового пит-стопа.
- Насколько важно внешнее оформление пит-стопа для привлечения клиентов?
- Очень важно.
Во Владивостоке много пит-стопов, поэтому и потребители искушенные. Внешнее оформление порой может сыграть решающую роль.
Пит-стоп люди расценивают как полноценное кафе. Раньше особого значения не имело, растворимый ли кофе продали либо вареный, вкусный ли он или нет – взяли и поехали. А теперь чуть стоит что-то не так сделать, люди тут же замечают. Все мелочи важны.
- Дизайном сами занимаетесь?
- У нас в штате есть дизайнер.
- Кризис повлиял на покупательскую способность людей?
- Когда кризис только начался, продукты подорожали, все цены стали задирать, а нам невыгодно поднимать, потому что это означает потерю клиентов. Количество покупателей не снизилось, но средний чек на человека стал меньше.
- Как думаете, этот рынок будет развиваться в дальнейшем?
- Тут главным критерием все же является качество. Думаю, будет происходить некая зачистка рынка, те, кто не следят за качеством, удержаться не смогут.
- Вы для себя рассматриваете варианты объединения торговых сетей? Например, сделать не по четыре точки у каждого, а восемь точек на двоих?
- Мы такие варианты не рассматривали. Наша сеть также представлена в Хабаровске и Иркутске, и у нас есть интерес выйти и на другие регионы.
- Чем отличаются друг от друга хабаровский и владивостокский рынки?
- В Хабаровске это направление еще моложе, чем у нас, поэтому конкуренция меньше. Бизнес там идет немного динамичнее.
- У вас логистика едина?
- Только в отношении таких вещей, как упаковка, которую мы везем из Кореи. Все остальное рентабельно покупать на месте.
- А есть мысли перепрофилировать пит-стоп в ресторанчик у дороги?
- Да, хотели бы открыть пиццерию и кофе-стойки.
- Сколько человек работает в вашей компании? Как выстраиваете структуру управления?
- Наш коллектив насчитывает 30 сотрудников. Есть человек, занимающийся персоналом, и есть тот, кто контролирует качество продукции. Раздувать систему управления ненужно, потому что направленность не такая широкая.
Главное – контроль качества и регулярность поставок. Стоит все настроить, и оно будет работать по накатанной.
- Как формировалась команда?
- У учредителей появилась идея создать кафе, а когда дело пошло в гору, стали масштабировать бизнес.
- Какова миссия компании?
- Мы хотим очень крупную сеть. И также хотим прививать кофейную культуру.
- Сейчас у вас три "точки", а было четыре. Что стало с четвертой?
- Ее сожгли. Возможно, это сделали конкуренты. По этому делу идет разбирательство.
- В вашем бизнесе жесткая конкуренция? Были ли случаи, когда подходили и угрожали?
- Такого не было, это "девяностыми" попахивает. Хотя в последнее время есть ощущение, что они возвращаются, судя по поведению некоторых людей. У нас конкуренция жесткая, но цивилизованная. Конкуренция - это нормальное явления, она должна быть. Без конкуренции работать неинтересно. Это ведь соревновательный дух, хочется делать больше и лучше.
- Какие технологии интернет-маркетинга используете?
- Мы используем социальные сети. Хорошо работает Instagram. Доставку еды пока разрабатываем. Скоро откроем сайт.
- Что нужно запостить в Instagram, чтобы стало больше клиентов?
- Людей интересуют конкурсы. Мы часто разыгрываем билеты.
- Какие классические инструменты маркетинга, например, рекламу в СМИ, используете?
- Мы не используем рекламу в СМИ. Нам достаточно рекламных щитов и билбордов. Бывают места, когда точку не особо хорошо видно, а людей надо приучить к этому месту, поэтому и ставим рекламу.
- Во Владивостоке планируете открывать новые точки?
- Мы планируем остановиться на пяти, а дальше пойдем в другие регионы. Следует развивать те точки, которые есть, в увеличении проходимости и ассортимента.
- Меню в каждой точке единое?
- Да. Если вводится что-то новое, то сразу во всех точках. Технологические карты обязательны, как и в любом кафе. Есть такой момент, что каждый повар в свое блюдо вкладывает частичку себя. Как говорят, кофе вкусный у того бариста, который готовил его с настроением. Нужно любить свою работу просто.
- А как вы определите, будет ли ваш повар готовить с любовью или нет?
- Для этого существует стажировка, на которой человек и показывает себя.
- Всякий раз, когда проезжаю пит-стопы, меня очень смущает, что деньги пересчитываются теми же руками, которые готовят еду. Как организован этот процесс у вас?
- Все наши повара готовят в перчатках, а деньги пересчитывает продавец – отдельный человек.
- Какие новые тенденции отслеживаете на этом рынке?
- Когда путешествуем, обращаем внимание на новые рекламные фишки. Например, люк, стилизованный под чашку кофе, из которого идет пар. Если раньше у людей был спрос на сэндвичи и завертоны, то теперь пришло время что-то менять. Мы хотим ввести в меню гриль, чтобы люди могли пообедать более качественно. Мы пробно ввели несколько позиций, и люди охотно берут. Наши баристы много общаются с клиентами насчет содержания меню. Скоро введем анкетирование. Главное – улыбки и контакт с покупателем.
- Это проблема российского бизнеса – заставить улыбаться.
- Возможно, в других городах, но не во Владивостоке. Здесь много улыбаются.
- Какие есть альтернативные бизнес-идеи? Не думали открыть параллельный бизнес?
- Поступали предложения открыть на пляже бар с летними коктейлями. У нас на море вообще ничего нет, и купить вкусные напитки вообще нереально.
- Традиционный блиц. Быть предпринимателем сложно?
- Нет.
- Если бы решение, становиться предпринимателем или нет, вы принимали не тогда, а сейчас, то что бы решили?
- Становиться.
- Сформулируйте в трех словах ваше понимание предпринимательства.
- Сложный и очень сложный процесс.
- Ваш лозунг-напутствие молодым предпринимателям.
- Сил, терпения и успехов.
Напомним, "Бизнес 2.0" - еженедельная программа в рамках проекта PrimaMediaLIVE. Каждую среду участники Клуба молодых предпринимателей беседуют на различные темы так или иначе связанные с приморским бизнесом – от макроэкономики до программ по поддержке предпринимателей.
Ведущий программы - руководитель комитета по молодежному предпринимательству Приморского отделения "ОПОРЫ РОССИИ", председатель Клуба молодых предпринимателей Приморского края (ПримБиз), владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Предприниматели - о рынке детского отдыха в Приморье: это золотая жила, несмотря на кризис
Приморские предприниматели о ресторанном бизнесе: постоянный риск и инвестиции в клиентов
Развитие рынка шоу-румов во Владивостоке упирается в арендный вопрос - предприниматели