Один из секретов успешного и развивающегося бизнеса - постоянное обучение и самосовершенствование. Предприниматель, который решил, что ему достаточно опираться исключительно на свой опыт и учиться только на своих ошибках, будет неизбежно откатываться назад. Об обмене опытом и новых знаниях, а также о первом форуме молодых предпринимателей "РОСТ", который проходит во Владивостоке 20 и 21 ноября, в рамках проекта "Бизнес 2.0" на PrimaMediaLIVE председатель Клуба молодых предпринимателей, владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа беседует с основателем "Бизнес-Академии Ольги Стаценко" Ольгой Стаценко и членом организационного комитета форума "РОСТ" Василием Клюкиным.
- Расскажите немного о себе.
Ольга Стаценко: Основное наше направление – бизнес-образование. Мы помогаем предпринимателям делать бизнес устойчивее, лучше, сильнее. Если говорить лично обо мне, то для меня это отдушина. Мы занимаемся организацией бизнес-семинаров, бизнес-тренингов, привозим сюда великолепных спикеров-практиков, которые давно в бизнесе. Они с удовольствием делятся знаниями, опытом. Общение с ними очень помогает в жизни, как и в целом встречи с предпринимателями Владивостока на наших площадках. Академия как раз была создана мной для того, чтобы наш город процветал. Я считаю, что люди, создающие благосостояние в стране – это именно предприниматели, а не чиновники и правительство.
- До создания академии у вас также был бизнес, в котором вы успешно развивались.
Стаценко: Конечно. Я в бизнесе 25 лет. А если говорить об управленческом опыте, то около 30. У меня были проекты и социальные, и благотворительные.
- Такое впечатление, что вы с детского сада предпринимательством занимаетесь.
Стаценко: Я как раз окончила школу, и началась перестройка. А мы молодые. Я вспоминаю то время как огромную и бесконечную площадку для экспериментов. Любой бизнес у меня начинался случайно.
- Василий?
Василий Клюкин: Представлюсь, как обычно: ведущий консультант олигархов в области маркетинга и рекламы, трудолюбивый гений. Обожаю маркетинг и рекламу. Обычно ни одно крупное мероприятие во Владивостоке без моего участия не проходит.
- Касательно форума "РОСТ" подтверждаю. Смотрите, какой вопрос. Владивосток, несмотря на свою провинциальность и удаленность от центров, имеет достаточно большое количество гостей, гастролеров, спикеров и прочих. Хотя бы раз в неделю во Владивостоке кто-то читает свою уникальную лекцию на эксклюзивную тему, которую раньше до него ее никто 150 раз не читал. И вот рождается проект форума "РОСТ". Не будет ли это повторением того, что итак без форума происходит регулярно?
Стаценко: Объясню, почему даже я согласилась в этом участвовать. Я посмотрела, кто еще будет из спикеров. Если говорить о предыстории, то после третьего кризиса, в 1998 году, для себя я пошла учиться. Во Владивостоке не было такого бизнес-образования, училась везде и всюду. Прошла много всяких семинаров и тренингов, небесполезных, так как изюминку можно найти везде. Но в целом извлеченная польза не соответствует потраченному времени.
Я поняла, что основную ценность дают те люди, которые сами работали в бизнесе, все испытали на собственной шкуре. Знания, которые они дают, применять гораздо проще.
Для меня при отборе спикеров в своей академии это краеугольный камень. Человек, который приезжает ко мне, сам должен быть успешным бизнесменом. На любой вопрос из зала он может дать ответ. Когда я посмотрела, кто из спикеров принимает участие в форуме "РОСТ", я поняла, что вы набрали практиков. И это очень правильно.
Клюкин: Да, наши участники – люди с опытом: Виталий Веркеенко, Виктор Суханов, Константин Богданенко, Антон Скорик, Дмитрий Алексеев, Николай Токуренов. Это те, кто действительно живет в бизнесе, а не просто говорящие головы, сходившие на семь курсов MBA и транслирующие это в массы. В этом и есть главное отличие форума "РОСТ" от любых конференций, проходящих во Владивостоке.
Стаценко: Чем больше человек достигает в жизни, тем ему проще делиться знаниями. У него даже становится задачей сделать успешнее людей рядом с ним. И это желание поделиться бескорыстно.
