Компания "СтройДело" работает на рынке домостроения в Приморье уже 10 лет. Для строительства использует местный материал (в основном ель, кедр и сосну), заготовка которого осуществляется в лесах на севере края. Полный цикл – от лесопилки до возведения – это основное конкурентное преимущество компании, которое позволило строителям из Приморья возводить дома по всему Дальнему Востоку. Сколько стоит построить дом из бруса и как на этом строительстве заработать, в проекте "Секреты бизнеса" на РИА PrimaMedia обсудили корр. агентства Инна Холина и директор компании "СтройДело" Алексей Кададов.
— Алексей, ваша компания специализируется на строительстве домов исключительно из дерева. А у вас есть загородный дом, который вы сами построили?
— Да, у меня есть собственный дом, в котором я живу. В таком же доме из дерева живет мой отец, а также много знакомых и друзей.
— Вы создаете дизайн проекты домов, что называется, под ключ? Дизайн и отделку внутри дома тоже придумываете?
— Да, мы работаем с клиентом от и до. В компании есть талантливый архитектор.
— За какое время можно построить дом из дерева?
— Обычно это 2-3 месяца. Это средний дом в 100-150 квадратов. Основной цикл.
— Если говорить о стоимости, то за 1 млн рублей можно себе построить дом?
— Можно построить дом и за 300-400 тысяч. Но, скорее всего, это будет маленький дачный домик. А так можно и в миллион уложиться. У нас цены начинаются от 15 тысяч за квадратный метр. Это основное строение или так называемый теплый контур. В основном заказывают дома 100-150 квадратов. В классическом русском стиле.
— Какие дома заказывают чаще в дачном стиле и те, в которых люди собираются жить круглый год?
— Как правило, заказывают дом с возможностью временного зимнего проживания. А потом часто увлекаются, и временный дом становится постоянным местом жительства. Люди стремятся зачастую выбраться из города, жить поближе к природе.
— Какой самый дорогой вариант приходилось продавать? Что в этом проекте было уникально?
— Дом был не самым дорогим, он стоил несколько миллионов, но примечателен был тем, что заказчик построил его далеко от Владивостока — 250 км за Кравцовскими водопадами. Это был лес и никакой инфраструктуры рядом. Это была большая территория земли со своим искусственным озером, речкой, вертолетной площадкой, со многими строениями: бани, мангалы, какие-то хозяйственные помещения, помещения, связанные с охотой. Это было примечательно тем, что не все ищут землю поближе к Владивостоку.
— Когда к вам обращается клиент, он должен уже иметь свою землю с подведенной инфраструктурой?
— В основном да, чаще всего люди обращаются уже со своими участками. Но у нас есть и база своих земельных участков, которые мы можем предложить клиенту.
— А если говорить о ценах на землю, то где дешевле, а где дороже?
— Конечно, пригород Владивостока сейчас стоит достаточно дорого.
Недорого можно купить в соседнем Надеждинском районе, где цены могут начинаться от 50 тысяч за участок. А реально тысяч 200-250 тысяч рублей– это средняя цена дачного участка.
— А если говорить о подведении коммуникаций, в какую сумму это может обойтись?
— От 200 тысяч рублей. Это водопровод и канализация. Все зависит от глубины скважины и от септика, который будет установлен. А подведение электричества сейчас обычно делается бесплатно за счет электросетей. Человеку нужны только техусловия.
— Жить в доме многие мечтают, но в рамках Владивостока построить свой дом, кажется, очень трудно – дорогая земля, проблемы с инфраструктурой и транспортной доступностью. На ваш взгляд, столица Приморья пригодна для строительства личных домов?
— Тут влияет сама география, сам ландшафт. Допустим, в Москве выбор участков намного больше, участки более пригодны для жилья, более доступны. Потому что Москва развивается во все стороны, как и любой другой город России, лежащий на плоскости.
А Владивосток развивается в одну. Со строительством мостов, добавилось еще две три стороны, на которые нанизаны все участки. В связи с этим есть и дороговизна земли, и неудобство.
Но мы имеем то, что имеем. Люди живут за городом, ездят на работу. В принципе, Надеждинский район – это 40 минут до Владивостока. Зачастую мы в пробках тратим больше времени. Поэтому во всем есть плюсы.
