Рынок автосервиса в Приморье с одной стороны характеризуется высокой конкуренцией, а с другой — зачастую низким качеством услуг и неразвитым сервисом. Сделать бизнес рентабельным, рекламу сарафанной, а клиентскую базу постоянно растущей можно только в том случае, если компания сумеет выйти на новый уровень качества и не пойдет по легкому пути "гаражного" автосервиса. О том, как правильно "настроить" сервис на стабильную прибыль, в эфире в рамках проекта "Бизнес 2.0" на PrimaMediaLIVE председатель Клуба молодых предпринимателей, владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа беседует директором компании MasAuto Павлом Кирдой и заместителем директора компании ООО "Примавтопрокат" Андрей Беликом.
— Расскажите о вашем бизнесе.
Павел Кирда: Я пришел в этот бизнес три года назад, когда о культуре по уходу за автомобилями Владивосток еще не знал, и у людей были представления, что машину нужно просто помыть и натереть воском, не более. Наша компания занимается профессиональным уходом за внешним и внутренним состоянием автомобиля: полировки, защитные составы, наращивание лакокрасочного покрытия, всевозможные чистки и покраска кожи, восстановление пластиковых деталей, защита дисков, мойка двигателя. Это именно профессиональный уход за каждой мелочью.
— Как родилась идея создать такой бизнес?
Кирда: Мы начинали в 2012 году. Нас пригласил мой хороший товарищ Андрей Захаров – создатель этой бизнес-идеи. Ранее я работал в продуктовом бизнесе. Это была непосредственно оптово-розничная торговля. Я был наемным работником в 2000-х, а потом сами стали выходить за рубеж и завозить сюда те или иные продукты.
— Андрей, расскажите о вашем бизнесе.
Андрей Белик: Мы в этом бизнесе с 2012 года. Появилась идея открыть свой салон вместе с директором, когда сами воспользовались услугами атвопроката — взяли машину, которая была в ужасном состоянии, то есть фирма просто надувала клиентов. Так и родилась идея открыть свой автопрокат и полностью захватить эту сферу. Мы бывали за границей и видели, как машины сдаются в прокат там. И мы захотели по всему Дальнему Востоку открыть сеть прокатов, чтобы человек мог взять автомобиль в одной точке, а оставить, например, в другой, и за это с него не взималась бы дополнительная плата. Главный акцент мы хотели сделать на качестве услуг.
В 2012 году мы открыли первый прокат. Нас четверо – дружный коллектив, с детства знакомы. Сейчас у нас семь прокатов на территории Дальнего Востока. Когда у нас было уже более 200 машин в прокате, мы столкнулись с проблемой автосервиса во Владивостоке — техническое обслуживание машин не соответствует тем нормам, которые требовались у нас. Мы даже не могли нормально заделать в сервисе трещину на стекле – самую распространенную проблему прокатных машин. Поэтому мы открыли дочернюю компанию, которая выполняет огромный перечень услуг: СТО, замена и диагностика всех узлов и агрегатов автомобиля, автомойки по городу, триплекс, хромирование-покраска деталей кузова и других материалов, тепловые печи, где можно покрыть любую деталь автомобиля, химчистка и многое другое.
— В своих нишах вы были пионерами?
Белик: Мы были не первыми, но с нашей компании началась эпоха цивилизованных прокатов.
— Как обстоят дела с конкурентами?
Кирда: На нашем рынке конкурентов много — чуть ли не в каждом гараже умеют полировать, что-то делать. Но клиент всегда выбирает, как мы убедились за три нелегких года, качество. И он едет туда, где услугу делают качественно. Многие не могут себе позволить предоставить клиенту такой сервис. Мы – одна из немногих компаний, которая дает машину взамен, если работа занимает более суток. Наша компания предоставляет автомобиль, чтобы человек не оставался без колес. На такси не наездишься – это ведь неудобно.
— А в чем для вас выгода?
Кирда: Это и есть тот сервис, к которому привыкают люди. Они и платят за это деньги.
— Андрей?
Белик: У нас доходило даже до того, что конкуренты полностью копировали нас, но мы не обращаем на это внимание и добросовестно работаем.
— Как масштабируете бизнес?