Клюкин: Это социальная миссия.
- Согласен. Причем они делают это максимально откровенно. А как определить полезность? Как понять человеку, насколько ценно это мероприятие для него?
Стаценко:Если мы сейчас говорит о руководителе, то если он в какой-то момент не может остановиться, он становится бутылочным горлышком для своей компании. Не растет он – не растет компания. Это аксиома. Такой руководитель боится делегировать, он во всем участвует, все контролирует. Естественно, бизнес не может расти и расширяться, он шатается. Но однозначно учиться нужно у опытных людей. Я против обучения ради обучения.
Если у компании есть больные места на данный момент, то именно ими и нужно заниматься. Можно бесконечно копаться в собственных ошибках, но рынок-то быстро меняется, и своего опыта часто не хватает, а нужно бежать впереди всех. Соответственно, нужен чужой опыт, другие знания. И вот такие мероприятия дают эту информацию.
Форум хорош тем, что на нем много разных тем, которые идут параллельно. Задача участника – сесть и подумать, что конкретно у него "болит", какие он имеет планы на будущее, и тем самым определить тезисы, которые ему нужно выслушать. То есть не идти на определенного спикера, а идти на конкретную тему, которую нужно получить.
- Добавлю со своей стороны, как мы подходили к построению программы. У нас было три основных темы, которые мы считали самыми болезненными для молодых предпринимателей. Опыт общения за последние три года сказался. Первое – маркетинг (самое основное в любой компании), второе – инвестиции и финансы, третье – оперативное управление и бизнес-процессы. Это то, что редко кто может сформулировать, но на самом деле в малом бизнесе всегда является самой большой проблемой. Такой "дикий зверь", которым мало кто занимается. В итоге у всех идеально выстроенный отдел маркетинга, который абсолютно не работает, потому что вся система не работаем в целом. Мы пытались подобрать спикеров, которые достигли успехов в том или ином направлении. Понятно, что за два дня вы не получите пошаговых инструкций на все случаи жизни, но базовые знания, скелет вполне реально сформировать. Задача спикеров – сформировать эту базу.
Стаценко: Основная боль - это и есть управление. На самом деле за 2 тысячи лет никто ничего нового не придумал. Но как на людей влиять и как ими управлять – этому мало кто учит, а сейчас особенно, когда говорим о давлении на рынке. У кого-то наступают тяжелые времена. И как раз от точности управления, от точности влияния на людей очень много зависит в компании, насколько выстроена эта система.
Ты можешь безумные деньги тратить на маркетинг, мотивировать продавцов, но если некем и некому управлять, это не будет работать, если руководитель не знает, как управлять. Это та же самая технология, те же самые инструкции, которые надо выучить.
Полагаться на мнение, что он 10 лет управлял компанией, и все было хорошо, значит, надо идти в том же духе дальше, неверно. Идет молодое поколение. Евгений за собой ведет плеяду предпринимателей. Я недавно общалась со студентами ДВФУ, которые себя очень активно позиционируют. Они четко понимают, что им нужно учиться, знать матчасть и практику, и они готовы. Это те предприниматели, которые идут на смену мамонтам рынка. Думаю, что они нагло их подвинут. Но честно скажу, не верю в 25-летних спикеров и 30-летних консультантов.
- У нас есть Илья Сухих – директор ресторана Zuma.
Стаценко: Это другое. Я говорю про консультантов. Нужен опыт, экспертность нужно накопить. Как говорится, нужно свыше 5 тысяч часов и минимум 500 книг изучить в этой области, чтобы быть экспертом.
- Многое зависит от интенсивности этих часов. Пять лет или два года? Все-таки для чего нужен форум участникам? Что я найду там, чего нет в других мероприятиях?
Стаценко: Это огромный концентрат знаний. На других мероприятиях вряд ли его найдешь. Подобные форумы проходят в Москве, Санкт-Петербурге. Во Владивостоке я встречаю такое в первый раз. Кроме знаний также приобретаются связи. Можно найти партнеров. Человек поймет свои больные точки, свои пробелы, куда нужно углубляться, искать новые знания и новых людей, которые могут дать не только скелет, но и нарастить мышцы.