— Малоэтажные комплексы сегодня сформировали полноценный сегмент первичного рынка, а какую долю занимают именно деревянные дома?
— Сейчас из вновь строящихся домов, думаю, не ошибусь, если скажу, что как минимум — 50%.
— Заметен ли рост спроса на дома из дерева в последнее время?
— Последнее время, даже несмотря на кризис, есть тенденция у людей строить дома, в том числе деревянные. Если раньше планировали отдых чаще за границей, то сегодняшний курс рубля несколько скорректировал их желания. Поэтому многие предпочитают вкладывать деньги здесь, отдыхать здесь и иметь загородное жилье у себя на родине.
— Перейдем к цифрам. Сколько вы вложили в свое дело изначально?
— Это было порядка нескольких миллионов.
— За сколько они окупились?
— Какие-то инвестиции окупаются в течение года, какие-то – в течение нескольких лет.
— Вы вложили собственные деньги?
— И собственные, и заемные. У нас есть инвесторы. Люди в нас активно вкладывают деньги. Мы привлекаем какие-то средства.
— Сколько составляет годовой оборот вашей компании?
— Годовые – несколько десятков миллионов.
— Вы считаете свой бизнес высокомаржинальным?
— Если вести речь о марже, то есть такое понятие у финансистов: если маржа положительная или хотя бы равна +1, то уже есть смысл этим заниматься. В этом плане мы маржинальны. Но наценка у нас невысока. Мы стараемся работать на потоке. Стараемся построить больше домов и сделать на них минимальную наценку. Мы строим дома и эконом-сегмента, и премиум. У нас есть клиенты, которые хотят дома ближе к 500-600 квадратам.
— Строительный бизнес – это ваше первое дело?
— Да, первое. Я окончил строительный институт тогда еще ДВГТУ. Фактически с тех времен занимаюсь строительством.
— Почему выбрали это направление?
— Я учился в 90-х годах. Тогда было тяжело с подработкой у студентов и я начал брать первые подряды, выполнял их вместе с друзьями. Мы тогда были одними из первых, кто решил возродить студенческие строительные отряды. Это был конец 90-х годов и тогда мы несколько сезонов отработали в компании "Дальморепродукт". А затем я окончил учебу и ушел в большой бизнес. Сначала это было собственное ИП, потом одна компания, и пошло-поехало. Первые подряды, реклама, рекомендации.
— Насколько прибыльно строительство домов в Приморье? Быстро ли окупаются вложения? Как скоро можно заработать свой первый миллион молодому предпринимателю?
— Строительный бизнес хорош тем, что в него можно войти на начальном этапе без особых вложений. Обладая знаниями, можно уже выполнять подряды. Более того, есть масса людей, которые строят дома, не имея строительного образования.
Поэтому если человек имеет работать с информацией и не боится работы, то почему бы и нет. А время, которое он потратит на зарабатывание своего первого миллиона, зависит только от него.
— В своей работе вы ориентировались на крупные международные компании? Есть ли у вас эталон бизнеса, к которому стремитесь?
— В свое время я изучал опыт западных компаний, в частности, подмосковных. Там строительный бизнес из дерева очень развит, там высокая конкуренция. Компаний там очень много. Я зачастую полагался на их опыт. Также у меня были стажировки в США в несколько компаний, которые занимаются деревом. Я объехал с восточного побережья на западное, посетил несколько известных компаний.
— Многие руководители компаний работают больше, чем отдыхают, или считают свою работу отдыхом. А у вас как? Может себе позволить длительный отпуск, например, от одного месяца?
— На месяц теоретически я уехать могу, но предпочитаю отдыхать на работе. Долгие перерывы не считаю необходимым делать для себя, хотя был такой опыт.
— Готовы ли вы делегировать обязанности? Или вы считаете, что лучше вас вашу работу никто не выполнит?
— Безусловно, я делегирую полномочия. Считаю, что есть немало специалистов, которые могут сделать работу даже лучше меня.
— Насколько сильная конкуренция на рынке деревянного строительства в Приморском крае?