Белик: Хотим завоевать полностью Дальний Восток по автопрокатам. После Приморья пойдем в Хабаровский край. Хотим сделать самую крупную сеть автопрокатов в азиатской части нашей страны. Пока у нас семь салонов.
— Это все филиалы?
Белик: Да, мы хотим сделать так, чтобы у клиента не было преград между регионами. В любом городе можно сдать машину, в любом городе мы сможем ее обслужить, чтобы никто ни о чем не волновался. И за самые минимальные деньги.
Кирда: У нас это филиальная сеть. В каждом районе города мы хотим поставить минимум по точке. Клиент должен понимать, что его в любом филиале обслужат по такому же высокому уровню.
— Влияет ли конкуренция на рентабельность вашего бизнеса?
Белик: Нет. Мы вышли на уровень, недосягаемый некоторым конкурентам. Это тот бизнес, где люди могут взимать плату за какие-то царапины, как это было раньше. Люди понимают, что при прокате с них забирают залоги при каких-то повреждениях, которых не было. Мы полностью искоренили этот момент. У нас человек берет машину и возвращает и всегда доволен. Нет ни одного негативного отзыва в Интернете.
Кирда: У нас все довольны. Но некоторые, когда слышат цену, говорят, что у дяди Васи в гараже на порядок ниже, и едут туда. А потом они говорят: "Надо было здесь у вас оставаться". Так что мелкие компании не влияют на нашу рентабельность.
— Насколько в ваших сферах важно обучение? Какие методики используете для себя?
Кирда: Наши мастера регулярно проходят обучение. Кого-то отправляем в другой город, либо если покупаем новую технологию, то привозим специалистов сюда к нашим ребятам, чтобы показали, как это работает. Химия подбирается только по профессиональному отбору, и человек должен понимать, как разбавить тот или иной состав, чтобы не нанести вреда, чтобы не стереть лак. Мы также сидим на семинарах. Это Москва, Питер – там, где есть соответствующий рынок.
Белик: У нас тенденция такова, что мы активно набираем молодежь. Только при воспитании преемников можно рассчитывать на достойное будущее нашей страны. Поэтому берем молодых специалистов, присматриваемся к ним, учим, помогаем. Не было ни одного человека, который не остался бы недовольным. У нас самих есть еженедельные собрания, где мы обсуждаем плюсы и минусы недели. Каждый раз мы учимся и становимся более грамотными.
— Как чувствует себя ваша сфера в период экономической нестабильности?
Кирда: Спад однозначно есть. Но в нашем бизнесе большую роль играет сезонность. У людей до сих пор неправильный стереотип, например, что машину лучше полировать к лету. На самом деле все наоборот. Зима — это как раз тот сезон, который наносит максимум вреда лакокрасочному покрытию. Для этого и надо покрывать диски, кузов, стекла перед зимой. За счет этого грязь и дорожные соли будут меньше липнуть. Но так как у людей сложился неправильный стереотип, то зимой вместо покрытия проводим много химчисток, так как всю эту грязь люди тащат в салон.
Белик: После саммита к нам стали часто приезжать москвичи и зарубежные инвесторы. Так мы получили постоянных клиентов из других регионов и стран. В данный момент кризис нашу сферу бизнеса затрагивает только косвенно. Например, в этот месяц приехало на пару-тройку человек меньше, чем в прошлом. Зарплаты у нас растут, не падают. Продолжаем набирать молодежь на работу. В этом месяце вот у нас два новых работника.
— Какой видите компанию, скажем, через 5 лет?
Кирда: Мы хотим выйти на федеральный уровень, а дальше иметь мировой масштаб, чтобы в другой стране открывать филиалы.
Белик: Уже рассказал о планах. Они грандиозны. Мы полностью затронем сферу услуг для людей и постараемся ее изменить, чтобы за минимальную сумму денег они пользовались этой услугой без какой-либо опаски.
— Где брали стартовый капитал?
Кирда: Стартовый капитал уже имелся. Все зависит от того, как вы видите свой бизнес. Часть собственного капитала была, пришлось машину с более дорогой сменить на попроще, где-то ужаться. Часть средств была заемной в банке. Обычно все составляют в самом начале смету, которая в итоге превышает то, что запланировал. Не хватило лишь маленькой части завершить до конца. Если изначально взять полностью кредит, то это будет очень сложно.