- Сразу расстрою: на форуме не будут давать на выбор красную или синюю таблетку. И такого в принципе не бывает в бизнесе, как и однозначно правильных решений. Если тебе сказали, и ты в точности повторил так, все равно не факт, что у тебя это сработает. Зависит от того, насколько ты готов расширять свои горизонты.
Клюкин: Нужно перескочить через это. Есть понимание многих бизнесменов: "Я все и так знаю. Смысла нет учиться". Зачастую сталкиваюсь с подобными людьми. Жизнь показывает, что это неправильно.
Стаценко: Когда он начинает так думать, значит, он остановился. Движение может быть либо вперед, либо назад.
Клюкин: Меня спросили: "Ты все время учишься. Зачем?" А по-другому скучно. Ты начинаешь закисать.
Стаценко: Есть даже определенные исследования, что если ты не хочешь стареть, то, будь любезен, учись.
Клюкин: Важны спорт, самообразование и образование окружающих.
- У нас также будет лекция. Николай Токуренов начнет второй день как раз с такой расстановки, как в жизни уделять внимание всему: бизнесу, спорту, образованию, семье, друзьям – всему, что вас окружает, чтобы не быть однобоко сфокусированным. Заряда хватит надолго.
Стаценко: Люблю читать биографии великих и успешных людей. Если их анализировать, то все гении много отдыхали. У них был правильно распределен день. Это подтверждает то, что нужно свою жизнь гармонично строить.
- Ольга, вы на форуме выступаете с темой "Власть и лидерство. Как влиять на людей". О чем будете говорить?
Стаценко: Это тема, вокруг которой больше всего спецэффектов и дыма. Я буду рассказывать о том, как на своих сотрудников оказывать влияние, нормальное, человеческое влияние. Для всех есть правила игры. Когда руководитель дал распоряжение, которое надо выполнить, другого варианта для сотрудников нет. Как эту власть взять в свои руки, как ей пользоваться, как ее постоянно поддерживать, потому что это, как ток в сети.
Это важно, потому что если ты – владелец компании, то это еще не означает, что ты лидер или руководитель для своих сотрудников. У нас ведь часто бывает, что ты формируешь команду, а она вскоре выступает против тебя.
Это техника. Есть несколько функций власти, которые руководитель должен знать и обязательно внедрять в компании. И будет счастье. По крайней мере, это будет управляемо. Лидером может стать любой человек, харизмой может обладать также любой, потому что этому всему можно научить.
- Василий, несколько слов о спикерах и обучающих посылах, которые они будут давать участникам.
Клюкин: Я бы с удовольствием послушал, что будет говорить Веркеенко. Энергетически мы с ним совпадаем. Мне интересен кейс, который везет "Донна пицца". Это действительно интересно, каким образом можно масштабировать проект, интересна их технологичность, система построения учета. Ребята разработали свою систему, как на раз можно строить пиццы по всему земному шару.
Напомним, первый форум молодых предпринимателей "РОСТ" начал свою работу в администрации Приморского края (ул. Светланская, 22) во Владивостоке сегодня, 20 ноября. В течение первого дня мероприятия с докладами перед участниками выступят владелец группы компаний "Эталон" Антон Скорик, основатель и совладелец "Додо Пицца" Федор Овчинников, один из руководителей проекта Topfranchise.ru Василь Газизулин, основатель и совладелец DNS Дмитрий Алексеев, председатель клуба молодых предпринимателей PrimbizЕвгений Шкарупа, вице-губернатор Сергей Нехаев и директор краевого департамента по развитию туризму Константин Шестаков и другие.
Подробности о событиях форума, актуальная информация о спикерах и темах доступна на странице мероприятия: http://primbiz.com/rost/. Также следить за новостями форума можно на канале YouTube и на страничке в Facebook.
Форум "РОСТ" проходит при поддержке администрации Приморского края, "Опоры России", "Сколково", Министерства экономического развития, клуба молодых предпринимателей Primbiz, Агентства стратегических инициатив, PrimaMedia, "ОТВ Прим" и hh.ru.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Первый форум молодых предпринимателей "РОСТ" стартовал во Владивостоке
Малому бизнесу на форуме "РОСТ" расскажут, как войти в ТОРы и Свободный порт Владивосток
Молодые предприниматели со всего Дальнего Востока примут участие в бизнес-форуме "РОСТ"