— Настоящих профессионалов у нас немного, а вот стихийных бригад сотни. Они нам вряд ли составляют конкуренцию, потому что мы – одна из единственных компаний, у которой есть полный цикл, когда дерево из леса попадает в стены дома. Мы делаем первичную обработку дерева на севере края, где оно срублено (там у компании есть свое производство – прим. ред), затем доставляем продукт во Владивосток, где оно и находит своего покупателя. Таким образом, мы можем влиять на цены нашего бруса, так как мы сами его заготавливаем и обрабатываем. Также мы несем гарантийные обязательства. По законодательству это не один год.
— Свое дерево вы продаете другим строительным компаниям?
— Как правило, нет, потому что мы едва удовлетворяем собственный спрос. Излишков у нас не остается.
— Что появилось раньше: деревозаготовка или строительство?
— Раньше появилось строительство домов. Затем мы стали общаться, находиться способы удешевления строительства, выходить на поставщиков, заготовщиков.
— Вы считаете свою компанию успешной уже сейчас или еще стремитесь вырасти до нужного уровня?
— Наша компания дает много рабочих есть в Приморье, особенно на севере края, где происходит лесозаготовка. Исходя из этого, считаю, что мы успешны. Мы планируем развиваться дальше, в будущем хотелось бы стать большим холдингом, который строит дома по всему Дальнему Востоку из местного леса, с производствами во всех лесных столицах региона.
— Именно такой вы видите свою компанию через пять лет? Или этого времени не хватит?
— Почему бы и нет. Пять лет – разумный срок для такого развития. Если будет спрос на дома, мы можем предложить достаточно недорогие экономичные варианты экологически чистых домов из нашего приморского леса.
— После девальвации рубля выросли цены на материалы для строительства, как вы с этим справляетесь?
— Безусловно, выросли, и из-за этого на рынке сложилась интересная ситуация.
На каменное и каркасное домостроение цены выросли почти в два раза вместе с долларом, а цена на деревянные дома, конечно, выросла, но не настолько.
Сейчас деревянное домостроение дешевле, чем другие виды.
— Какие отечественные материалы в строительстве домов вы используете кроме дерева?
— В эконом-сегменте утеплители используем отечественные, которые делают на Дальнем Востоке. Кровельные материалы – тоже местные. Мы можем строить и каменные дома, но это бывает редко. Делаем это только постоянным клиентам по большой просьбе.
— Продукция вашей компании может найти применения в сфере туризма? Например, в постройке гостиниц?
— Бухта Витязь, весь Хасанский район, Анисимовка, сейчас и остров Русский – там масса баз отдыха, которые являются нашими постоянными клиентами, где мы строили небольшие домики малые формы, а также целые комплексы. Так что это наша прямая клиентура, у нас есть спрос в этом направлении.
— Что вы можете посоветовать молодым предпринимателям, которые только собираются войти в строительный бизнес?
— Можно много давать советов: что правильно, а что неправильно. Нужно не бояться начинать с маленьких подрядов, брать их и действовать. Да, будут ошибки, но это даст большой опыт. Главное – нести ответственность за свои ошибки, и все получится.
СПРАВКА. Компания полного строительного цикла "СтройДело" на рынке Приморского края с 2006 года. Изначально компания занималась исключительно строительством домов, затем были организованы лесозаготовка и лесообработка. Для строительства компания использует местный материал (в основном ель, кедр и сосну), заготовка которого осуществляется в лесах на севере края. Занимается строительством бань, дач, домов, быстровозводимых зданий и сооружений. Также осуществляет отделку объектов, как внешнюю, так и внутреннюю.
РИА PrimaMedia благодарит кафе STUDIO за помощь в организации съемки
г. Владивосток ул. Светланская, 18а
+7 (423) 255-22-22
Напомним, проект РИА PrimaMedia "Секреты бизнеса" рассказывает о рыночной среде, в которой живет и действует региональное предпринимательское сообщество, а также предлагает вниманию читателя реальные истории становления и развития приморского бизнеса.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
История "Рыбного островка": Шаг к возрождению самобытного и вкусного рынка Владивостока
Основатель ГК "Эталон" Антон Скорик: От "туалета для Бога" — к корпоративному счастью
Сеть "Додо Пицца": работа в шести странах, стратегия Мао Цзэдуна и "битва" за Владивосток