Борьба с коррупцией должна начинаться еще с детского возраста — формированием антикоррупционного правосознания. Таким образом, в будущем ни у кого не возникнет даже мысли нарушить закон и предложить взятку. О том, на чем основано это убеждение и каких успехов уже удалось добиться в решении поставленной задачи, в интервью корр. РИА PrimaMedia рассказал общественник, предприниматель и инициатор «Молодежного антикоррупционного проекта» в Приморье Александр Щербаков.
- Александр Владимирович, вы громко заявили о себе в конце 2015 года. Ваши билборды уже не первый месяц украшают все главные улицы Владивостока. В связи с этим возник вопрос: кто такой Александр Владимирович Щербаков?
- Я родился и вырос во Владивостоке. С этим городом и нашим морем связана вся моя жизни — отец был капитаном дальнего плавания, мама всю жизнь отработала в Министерстве обороны. Естественно, что я с самого детства хотел быть моряком. После окончания школы поступил в ДВИМУ им. Невельского на судоводительский факультет. После его окончания, по распределению работал на крупнотоннажных судах ДВМП в течение нескольких лет, а затем ушел на берег. Однако совсем отойти от моря не получилось - я работал в службе коммерческой эксплуатации флота. Проще говоря, искал работу морским судам. Тогда же, глядя на складывающуюся ситуацию в стране, когда большинство кораблей выводилось за пределы РФ под различными иностранными флагами, у нас с товарищами родилась идея создания судоходной компании, где были рефрижераторные пароходы, способные вывозить нашу рыбопродукцию. И как раз в то время по всему миру прокатилась череда арестов морских судов российских судовладельцев за различные долги. И вот наш выбор пал на одно из судов, которое было арестовано, задержано в норвежских фьордах — судно называлось «Голден айс». Это судно принадлежало легендарной компании «Востокрыбхолодфлот», ныне не имеющей ни одного судна, и раньше носило название «Бухта Русская». И вот на тот момент, когда мы заинтересовались этим пароходом, оно представляло собой если не груду металлолома, то, по крайней мере, то судно, которое судовладельцы были готовы списать на металлолом, дабы не испытывать дальнейших трат на эксплуатацию.
- И вот пришли вы и спасли легендарное судно.
- Это сильно сказано. Но история крайне интересная: в то время на борту находилось порядка 8 человек экипажа, которые просто жили на судне. Им было некуда идти, а вернуться домой не позволяло отсутствие средств. Дальнейшая судьба судна была понятна: либо мы забираем и каким-то образом реанимируем и выводим пароход, либо его продают на металлолом. Нам удалось в кратчайшие сроки договориться с судовладельцем, уладить вопросы с кредиторами и портовыми властями. Судно в итоге вышло из порта и дошло до Риги, где его и отремонтировали. Экипаж вернулся домой. Кстати, именно в Риге, после очень капиталоемкого ремонта, мы подняли над судном российский флаг. Да и название поменяли — все партнеры согласились переименовать его «Капитан Щербаков», в честь моего отца. Так появилось в нашей компании первое судно. Сейчас у нас в компании 4 однотипных судна, самому молодому их которых — 12 лет. Все суда построены по еще советскому проекту, мы, кстати, целенаправленно искали такие суда, они максимально удобны для наших высоких широт, наших морей, где серьезные шторма, лед и серьезные штормовые условия.
- Управление судоходной компанией — это практически целый мир, который требует полного погружения. Но сейчас вы заявили о себе еще и как об общественном деятеле, занимающемся вопросами коррупции. Как возникло решение, образно говоря, выйти на битву с этой давней бедой общества?
- Видимо, потому что дальше спокойно смотреть на ситуацию уже нет сил. Вот не побоюсь этих слов, но все же в нашей стране, все так или иначе сталкивались и сталкиваются с коррупцией. И далеко за примерами ходить не нужно — вспомним Океанариум. Проект, в который вложено огромное количество средств государства, и он до сих пор не запущен. Почему? Ну все прекрасно помнят громкое дело, когда после вмешательства Владимира Путина вскрылись коррупционные схемы. Возьмите те же дороги, которые, слава Богу, построены, но у нас нет ни тротуаров для пешеходов, ни велосипедных дорожек. По сути, мы на всех этапах сталкиваемся с коррупцией. Возьмите детей. Из 10 опрошенных 8 школьников хотят идти в высшие учебные заведения и становиться чиновниками. На вопрос: зачем? – люди отвечают, по сути, хотят воровать бюджетные деньги. Возьмите строительство. 80% себестоимости составляют всевозможные отчисления. Как угодно это назови, но это взятки чиновникам. По статистике у нас признано, что в теневом секторе некоторые отрасли занимают порядка 50% экономики. Это огромные цифры. На самом незначительном уровне мы ежедневно сталкиваемся на собственных примерах. И как судовладелец, и на пароходе те же самые проверяющие, которые строго относятся к российским судовладельцам. Порой складывается ощущение, что они требуют какого-то особого к себе внимания.