Белик: Для начала бизнеса нужен свой капитал. Мы и свои машины выставляли вначале на прокат. Также мы привлекаем людей с авто со стороны. Сейчас у нас большинство автопарка – машины нашей компании.
— Вначале не сталкивались с мнениями, мол, займись нормальной работой?
Кирда: В моей ситуаций, наоборот, близкие и друзья поддерживали и даже считали, что пусть лучше деньги крутятся у своих. Привозили к нам свои машины.
Белик: Всегда есть довольные и недовольные. Никогда в жизни не слушал людей, шел конкретно к своей цели и просто делал свое дело хорошо.
— Как ищите клиентов? Какие инструменты используете?
Кирда: Самая лучшая реклама – сарафанное радио. А так все те же инструменты, что и у многих. Интернет, радио, флаеры, всевозможные партнеры, даже не пересекающиеся с нашим бизнесом. Например, с нами работает ювелирная сеть за счет товарищеских отношений. Вот перед Новым годом они раздают подарочные сертификаты и бонусы от нашей компании своим клиентам, а мы – своим. Люди реально приходят. Вначале где только мы не размещались, а все равно клиенты говорили, что пришли по совету знакомых. Так что, какой инструмент сработал лучше, не могу сказать.
Белик: Сарафанное радио – самый ходовой двигатель продаж, но оно появляется не сразу.
— И плохо прогнозируется с точки зрения продаж. Невозможно предсказать, скольким людям ваш клиент расскажет о вас.
Белик: Мы используем интернет-технологии, интернет-оптимизацию.
Кирда: В Приморском крае люди предпочитают только Farpost.
Белик: Мы делаем предновогодние акции. В том году и в этом планируем благотворительную финансовую помощь дому малютки. Через неделю вот поедем туда. От всего нашего заработка мы отдаем 10%. В том году акция работала месяц, и мы отдали более 100 тысяч рублей.
— Для чего конкретно вы занимаетесь бизнесом?
Кирда: Мне нравится наблюдать за эмоциями человека, когда он забирает готовый автомобиль, их невозможно подделать. Конечно, еще и деньги получаем хорошие. Надо любить свою работу. В первую очередь, это эмоции, наш бизнес меняет других людей. Был случай, когда девочка прошла мимо, не узнав свой автомобиль, настолько он изменился.
Белик: Конечно, когда ты достигаешь цели, ты счастлив.
Кирда: Работу надо любить. Это ведь видят клиенты, как ты относишься к своему детищу.
— Как у вас было вначале со свободным временем и сейчас? Влияет ли это на семью?
Кирда: В моем случае много работы. Хватает времени только на то, чтобы поспать. Но близкие поддерживают, понимают мою цель. Привозят даже покушать на работу. Однако надо уметь не только работать, но и отдыхать. Работа была и будет, а семья – это штука такая. Жизнь проходящая. Отдых – это тоже работа. Например, стройка загородного дома.
Белик: Конечно, работа занимает много времени. Я работаю каждый день, так как хочу наблюдать за бизнесом полностью. Иногда даже ночую на работе. Семья понимает, хотя бывают срывы. Но дела житейские, мы их проходим. Я продолжаю заниматься спортом. На эти моменты всегда находим время. Летом и в 11 вечера можно пробежаться. Еще я — грандиозный патриот. Я и мои коллеги любим нашу страну, уважаем нововведения. Мы помогаем дому малютки, проводим соревнования для школьников. В Кавалерово устраивали от нашей компании турнир по кудо, награждали детишек. Я вижу, как дети развиваются. Считаю, если в семье нет денег, то спорт – единственная часть, чтобы в жизни хоть что-то получилось. Как минимум попасть в армию по контракту по спорту. Спортсмены не ленятся, у них все по расписанию, и таких людей можно всегда взять в серьезную компанию, так как на них можно положиться. Мы также планируем открывать спортзалы. Первый – в феврале. Это будет социальная миссия.
— Как разделяете свои финансы и финансы корпорации?
Кирда: У каждого свой уровень доходов. Понятно, что дом-семья, но основные средства я вкладываю обратно в бизнес. Можно найти новый состав, новые технологии, оборудование, чтобы мастера работали в большем комфорте, отложить на создание нового филиала и так далее. Можно и купить себе что-то дорогое, но ведь лучше открыть еще одну точку.