- Это ваша позиция, которая является своего рода заявкой на участие в политической жизни Приморья?
- Можно и так сказать. И главной своей задачей я считаю работу по формированию антикоррупционного правосознания. Проще говоря, это некое объяснение тех коррупционных составляющих, которые происходят в обществе: почему, в силу каких причин и как сделать, чтобы этого не было. Кроме того, сейчас очень многие люди, сталкиваясь с коррупцией, просто боятся говорить о таких фактах. И мы должны изменить и эту ситуацию. Все должны понимать, что чиновники, решающие какие-то вопросы — просто делают свою работу, за которую получают зарплату от государства, а не оказывают личную услугу, за которую надо отблагодарить. Мы стремимся сформировать антикоррупционное правосознание, дать понять, что такое жить, не давая взятки. Я хочу, чтобы мой сын даже не знал, что такое взятка, чтобы ни у кого не возникал вопрос, платить или не платить. Чтобы, к примеру, при нарушении ПДД на дороге, у людей даже мысли не возникало решить этот вопрос на месте, не оплачивая штраф, а предлагая некую сумму сотруднику ГИБДД. И я уверен, что задача по формированию такого правосознания – вполне решаемый вопрос.
- Кстати, одно время обсуждалась такая идея, что для борьбы со взяточничеством надо повысить зарплату чиновникам настолько, чтобы им было неинтересно брать взятку, если они и так хорошо получают. Как думаете, этот метод оправдан?
- Знаете, мне кажется, намного эффективнее, когда существует определенный контроль со стороны общества. Причем, не только за доходами, а такая практика очень распространена в Европе, но, прежде, и за выбором кандидатуры на тот или иной пост. Некий общественный фильтр, который должен быть перед подтверждением человека на ту или иную должность. И, вообще, чиновник должен быть примером во всем. Человек должен понимать, зачем он сел в это кресло и чего от него ждет общество. С моей точки зрения, чиновник - это человек, который думает по-государственному, беспокоится о своих гражданах, ему интересно знать общественное мнение, это наш с вами кандидат, которого мы хотим видеть в роли нашего руководителя.
- В конце прошлого года вы заявили о себе не только как об координаторе антикоррупционного проекта, но и как о создателе «Антикоррупционного вестника». Номера уже выходили? Где можно ознакомиться с газетой?
- Во-первых, есть интернет-ресурс, а, во-вторых, мы выпускаем листовки, которые распространяются по городу. Надо сказать, что за два месяца работы пошел очень большой отклик от населения — люди приходят, рассказывают о случаях коррупции, с которыми столкнулись. Для меня это сигнал о том, что мы правильно уловили запрос общества и даем на него адекватный ответ.
- В конце января вы приняли участие в пленарном заседании совета ветеранов, где основной темой разговора стало патриотическое воспитание. Вы же ставите себе целью формирование антикоррупционного сознания. Где связь между патриотизмом и коррупцией?
- С моей точки зрения, это неразделимые вещи. Развивая любовь к родине, мы даем возможность уважать страну и общество, в котором они живут. Молодежь – это те люди, которые идут к нам на смену. Это те люди, которые будут развивать экономику, которую мы только начинаем восстанавливать. А невозможно гордиться страной, в которой разворовываются государственные деньги, в которой все пронизано коррупцией. Именно поэтому развитие патриотического воспитания немыслимо без формирования антикоррупционного правосознания.
- Александр Владимирович, раз уж делаете заявку на участие в политической жизни края, вы уже выбрали себе идеологических партнеров? С которыми вместе будете реализовывать антикоррупционный проект?
- Вообще, это проект партии «Единая Россия», мне поручили реализовывать его в Приморском крае. Я, вообще, считаю, что сейчас это одна из самых работоспособных партий. Особенно, в свете последних заявлений нашего президента и премьера, которые говорят о том, что в политике должны быть те, кто зарекомендовали себя с хорошей стороны. Кстати, это не касается партийной принадлежности. Так как один из главных посылов последнего времени - чиновники, политики, чьи имена замешаны в скандалах или чья репутация запятнана, не должны управлять обществом, страной. Причем, такое отношение совершено не зависит от партийной принадлежности.
- Принимая решение стать сторонником «Единой России», вы учитывали неоднозначный имидж партии?
- Ни одна партия не может похвастаться теми изменениями, которые происходят именно внутри партии «Единой Россия». Пожалуй, в наших силах и в силах партии радикально изменить ситуацию и отношение граждан к партии и внутрипартийную обстановку.
- Александр Владимирович, все же давайте вернемся к вашей профессиональной деятельности. Сейчас кризис, многие компании испытывают значительные трудности. На положение «Востокфлота» кризис не сказался?
- На протяжении всего пути нашего предприятия нашим приоритетом является своевременная выплата зарплаты морякам. Люди этой профессии находятся в сложных условиях, обижать их мы не имеем право. Обязательства мы всегда выполняем.