Белик: Мы разделяем финансы. Я забираю только свой процент. Остальным деньгам, которые находятся в обороте, есть свое место. Прибыль мы инвестируем обратно в бизнес, тем самым работая на перспективу.
— Какими качествами должен обладать человек, который является предпринимателем?
Кирда: Надо быть хорошим психологом, так как это подразумевает работу с клиентами. Взгляд, мимика подсказывают все. Надо быть целеустремленным, иметь определенную хватку, любить работу и идти дальше. Я проходил много тренингов, посещал психологические семинары, которые мне очень помогли в дальнейшем найти ко всем клиентам подход.
Белик: Бизнесмен – это обычный человек, который в первую очередь должен оставаться человеком. Открытый, честный, порядочный, целеустремленный, общительный, трудолюбивый, ведь бизнес приветствует ежедневный труд. Каждого человека нужно уметь понимать, обязательно выслушать, даже если он неправ.
— Павел, вы начинали один или с партнерами?
Кирда: Меня пригласили в этот бизнес. Огромное спасибо моему наставнику Андрею Захарову.
— Лучше в бизнес входить с партнером или самостоятельно?
Кирда: Сложный вопрос. На моем случае я имею хорошего партнера, которого знаю с 1991 года. У нас никогда не возникало финансовых споров. Так что в моей ситуации лучше было входить с партнером.
Белик: Мы начинали вчетвером. Меня позвал в компанию Роман Витальевич Кувшинов. Он меня полностью всему обучил. Согласен, бизнес проще начинать с партнерами. Приятно работать с нормальными, честными парнями, с которыми можно поделиться советом. Самое главное – правильный руководитель, который знает все моменты.
— Как подбираете себе команду? Есть ли у вас корпоративный дух?
Кирда: У нас, конечно, коллектив растет. По первому месяцу работы в нашей компании видно, наш ли это человек или нет. Он должен любить свою работу. Тогда мы как компания даем ему хорошие условия. Если брать руководящий состав, то мы каждую среду ходим в баню. Ребятам выдаем премии, выездные мероприятия всей компанией с семьями организовываем.
Белик: Мы призываем на работу молодежь. У нас все ребята изначально "духовитые", поэтому мы часто встречаемся вне работы.
Кирда: Самое главное умение руководителя – выслушать подчиненных. Он должен помочь своему коллеге. У меня был случай, когда не могли определить ребенка в садик. Надо помогать своим людям, они должны видеть в нем опору, что их выслушают и помогут.
— Наш традиционный блиц. Быть предпринимателем сложно?
Кирда: Трудно.
Белик: Нет.
— Если бы решение, становиться предпринимателем или нет, вы принимали не несколько лет назад, а сейчас, то что бы выбрали?
Кирда: Становиться.
Белик: Да, конечно.
— Охарактеризуйте в трех словах, чем для вас является предпринимательство?
Кирда: Занятие любимым делом и развитие.
Белик: Прогресс, стабильность, успех.
— Ваш лозунг-напутствие молодым предпринимателям.
Белик: Ничего не надо бояться, жизнь слишком коротка, чтобы бояться. Если что-то не получается, то браться за другое, но никогда не опускать руки, а пробовать и стараться. Если есть жилка бизнесмена, надо попробовать.
Кирда: Надо жить своим умом, а не идти на поводу у товарищей-советчиков. И если уж начал, то надо уверенно бить в одну цель. А если не получилось, надо пробовать и пробовать.
Напомним, что "Бизнес 2.0" — еженедельная программа в рамках проекта PrimaMediaLIVE. Каждую среду участники Клуба молодых предпринимателей беседуют на различные темы так или иначе связанные с приморским бизнесом – от макроэкономики до программ по поддержке предпринимателей.
Ведущий программы — руководитель комитета по молодежному предпринимательству Приморского отделения "ОПОРЫ РОССИИ", председатель Клуба молодых предпринимателей Приморского края (ПримБиз), владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Основатель ГК "Эталон" Антон Скорик: От "туалета для Бога" — к корпоративному счастью
Сеть "Додо Пицца": работа в шести странах, стратегия Мао Цзэдуна и "битва" за Владивосток
Предприниматели — о серийном бизнесе на PrimaMedia: Разнонаправленность побеждает кризиc